Описа́ние — один из функционально-смысловых типов речи см. наряду с повествованием см. и рассуждением см.; словесное изображение какого-либо предмета, явления или действия через представление его характерных признаков. Цель описания — наглядно нарисовать словесную картину, чтобы читающий зримо представил себе предмет изображения. Описание отличается от других типов речи тем, что оно дает представление о каком-либо явлении, предмете, лице, состоянии, действии перечислением их признаков и свойств.Роль описания различна в художественной прозе, поэзии, публицистике, официально-деловой речи. В художественном произведении описание (наряду с повествованием) — один из самых распространенных компонентов монологической речи автора. Обычно выделяют следующие виды описания: см. портрет — изображение внешности персонажа (лица, фигуры, одежды, манеры поведения и т. п.):
Длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно [лицо Базарова]
оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и умИ. Тургенев;
динамический портрет, рисующий выражение лица, глаз, мимику, жесты, позу, действия и состояния персонажа:
Странная улыбка искривила его лицо, жалкая, печальная, слабая улыбка…Ф. Достоевский;
см. психологический портрет — описание внутреннего состояния персонажа, позволяющее автору приоткрыть внутренний мир или душевные переживания героя:
см. пейзаж — описание природы как части реальной обстановки, в которой разворачивается действие:
Нивы сжаты, рощи голы, / От воды туман и сырость…С. Есенин,
см. интерьер — изображение внутренней обстановки помещения:
Посреди комнаты — тяжелый, как гробница, стол, накрытый белой скатертью, а на ней два прибора, салфетки, свернутые в виде папских тиар, и три темных бутылкиМ. Булгаков,
см. изображение места и времени действия:
Меж торфяными низинами беспорядочно разбросался поселок — однообразные худо штукатуренные бараки тридцатых годов и, с резьбой по фасаду, с остекленными верандами, домики пятидесятыхА. Солженицын.
В художественном тексте описание выполняет многообразные функции. Так, описание природы часто рисует атмосферу действия, помогает осмыслить состояние персонажа. Оно может гармонировать с внутренним миром героя:
И он посмотрел кругом, как бы желая понять, как можно не сочувствовать природе. Уже вечерело; солнце скрылось за небольшую осиновую рощу, лежавшую в полверсте от садаИ. Тургенев —
или диссонировать с ним:
Небо было без малейшего облачка, а вода почти голубая, что на Неве так редко бывает. Купол собора… так и сиял, и сквозь чистый воздух можно было отчетливо разглядеть даже каждое его украшение. <…>
Необъяснимым холодом веяло на него [Раскольникова]
всегда от этой великолепной панорамыФ. Достоевский.
В публицистике документальное, точное воспроизведение деталей делает читателя как будто очевидцем происходящего: Памятник маленькому отважному существу с острыми ушками — Мумми-Тролю… Бронзовая фигурка примерно в половину человеческого роста… (Журнал «Всемирный следопыт»). Однако нередко описание дается через восприятие автора:
Воздушный, эльфический поэт был деловитым, крайне бытовым, заземленным по всем своим привычкам человеком. Внешность Фета, особенно в старые годы, была вызывающе антипоэтична: грузный, тяжелый, с грубым, прихмуренным, часто брюзгливым лицомЮ. Нагибин.
Описание как самостоятельный компонент композиции художественного или публицистического текста, как правило, прерывает развитие действия, однако если описание невелико по объему, то оно может быть органично включенным в повествование (так называемое повествование с элементами описания):
Я пробрался за толпою в церковь и увидал жениха. Это был маленький, кругленький, сытенький человечек с брюшком, весьма разукрашенный. <…>
Наконец раздался говор, что привезли невесту. Я протеснился сквозь толпу и увидел чудную красавицу, для которой едва настала первая весна.… Говорили, что ей едва минуло шестнадцать летФ. Достоевский.
Для художественного и публицистического описания характерно широкое использование средств языковой выразительности — метафор см., олицетворений, сравнений см., эпитетов см. и др.:
В широкий пролет окна видны были черепичные крыши Берлина — очертанья их менялись, благодаря неверным внутренним переливам стекла, — и среди крыш бронзовым арбузом вздымался дальний купол. Облака летели и прорывались, обнажая на мгновенье легкую изумленную осеннюю синевуВ. Набоков.
В текстах официально-делового стиля речи встречаются такие разновидности описания, как характеристика предмета, его техническое и информационное описание. При этом ставится задача точно назвать черты описываемого предмета или устройства, поэтому из делового описания всегда исключены художественно-эстетические средства: Автомат системы моментальных платежей — вандалостойкое (то есть способное выдерживать агрессивные воздействия при сохранении полной работоспособности) устройство для приема наличных средств и перевода их на счета обслуживающих компаний.
В описании главное — предметы и их качества, а не действия, поэтому ведущую роль в описании играют существительные, прилагательные, причастия; важны также назывные предложения см., обеспечивающие выразительность и наглядность изображения:
Кустарник и мелколесье. Жутковатая предвечерняя тишина. Молчаливые зарослиВ. Песков.
Глаголы в текстах-описаниях в смысловом отношении ослаблены; глаголы несов. вида более частотны, чем глаголы сов. вида. Сказуемое часто располагается после подлежащего:
Описание как тип речи, ориентированный на статическое отражение явлений действительности, противоположно повествованию см..
Белокурова С. П.Стилистика. Речь. Те...Тип речиОписание
Описа́ние — один из функционально-смысловых типов речи см. наряду с повествованием см. и рассуждением см.; словесное изображение какого-либо предмета, явления или действия через представление его характерных признаков. Цель описания — наглядно нарисовать словесную картину, чтобы читающий зримо представил себе предмет изображения. Описание отличается от других типов речи тем, что оно дает представление о каком-либо явлении, предмете, лице, состоянии, действии перечислением их признаков и свойств.
Роль описания различна в художественной прозе, поэзии, публицистике, официально-деловой речи. В художественном произведении описание (наряду с повествованием) — один из самых распространенных компонентов монологической речи автора. Обычно выделяют следующие виды описания: см. портрет — изображение внешности персонажа (лица, фигуры, одежды, манеры поведения и т. п.):
Длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно [лицо Базарова]
оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и умИ. Тургенев;
динамический портрет, рисующий выражение лица, глаз, мимику, жесты, позу, действия и состояния персонажа:
Странная улыбка искривила его лицо, жалкая, печальная, слабая улыбка…Ф. Достоевский;
см. психологический портрет — описание внутреннего состояния персонажа, позволяющее автору приоткрыть внутренний мир или душевные переживания героя:
см. пейзаж — описание природы как части реальной обстановки, в которой разворачивается действие:
Нивы сжаты, рощи голы, / От воды туман и сырость…С. Есенин,
см. интерьер — изображение внутренней обстановки помещения:
Посреди комнаты — тяжелый, как гробница, стол, накрытый белой скатертью, а на ней два прибора, салфетки, свернутые в виде папских тиар, и три темных бутылкиМ. Булгаков,
см. изображение места и времени действия:
Меж торфяными низинами беспорядочно разбросался поселок — однообразные худо штукатуренные бараки тридцатых годов и, с резьбой по фасаду, с остекленными верандами, домики пятидесятыхА. Солженицын.
В художественном тексте описание выполняет многообразные функции. Так, описание природы часто рисует атмосферу действия, помогает осмыслить состояние персонажа. Оно может гармонировать с внутренним миром героя:
И он посмотрел кругом, как бы желая понять, как можно не сочувствовать природе. Уже вечерело; солнце скрылось за небольшую осиновую рощу, лежавшую в полверсте от садаИ. Тургенев —
или диссонировать с ним:
Небо было без малейшего облачка, а вода почти голубая, что на Неве так редко бывает. Купол собора… так и сиял, и сквозь чистый воздух можно было отчетливо разглядеть даже каждое его украшение. <…>
Необъяснимым холодом веяло на него [Раскольникова]
всегда от этой великолепной панорамыФ. Достоевский.
В публицистике документальное, точное воспроизведение деталей делает читателя как будто очевидцем происходящего: Памятник маленькому отважному существу с острыми ушками — Мумми-Тролю… Бронзовая фигурка примерно в половину человеческого роста… (Журнал «Всемирный следопыт»). Однако нередко описание дается через восприятие автора:
Воздушный, эльфический поэт был деловитым, крайне бытовым, заземленным по всем своим привычкам человеком. Внешность Фета, особенно в старые годы, была вызывающе антипоэтична: грузный, тяжелый, с грубым, прихмуренным, часто брюзгливым лицомЮ. Нагибин.
Описание как самостоятельный компонент композиции художественного или публицистического текста, как правило, прерывает развитие действия, однако если описание невелико по объему, то оно может быть органично включенным в повествование (так называемое повествование с элементами описания):
Я пробрался за толпою в церковь и увидал жениха. Это был маленький, кругленький, сытенький человечек с брюшком, весьма разукрашенный. <…>
Наконец раздался говор, что привезли невесту. Я протеснился сквозь толпу и увидел чудную красавицу, для которой едва настала первая весна.… Говорили, что ей едва минуло шестнадцать летФ. Достоевский.
Для художественного и публицистического описания характерно широкое использование средств языковой выразительности — метафор см., олицетворений, сравнений см., эпитетов см. и др.:
В широкий пролет окна видны были черепичные крыши Берлина — очертанья их менялись, благодаря неверным внутренним переливам стекла, — и среди крыш бронзовым арбузом вздымался дальний купол. Облака летели и прорывались, обнажая на мгновенье легкую изумленную осеннюю синевуВ. Набоков.
В текстах официально-делового стиля речи встречаются такие разновидности описания, как характеристика предмета, его техническое и информационное описание. При этом ставится задача точно назвать черты описываемого предмета или устройства, поэтому из делового описания всегда исключены художественно-эстетические средства: Автомат системы моментальных платежей — вандалостойкое (то есть способное выдерживать агрессивные воздействия при сохранении полной работоспособности) устройство для приема наличных средств и перевода их на счета обслуживающих компаний.
В описании главное — предметы и их качества, а не действия, поэтому ведущую роль в описании играют существительные, прилагательные, причастия; важны также назывные предложения см., обеспечивающие выразительность и наглядность изображения:
Кустарник и мелколесье. Жутковатая предвечерняя тишина. Молчаливые зарослиВ. Песков.
Глаголы в текстах-описаниях в смысловом отношении ослаблены; глаголы несов. вида более частотны, чем глаголы сов. вида. Сказуемое часто располагается после подлежащего:
Описание как тип речи, ориентированный на статическое отражение явлений действительности, противоположно повествованию см..
Комментариев нет:
Отправить комментарий