Эпи́тет [греч. epitheton ‘приложение’] — образное определение. В стилистике принято отличать эпитет от логического определения, выделяющего данный объект из ряда других, называя признак, который не заключен в самом определяемом слове (пятиэтажный дом, высокая гора).
Эпитет с этой точки зрения либо подчеркивает в объекте (предмете, явлении, действии и т. д.) некое его постоянное качество (лебедь белая, широкая степь), либо выделяет качество, приписываемое объекту какой-либо традицией (Боже правый, хитрая лиса), либо указывает на типичный, наиболее характерный его признаккристальные ручьи
Предлагались различные классификации эпитета. Так, А. Н. Веселовский различал тавтологические (солнце красное, белый свет), пояснительные (столы белодубовые, ножки резвые, добрый конь), метафорические (черная тоска, мертвая тишина, седая земля) и синкретические, или «цветные», эпитеты (пестрая тревога, розовый стыд, зеленый шум). Устойчивым является термин постоянный эпитет, характерный для фольклора (поле чистое, море синее, тучи черные, солнце красное) и для гомеровских поэм (светлоокая Афина, быстроногий Ахилл, Одиссей хитроумный и т. д.).
В историческом аспекте различают:
Стремление к созданию оригинальных эпитетов — отличительная черта литературы новейшего времени, которая, однако, не исключает и использование традиционных эпитетов.
Индивидуальные эпитеты могут принимать форму
Эпитет может выражаться:
Приметы стиля определенного литературного направления или отдельного автора наиболее очевидны в системе его эпитетов (ср., напр., излюбленные эпитеты Лермонтова: одинокий, далекий, горький, вольный, дикий, дерзкий, бесплодный, погибший, холодный, жестокий и др.).
Эпи́тет [греч. epitheton ‘приложение’] — образное определение. В стилистике принято отличать эпитет от логического определения, выделяющего данный объект из ряда других, называя признак, который не заключен в самом определяемом слове (пятиэтажный дом, высокая гора). Эпитет с этой точки зрения либо подчеркивает в объекте (предмете, явлении, действии и т. д.) некое его постоянное качество (лебедь белая, широкая степь), либо выделяет качество, приписываемое объекту какой-либо традицией (Боже правый, хитрая лиса), либо указывает на типичный, наиболее характерный его признак
кристальные ручьи
Предлагались различные классификации эпитета. Так, А. Н. Веселовский различал тавтологические (солнце красное, белый свет), пояснительные (столы белодубовые, ножки резвые, добрый конь), метафорические (черная тоска, мертвая тишина, седая земля) и синкретические, или «цветные», эпитеты (пестрая тревога, розовый стыд, зеленый шум). Устойчивым является термин постоянный эпитет, характерный для фольклора (поле чистое, море синее, тучи черные, солнце красное) и для гомеровских поэм (светлоокая Афина, быстроногий Ахилл, Одиссей хитроумный и т. д.).
В историческом аспекте различают:
Стремление к созданию оригинальных эпитетов — отличительная черта литературы новейшего времени, которая, однако, не исключает и использование традиционных эпитетов.
Индивидуальные эпитеты могут принимать форму
Эпитет может выражаться:
Приметы стиля определенного литературного направления или отдельного автора наиболее очевидны в системе его эпитетов (ср., напр., излюбленные эпитеты Лермонтова: одинокий, далекий, горький, вольный, дикий, дерзкий, бесплодный, погибший, холодный, жестокий и др.).
Комментариев нет:
Отправить комментарий