вторник, 19 октября 2021 г.

Сравне́ние

Сравне́ние — средство выразительности, основанное на сопоставлении (реже противопоставлении) двух предметов, явлений, ситуаций, характеров и т. п. по какому-либо общему признаку.

Сравнение включает в себя сравниваемый предмет или явление (объект сравнения), объект, с которым происходит сопоставление (средство сравнения), и их общий признак (основание сравнения, «третий элемент»). Cравнение всегда раскрывает или подчеркивает в объекте некое основное качество или свойство, но также может указывать и на ряд дополнительных качеств.

Сравнение непосредственно соотносится с метафорой см., на что указал еще Аристотель:

И сравнение… — <своего рода> метафора; они различаются незначительно. Ведь если <кто> скажет об Ахилле: «Словно лев, выступал…» — это сравнение, а если «лев выступал» — метафора; поскольку оба храбры, он перенес бы на Ахилла наименование льва… <обороты>, одобренные как метафоры, очевидно, будут и сравнениями, а сравнения, лишась <одного только> слова <«как»> — метафорами («Риторика»)

Аристотель .

Однако возможны и сравнения, которые нельзя свести к метафоре:

Испанский гранд, как вор, / Ждет ночи и луны боится

А. Пушкин.

В данном случае указывается не на постоянное свойство объекта сравнения (в отличие от храбрости Ахилла), и потому использовать метафору «вор» для обозначения «гранда» в следующем отрезке текста нельзя.

Сравнение может быть расширено за счет дальнейшей детализации предмета или явления, с которым был сопоставлен объект. В таком случае говорят о развернутом сравнении (ср. с развернутой метафорой)Таковы многие сравнения Гомера, Данте, Н. В. Гоголя. Напр., в «Мертвых душах» чиновники в черных фраках, танцующие на балу у губернатора, сравниваются с мухами, которые

носятся… на белом сияющем рафинаде в пору жаркого июльского лета, когда старая ключница рубит и делит его на сверкающие обломки перед открытым окном; дети все глядят, собравшись вокруг, следя любопытно за движениями жестких рук ее, подымающих молот, а воздушные эскадроны мух, поднятые легким воздухом, влетают смело, как полные хозяева…

Н. Гоголь

и т. д. Картина, постепенно разворачиваемая автором, оказывается связана с объектом сравнения только через один (обычно не самый главный) общий элемент. см. Уподобление, в противоположность развернутому сравнению, раскрывает ряд параллельных общих черт между двумя предметами или явлениями. Так, встречающееся еще у античных авторов сравнение государства с кораблем может быть продолжено рядом параллелей: капитан (или кормчий) — глава государства, народ — команда, буря — смута и т. д.

Большинство сравнений сопоставляет явления, однако возможно и их противопоставление в отрицательных сравнениях, характерных для фольклора и его стилизаций:

Не тростник высок колышется, / Не дубровушки шумят, — / Молодецкий посвист слышится, / Под ногой сучки трещат

Н. Некрасов.

Обычной формой сравнения служит соединение двух его членов при помощи союзов каксловноподобнобудтоточно или слов как быкак будтопохож навот так бы иподобныйнапоминает и т. д. Однако возможны случаи сравнения без этих средств — с помощью тв. падежа:

Соловьем залетным / Юность пролетела

А. Кольцов;

сравнительной степени прилагательного с зависимым словом:
Девичьи лица ярче роз

А. Пушкин

и др.
Автор
Степанов А. Д.
Где я?
ЛитературоведениеФигуры речи


Сравне́ние — средство выразительности, основанное на сопоставлении (реже противопоставлении) двух предметов, явлений, ситуаций, характеров и т. п. по какому-либо общему признаку. Сравнение включает в себя сравниваемый предмет или явление (объект сравнения), объект, с которым происходит сопоставление (средство сравнения), и их общий признак (основание сравнения, «третий элемент»). Cравнение всегда раскрывает или подчеркивает в объекте некое основное качество или свойство, но также может указывать и на ряд дополнительных качеств.

Сравнение непосредственно соотносится с метафорой см., на что указал еще Аристотель:

И сравнение… — <своего рода> метафора; они различаются незначительно. Ведь если <кто> скажет об Ахилле: «Словно лев, выступал…» — это сравнение, а если «лев выступал» — метафора; поскольку оба храбры, он перенес бы на Ахилла наименование льва… <обороты>, одобренные как метафоры, очевидно, будут и сравнениями, а сравнения, лишась <одного только> слова <«как»> — метафорами («Риторика»)

Аристотель .

Однако возможны и сравнения, которые нельзя свести к метафоре:

Испанский гранд, как вор, / Ждет ночи и луны боится

А. Пушкин.

В данном случае указывается не на постоянное свойство объекта сравнения (в отличие от храбрости Ахилла), и потому использовать метафору «вор» для обозначения «гранда» в следующем отрезке текста нельзя.

Сравнение может быть расширено за счет дальнейшей детализации предмета или явления, с которым был сопоставлен объект. В таком случае говорят о развернутом сравнении (ср. с развернутой метафорой)Таковы многие сравнения Гомера, Данте, Н. В. Гоголя. Напр., в «Мертвых душах» чиновники в черных фраках, танцующие на балу у губернатора, сравниваются с мухами, которые

носятся… на белом сияющем рафинаде в пору жаркого июльского лета, когда старая ключница рубит и делит его на сверкающие обломки перед открытым окном; дети все глядят, собравшись вокруг, следя любопытно за движениями жестких рук ее, подымающих молот, а воздушные эскадроны мух, поднятые легким воздухом, влетают смело, как полные хозяева…

Н. Гоголь

и т. д. Картина, постепенно разворачиваемая автором, оказывается связана с объектом сравнения только через один (обычно не самый главный) общий элемент. см. Уподобление, в противоположность развернутому сравнению, раскрывает ряд параллельных общих черт между двумя предметами или явлениями. Так, встречающееся еще у античных авторов сравнение государства с кораблем может быть продолжено рядом параллелей: капитан (или кормчий) — глава государства, народ — команда, буря — смута и т. д.

Большинство сравнений сопоставляет явления, однако возможно и их противопоставление в отрицательных сравнениях, характерных для фольклора и его стилизаций:

Не тростник высок колышется, / Не дубровушки шумят, — / Молодецкий посвист слышится, / Под ногой сучки трещат

Н. Некрасов.

Обычной формой сравнения служит соединение двух его членов при помощи союзов каксловноподобнобудтоточно или слов как быкак будтопохож навот так бы иподобныйнапоминает и т. д. Однако возможны случаи сравнения без этих средств — с помощью тв. падежа:

Соловьем залетным / Юность пролетела

А. Кольцов;

сравнительной степени прилагательного с зависимым словом:
Девичьи лица ярче роз

А. Пушкин

и др.

Комментариев нет:

Отправить комментарий