Сравне́ние — средство выразительности, основанное на сопоставлении (реже противопоставлении) двух предметов, явлений, ситуаций, характеров и т. п. по какому-либо общему признаку.
Сравнение включает в себя сравниваемый предмет или явление (объект сравнения), объект, с которым происходит сопоставление (средство сравнения), и их общий признак (основание сравнения, «третий элемент»). Cравнение всегда раскрывает или подчеркивает в объекте некое основное качество или свойство, но также может указывать и на ряд дополнительных качеств.
Сравнение непосредственно соотносится с метафорой см., на что указал еще Аристотель:
И сравнение… — <своего рода>
метафора; они различаются незначительно. Ведь если <кто>
скажет об Ахилле: «Словно лев, выступал…» — это сравнение, а если «лев выступал» — метафора; поскольку оба храбры, он перенес бы на Ахилла наименование льва… <обороты>
, одобренные как метафоры, очевидно, будут и сравнениями, а сравнения, лишась <одного только>
слова <«как»>
— метафорами («Риторика»)
Аристотель .
Однако возможны и сравнения, которые нельзя свести к метафоре:
Испанский гранд, как вор, / Ждет ночи и луны боитсяА. Пушкин.
В данном случае указывается не на постоянное свойство объекта сравнения (в отличие от храбрости Ахилла), и потому использовать метафору «вор» для обозначения «гранда» в следующем отрезке текста нельзя.
Сравнение может быть расширено за счет дальнейшей детализации предмета или явления, с которым был сопоставлен объект. В таком случае говорят о развернутом сравнении (ср. с развернутой метафорой). Таковы многие сравнения Гомера, Данте, Н. В. Гоголя. Напр., в «Мертвых душах» чиновники в черных фраках, танцующие на балу у губернатора, сравниваются с мухами, которые
носятся… на белом сияющем рафинаде в пору жаркого июльского лета, когда старая ключница рубит и делит его на сверкающие обломки перед открытым окном; дети все глядят, собравшись вокруг, следя любопытно за движениями жестких рук ее, подымающих молот, а воздушные эскадроны мух, поднятые легким воздухом, влетают смело, как полные хозяева…Н. Гоголь
и т. д. Картина, постепенно разворачиваемая автором, оказывается связана с объектом сравнения только через один (обычно не самый главный) общий элемент. см. Уподобление, в противоположность развернутому сравнению, раскрывает ряд параллельных общих черт между двумя предметами или явлениями. Так, встречающееся еще у античных авторов сравнение государства с кораблем может быть продолжено рядом параллелей: капитан (или кормчий) — глава государства, народ — команда, буря — смута и т. д.
Большинство сравнений сопоставляет явления, однако возможно и их противопоставление в отрицательных сравнениях, характерных для фольклора и его стилизаций:
Не тростник высок колышется, / Не дубровушки шумят, — / Молодецкий посвист слышится, / Под ногой сучки трещатН. Некрасов.
Обычной формой сравнения служит соединение двух его членов при помощи союзов как, словно, подобно, будто, точно или слов как бы, как будто, похож на, вот так бы и, подобный, напоминает и т. д. Однако возможны случаи сравнения без этих средств — с помощью тв. падежа:
сравнительной степени прилагательного с зависимым словом:
и др.
Степанов А. Д.ЛитературоведениеФигуры речиСравнение
Сравне́ние — средство выразительности, основанное на сопоставлении (реже противопоставлении) двух предметов, явлений, ситуаций, характеров и т. п. по какому-либо общему признаку. Сравнение включает в себя сравниваемый предмет или явление (объект сравнения), объект, с которым происходит сопоставление (средство сравнения), и их общий признак (основание сравнения, «третий элемент»). Cравнение всегда раскрывает или подчеркивает в объекте некое основное качество или свойство, но также может указывать и на ряд дополнительных качеств.
Сравнение непосредственно соотносится с метафорой см., на что указал еще Аристотель:
И сравнение… — <своего рода>
метафора; они различаются незначительно. Ведь если <кто>
скажет об Ахилле: «Словно лев, выступал…» — это сравнение, а если «лев выступал» — метафора; поскольку оба храбры, он перенес бы на Ахилла наименование льва… <обороты>
, одобренные как метафоры, очевидно, будут и сравнениями, а сравнения, лишась <одного только>
слова <«как»>
— метафорами («Риторика»)
Аристотель .
Однако возможны и сравнения, которые нельзя свести к метафоре:
Испанский гранд, как вор, / Ждет ночи и луны боитсяА. Пушкин.
В данном случае указывается не на постоянное свойство объекта сравнения (в отличие от храбрости Ахилла), и потому использовать метафору «вор» для обозначения «гранда» в следующем отрезке текста нельзя.
Сравнение может быть расширено за счет дальнейшей детализации предмета или явления, с которым был сопоставлен объект. В таком случае говорят о развернутом сравнении (ср. с развернутой метафорой). Таковы многие сравнения Гомера, Данте, Н. В. Гоголя. Напр., в «Мертвых душах» чиновники в черных фраках, танцующие на балу у губернатора, сравниваются с мухами, которые
носятся… на белом сияющем рафинаде в пору жаркого июльского лета, когда старая ключница рубит и делит его на сверкающие обломки перед открытым окном; дети все глядят, собравшись вокруг, следя любопытно за движениями жестких рук ее, подымающих молот, а воздушные эскадроны мух, поднятые легким воздухом, влетают смело, как полные хозяева…Н. Гоголь
и т. д. Картина, постепенно разворачиваемая автором, оказывается связана с объектом сравнения только через один (обычно не самый главный) общий элемент. см. Уподобление, в противоположность развернутому сравнению, раскрывает ряд параллельных общих черт между двумя предметами или явлениями. Так, встречающееся еще у античных авторов сравнение государства с кораблем может быть продолжено рядом параллелей: капитан (или кормчий) — глава государства, народ — команда, буря — смута и т. д.
Большинство сравнений сопоставляет явления, однако возможно и их противопоставление в отрицательных сравнениях, характерных для фольклора и его стилизаций:
Не тростник высок колышется, / Не дубровушки шумят, — / Молодецкий посвист слышится, / Под ногой сучки трещатН. Некрасов.
Обычной формой сравнения служит соединение двух его членов при помощи союзов как, словно, подобно, будто, точно или слов как бы, как будто, похож на, вот так бы и, подобный, напоминает и т. д. Однако возможны случаи сравнения без этих средств — с помощью тв. падежа:
сравнительной степени прилагательного с зависимым словом:
и др.
Комментариев нет:
Отправить комментарий