среда, 12 февраля 2025 г.

ЕГЭ-сочинение по тексту Паустовского про Андерсена


           Константин Георгиевич Паустовский в своем эссе о всемирно известном датском сказочнике Гансе Христиане Андерсене старается ответить на вопрос «как так вышло, что филистерской Дании появился поэт-сказочник, как сын сапожника стал писателем?» Если перечитать текст Паустовского под другим углом зрения, то можно ответить и на поставленный в задании к сочинению вопрос – «Что можно считать признаком внутреннего богатства?» 
            Константин Георгиевич Паустовский считает «незлобивость по отношению к жизни признаком внутреннего богатства.

Если человек радуется хорошему и интересному вокруг, если человек любопытен и способен «замечать то, что ускользает от ленивых человеческих глаз»; если человек способен у себя под ногами найти множество любопытных вещей, например: сухой мох, подорожник, обломок ракушки – и увидеть в них материал для сказки; если человеку «нет охоты растрачивать время и силы на борьбу с житейскими неудачами», потому что мир вокруг полон поэзии и хочется жить только ею, то такой человек – «истинный поэт «божьей милостью», человек с богатым внутренним миром. Такого человека обычно называют человеком творческим, художником. Такому человеку не скучно жить. Этот талант, редкая способность удивляться и радоваться миру дается человеку с богатым внутренним миром. А может, и так: способность радоваться и удивляться формирует богатый внутренний мир.

Обратной стороной таланта, богатого внутреннего мира часто становится неумение жить. Человек с богатым внутренним миром часто непрактичен, беспомощен перед проблемами обыденной жизни, неустроен в быту, в семейной и общественной жизни. Что стоят житейский невзгоды по «сравнению с этой благодатной, душистой весной», - пишет Паустовский про Андерсена. Таких людей считают чудаками, презирают. Люди с богатым внутренним миром часто одиноки, их ото всюду гонят, клянут. И часто просто ради пустой забавы. Для людей с богатым внутренним миром обыденная жизнь исполнена страданий: «жизненный путь … человека, умевшего видеть по ночам свечение шиповника, похожее на мерцание белой ночи, и слышать воркотню старого пня в лесу, не был усыпан венками, - пишет Константин Паустовский про жизнь Андерсена.

Итак, прочитав эссе про Андерсена, можно прийти к такому выводу: человек с богатым внутренним миром часто неустроен материально, отвергнут. Примеры-иллюстрации противопоставлены. Не замечая невзгод, талантливый человек часто признается: «Все хорошее во мне топтали в грязь», — как Андерсен. И «можно только преклоняться перед мужеством этого человека, не растерявшего на своём житейском пути ни доброжелательства к людям, ни жажды справедливости, ни способности видеть поэзию всюду, где она есть». Такими словами заканчивается отрывок из эссе Паустовского про Андерсена.

Что незлобивость – признак внутреннего богатства видно на примере многих героев русской литературы: Соня Мармеладова и Наташа Ростова, Илья Обломов и Петр Гринев, Герои Шукшина и Андрея Платонова – все они с богатым внутренним миром и способны не сгибаться от житейских невзгод, сохраняя интерес к миру и многочисленным его проявлениям.

422 слова



ИСХОДНЫЙ ТЕКСТ

(1)Андерсен умел радоваться всему интересному и хорошему, что попадается на

каждой тропинке и на каждом шагу. (2)Пожалуй, неправильно называть это свойство

умением. (3)Гораздо вернее назвать его талантом, редкой способностью замечать то, что

ускользает от ленивых человеческих глаз.

(4)Мы ходим по земле, но часто ли нам является в голову желание нагнуться и

тщательно рассмотреть эту землю, рассмотреть все, что находится у нас под ногами.

(5)А если бы мы нагнулись или даже больше — легли бы на землю и начали

рассматривать её, то на каждой пяди мы бы нашли много любопытных вещей.

(6)Разве не интересен сухой мох, рассыпающий из своих кувшинчиков изумрудную

пыльцу, или цветок подорожника, похожий на сиреневый солдатский султан? (7)Или

обломок перламутровой ракушки — такой крошечный, что из него нельзя сделать даже

карманное зеркальце для куклы, но достаточно большой, чтобы бесконечно переливаться

и блестеть таким же множеством неярких красок, каким горит на утренней заре небо над

Балтикой.

(8)Да мало ли что увидишь у себя под ногами! (9)Обо всём этом можно писать

рассказы и сказки, — такие сказки, что люди будут только качать головами от удивления

и говорить друг другу:

— Откуда только взялся такой благословенный дар у этого долговязого сына

башмачника из Одензе? (10)Должно быть, он всё-таки колдун.

(11)Андерсен считал свою жизнь прекрасной и почти безоблачной, но, конечно,

лишь в силу детской своей жизнерадостности. (12)Эта незлобивость по отношению к

жизни обычно бывает верным признаком внутреннего богатства. (13)Таким людям, как

Андерсен, нет охоты растрачивать время и силы на борьбу с житейскими неудачами,

когда вокруг так явственно сверкает поэзия и нужно жить только в ней, жить только ею и

не пропустить то мгновение, когда весна прикоснётся губами к деревьям. (14)Как бы

хорошо никогда не думать о житейских невзгодах! (15)Что они стоят по сравнению с этой

благодатной, душистой весной.

(16)Андерсену хотелось так думать и так жить, но действительность совсем не была

милостива к нему, как он того заслуживал.

(17)Слишком часто Андерсену давали понять, что он «бедный родственник» в

датской литературе и что ему — сыну сапожника и бедняка — следует знать своё место

среди господ советников и профессоров. (18)Над ним насмехались за то, что в нём текла

«мужицкая кровь», что он не был похож на спесивых и благополучных обывателей, за то,

что он был истинный поэт «божьей милостью», был беден, и, наконец, за то, что он не

умел жить.

(19)Неумение жить считалось самым тяжким пороком в филистерском обществе

Дании. (20)Андерсен был просто неудобен в этом обществе — этот чудак, этот, по словам

философа Киркегора, оживший смешной поэтический персонаж, внезапно появившийся

из книги стихов и забывший секрет, как вернуться обратно на пыльную полку библиотеки.

(21)«Все хорошее во мне топтали в грязь», — говорил о себе Андерсен. (22)Говорил

он и более горькие вещи, сравнивая себя с тонущей собакой, в которую мальчишки

швыряют камни, но не из злости, а ради пустой забавы.

(23)Да, жизненный путь этого человека, умевшего видеть по ночам свечение

шиповника, похожее на мерцание белой ночи, и слышать воркотню старого пня в лесу, не

был усыпан венками.

(24)Андерсен страдал жестоко, и можно только преклоняться перед мужеством этого

человека, не растерявшего на своём житейском пути ни доброжелательства к людям, ни

жажды справедливости, ни способности видеть поэзию всюду, где она есть.

(По К. Г. Паустовскому*)

 

 

Напишите сочинение-рассуждение по проблеме исходного текста «Что можно считать признаком внутреннего богатства?»

Сформулируйте позицию автора (рассказчика) по указанной проблеме.

Прокомментируйте, как в тексте раскрывается эта позиция. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, важные для понимания позиции автора (рассказчика), и поясните их. Укажите и поясните смысловую связь между приведёнными примерами-иллюстрациями.

Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста. Включите в обоснование пример-аргумент, опираясь на читательский, историко-культурный или жизненный опыт. (Не допускается обращение к таким жанрам, как комикс, аниме, манга, фанфик, графический роман, компьютерная игра).

Объём сочинения – не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту) или не самостоятельно, не оценивается. Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев. Такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно и разборчиво, соблюдая нормы современного русского литературного языка

Комментариев нет:

Отправить комментарий