Безусловно, нужно, даже, я думаю, необходимо. Так, например, Илья Ильич Обломов, главный герой одноименного романа Гончарова, видимо, не часто думал о своих ошибках. Приехав в Петербург из своей богоспасаемой Обломовки, Илья Ильич поначалу жил как все: окончил университет, завёл приличную обстановку, служил, ходил в департамент, радовался, грустил, влюблялся... Ни в характере, ни в образе жизни Ильи Ильича ничто не предвещало ошибки.
Да, собственно, и ошибка-то случилась пустяшная:
Обломов перепутал Астрахань и Архангельск и отправил письмо не в тот город. Эта
пустяковая ошибка, а также обломовская "голубиная кротость" привели к
тому, что сначала Илья Ильич сказался больным, а затем и вовсе подал в
отставку. Постепенно Обломов отвык от жизни и последние три года, из 12 лет,
проведенных в Петербурге, совсем никуда не выходит, осознав, что горизонт его
деятельности и жития-бытия кроется в нём самом.
Мы не знаем точно, насколько много и часто думал
Обломов о своей ошибке, однако мы знаем, что тот Обломов, которого мы видим на
страницах романа формально начался с неё, с того, что Илья Ильич перепутал
Астрахань и Архангельск.
Мне кажется, что через какое-то время Обломов
вообще перестал вспоминать об этой дурацкой ошибке. Зато, когда в жизни
Обломова наступала одна из ясных и сознательных минут, он думал. Но, конечно,
не о дурацкой ошибки, а о своей жизни. Обломов думал о том, почему его жизнь
началась с погасания: почему он от юности сразу перешёл в старость, минуя
зрелость. Обломов думал также и о том, почему у него нет воли к поступку,
почему он, взрослый 33-летний мужчина, не только не может написать письмо
старосте, переехать на новую квартиру, закончить план обустройства родной Обломовки,
но и просто не может встать с дивана, снять халат, начать хоть что-то делать. В
начале романа Обломов страдает от чувства вины, что драгоценный клад его души
завален дрянью, что он изменил идеалам юности служить Отечеству на парусах ума
и воли. Это чувство вины приводит Обломова к осознанию того, что гамлетовский
вопрос "быть или не быть" стал для него - "Теперь или
Никогда".
Мучаясь сознанием вины и желанием быть полезным,
считая свою жизнь ошибкой, Обломов, конечно, принимает решение исправить ошибку:
Илья Ильич выбирает "Теперь", выбирает вернуться в жизнь, выбирает
поприще, выбирает Служение. Но эта вторая попытка пожить жизнью других приводит
Обломова к убеждению, что "эта их петербургская жизнь" - вовсе не
жизнь, нет ничего человеческого в игре дрянных страстишек, в карьеризме, в
пустоте светской жизни.
Безусловно, обдумывание своей ошибочной жизни
причиняет Обломову боль. Однако это обдумывание ошибок приводит Обломова к
убеждению, что его задача теперь – сохранить себя Целым, не стать Другим,
сохранить человеческую душу и ум, не растратиться по пустякам.
Вторая ошибка Обломова, которую он серьезно
обдумывает и даже пишет большое письмо об этой ошибке, - его любовь к Ольге
Ильинской. Ведь всё, что писал Обломов Ольге в начале их отношений, оказалось
пророческим. В письме Обломов считает ошибкой и свою надежду быть любимым,
осуществить мечту о Жене как царице новой Обломовки и выбор Ольги; Ольге нужен
Другой – не Обломов.
Других ошибок Обломов не совершает: во всяком
случае ни угасание на Выборгской стороне в доме Агафьи Матвеевны Пшеницыной, ни
брак с нею, ни ребенок от нее, не вызывают у Обломова скорбных чувств.
Наоборот, последние годы своей жизни Обломов считает своей судьбой. Да,
воспоминания об Ольге (ошибка) приносят боль, и Обломов старается не
вспоминать.
Таким образом, можно сделать вывод, что серьёзное
обдумывание ошибок позволяет человеку прожить жизнь осмыслено, сделать верный
выбор, не изменять себе и как можно меньше ранить других.
562 слова
Комментариев нет:
Отправить комментарий