Что не так в борьбе с общественным мнением?
В борьбе с общественным мнением всё так! И с общественным мнением всё так! Человеческая цивилизация, культура всегда развивалась и будет развиваться между двумя полюсами - покоем и движением: общество - покой, личность - движение. Общественное мнение на то и "общественное", что в нем нет творчества, нет движения, порыва. Общественное мнение всегда охраняет достигнутое и боится всего нового, неизведанного. Общественное мнение, охраняя настоящее, живёт прошлым. И чем дольше покой в настоящем, тем больше деградирует общество, тем консервативнее общественное мнение. Для общественного мнения важен образец, то, что уже было: "Учились бы, на старших глядя..." - говорит Фамусов и приводит примеры подобострастия и низкопоклонства Максима Максимыча, который "на золоте едал" и "с ключом и детям ключ сумел доставить", заслужил высокий чин тем, вовремя упал несколько раз перед монаршиим лицом.Общественное мненье становится вздорным, как только перестает думать о будущем. Тогда мнение Марьи Алексеевны или немилостивый взгляд Хлёстовой губят всё живое, всё устремленное в будущее. Для тех, кто дорожит общественным мнением, важнее всего – быть как все: добиться чинов в очередь, жениться, обустроить гнёздышко, завести нужные знакомства... Так живут Берги и Фамусовы, так устроен город N Гоголя или Щедрина, Добычина или Майка Науменко.
Общественное мнение стремится к стагнации, к неподвижности, к энтропии. Если бы существовало только общественное мнение, человеческая цивилизация остановилась бы. Но, к счастью, человек, особенно молодой, устремлён в будущее. В любом обществе, даже в самом консервативном, даже в едином обществе Единого государства («Мы» Замятина) всегда найдутся те, кто несёт новое слово.
Тех, кто не приемлет догму, покой, энтропию, принято называть революционерами. Или еретиками. Эти разрушители, конечно, вредны обществу. И общество обязательно с ними борется. А общественное мнение – это всего лишь охранительные слова, призванные оградить от всего нового, неизведанного по принципу «как бы чего не вышло». Кстати, по Чехову, в том, что образованные учителя и врачи стонут от фискальства Беликова, оказался виноват вовсе не Беликов: «все были с зонтиками и в перчатках». Таким образом, можно сказать, что общественное мнение – это защитный футляр, «Зеленая Стена», «Часовая Скрижаль» в ряду других охранительных инструментов государства и общества.
С общественным мнением бороться бессмысленно! Так, в борьбе с мнениями фамусовского общества проиграл Чацкий, так раскаялся и стал предателем Д-503. Терпят поражение князь Андрей и Лев Толстой, Рэндл Макмёрфи и Кен Кизи. Но общественное мнение можно формировать. Можно окружить себя единомышленниками (Петр Кириллович Безухов в эпилоге - член общества хороших людей). Можно писать пьесы и ставить их (как Чехов или Вацлав Гавел). Можно писать книги или заниматься наукой. Можно быть композитором или художником. Можно влюбиться. Любая творческая деятельность, любое неприятие пошлости, отрицание конформизма, в конце концов, любая честно прожитая жизнь – возможность формировать общественное мнение.
В антиутопии Замятина «Мы» жизнь всех нумеров прозрачна и едина, а в романе Набокова Цинцинната Ц приговорили к смертной казни за непрозрачность, или «гносеологическую гнусность». Этот роман-поэма Набокова о последнем в мире поэте: по сюжету Цинцината приглашают на его собственную казнь, но в финале романа, когда умирает последний поэт – умирает весь мир, поэт идет к таким же непрозрачным, как и он сам. В связи с темой о том, всё ли так в борьбе с общественным мнением, интерпретировать смыл романа «Приглашение на казнь можно так: если общество уничтожит творческих людей, всех еретиков и революционеров, само общество погибнет, так как без обновления, без движения жизнь невозможна.
Подводя итог, можно сказать, что в борьбе с общественным мнением всё так: так же, как было всегда: всех борцов и революционеров, всех ученых и поэтов, которые взрывали привычные представления общества, сначала казнили или просто отвергали, изолировали, а спустя десятилетия (или даже столетия) общество принимало новое и обновлялось.
572 слова
Комментариев нет:
Отправить комментарий