понедельник, 19 апреля 2021 г.

Три ЕГЭ-сочинение по тексту Экзюпери "Делец и Маленький принц"

СОЧИНЕНИЕ 1

К1Думаю, что описывая встречу бизнесмена и Маленького принца, Экзюпери, как, впрочем, и в других главах своей философской сказки про Маленького принца, ставит вопрос о смысле жизни, вопрос о бессмысленности многих «важных» занятий человека.

К2Так, например, деловой человек, или бизнесмен, и его занятость делом (ведь бизнесмен - это деловой человек) описаны автором с иронией: ПИ1"Некогда спичкой чиркнуть», - говорит бизнесмен, считая и пересчитывая звёзды, потому что решил, что он ими владеет; значит, нужно не пропустить новую звезду: вовремя заявить свои права, оформить патент.

ПИ2Экзюпери также отмечает, что деловому человеку мечтать некогда и что, считая «свои» звёзды, бизнесмен даже забыл, как называются эти маленькие блестящие красивые золотые штучки. Экзюпери смеётся над тем, что люди называют "владеть": записать на бумажке, положить в ящик и запереть на ключ.

ПИ3Маленький принц (и автор) находит такое занятие забавным, даже поэтичным, но никак не серьезным, то есть вовсе не важным занятием.

СВЯЗЬЭтим «важным» занятиям взрослых Экзюпери противопоставляет настоящие дела Маленького принца: полить цветок, вычистить вулканы. По мнению Антуана де Сент-Экзюпери, «владеть» – значит заботиться. По мнению известного писателя, то, что принято считать важным и серьезным, на поверку оказывается лишённым смысла. Так, Маленький принц понимал по-своему, что серьезно, а что несерьёзно, «совсем не так, как взрослые».

К3Итак, Экзюпери считает так: если люди решили, что они владеют миром, то миру от этого должна быть польза.

К4Подобную мысль высказал Чехов: Яков, герой рассказа «Скрипка Ротшильда», удивляется тому, как бесполезно и убыточно проходит жизнь людей и как она бы была прекрасна, если бы люди приносили друг другу и окружающему миру пользу. 

248 слов


СОЧИНЕНИЕ 2

В данном тексте Антуан де Сент-Экзюпери, знаменитый французский писатель, поднимает тему ценности разных увлечений, их полезность для человека и окружающего мира. Свою позицию автор раскрывает через Маленького принца, героя сказки: он считает, что увлечение коллекционированием звезд интересное, но не такое уж и серьезное занятие.

Так, мальчик встречает делового человека на своем пути и интересуется, чем же таким занят его новый знакомый. Выясняется, что дело это необычное - пересчет звезд на небе, чтобы в дальнейшем переписать число на бумажку, положить ее в ящик и запереть на ключ. Маленький принц удивляется серьезности делового человека и задает несколько вопросов, на основании ответов на которые делает вывод, что весь этот процесс подсчета ничего не значит, банк на самом деле выдуманный и никто кроме самого человека наличие звезд подтвердить не сможет. Этот пример показывает, что пользы от подсчета звезд никакой, это занятие ничего в мир не приносит, так к тому же эти звезды даже нельзя с собой унести, в отличие от, например, шелкового платка.

Маленький принц, чтобы переубедить своего знакомого, приводит в пример полезной деятельности свою повседневную жизнь. Мальчик рассказывает о том, что поливает свой цветок и прочищает вулканы: «и моим вулканам, и моему цветку полезно, что я ими владею». Данный эпизод иллюстрирует полезность увлечения, потому что оно приносит пользу цветку и вулканам, то есть окружающему миру.

Я не могу полностью согласиться с позицией автора, потому что думаю, что каким бы увлечение ни было – главное, что оно радует человека, который им занимается. Разумеется, это хорошо, когда хобби еще и приносит пользу, однако даже удовольствие от своей деятельности можно считать положительным качеством.

255 слов



СОЧИНЕНИЕ 3

В данном тексте посредством диалога персонажей, а именно, Маленького принца и делового человека, Антуан де Сент-Экзюпери затрагивает проблему жизненных ценностей и их влияния на личность человека. Возникает проблемный вопрос: что делает человека человеком?

В качестве первого примера-иллюстрации проблемы текста выступают неоднозначные ответы делового человека-звездочета на вопросы Маленького принца. Первый сам не знает, зачем занимается подсчетом звезд и растерян, когда Маленький принц пытается выяснить у него это. В ходе диалога создается впечатление, что он придумывает цель своего занятия на ходу. Подытоживает деловой человек тем, что ему принадлежат все звезды, которые он сосчитал, потому что "до него никто так сделать не додумался", утверждает он, хотя и сам понимает, что не знает этого достоверно. Так, деловой человек, самопровозглашенный миллионер, "хранит" свои звезды в своем же выдуманном банке, испытывая тщеславие и гордыню.

Вторым примером-иллюстрацией главной проблемы текста служит финальное заключение Маленького принца, казалось бы, наивное, но ставящее делового человека в тупик. Маленькиц принц указывает ему на нематериальность его владения звездами: ведь "им нет никакой пользы" от факта владения ими в этой ситуации, а значит, он и не владеет ими вовсе. Деловой человек от ясности этой мысли теряет дар речи.

Автор текста относится к общей ситуации с иронией, наивный мальчик разоблачает пустоту деятельности "серьёзного" человека. Высмеивается образ якобы постоянно занятого, делового человека. 

На мой взгляд, не стоит строить себе ложных убеждений, жить в иллюзии. Необходимо подойти к выбору своего жизненного пути максимально рассудительно, чтобы не оказаться на месте "делового человека".

235 слов



Маленький принц. Глава 13

ИСХОДНЫЙ ТЕКСТ

(1)Деловой человек был так занят, что при появлении Маленького принца даже головы не поднял.

– (2)Добрый день, – сказал ему Маленький принц. – (3)Ваша папироса погасла.

– (4)Три да два – пять, пять да семь – двенадцать, двенадцать да три – пятнадцать. (5)Добрый день. (6)Некогда спичкой чиркнуть. (7)Уф! (8)Итого, стало быть, пятьсот один миллион шестьсот двадцать две тысячи семьсот тридцать один.

– (9)Пятьсот миллионов чего?

– (10)А? (11)Ты ещё здесь? (12)Пятьсот миллионов... уж не знаю чего... (13)У меня столько работы! (14)Я человек серьёзный, мне не до болтовни!

– (15)Пятьсот миллионов чего? – повторил Маленький принц: спросив о чём-нибудь, мальчик не успокаивался, пока не получал ответа.

(16)Деловой человек понял, что надо ответить, а то не будет ему покоя.

– (17)Пятьсот миллионов этих маленьких штучек, которые иногда видны в воздухе.

– (18)Это что же, мухи?

– (19)Да нет же, такие маленькие, блестящие. (20)Красивые, золотые. (21)Всякий ротозей как посмотрит на них, так и размечтается. (22)А я человек серьёзный. (23)Мне мечтать некогда.

– (24)А, звёзды?

– (25)Вот-вот, звёзды.

– (26)Пятьсот миллионов звёзд? (27)Что же ты с ними делаешь?

– (28)Что делаю?

– (29)Да.

– (30)Ничего не делаю, я ими владею.

– (31)Владеешь звёздами?

– (32)Да.

– (33)А для чего тебе владеть звёздами?

– (34)Чтобы быть богатым.

– (35)А для чего быть богатым?

– (36)Чтобы покупать ещё новые звёзды, если их кто-нибудь откроет.

– (37)А как можно владеть звёздами?

– (38)Звёзды чьи? – ворчливо спросил делец.

– (39)Не знаю, ничьи.

– (40)Значит, мои, потому что я первый до этого додумался.

– (41)И этого довольно?

– (42)Разумеется, этого довольно. (43)Если ты найдешь алмаз, у которого нет хозяина, значит, он твой. (44)Если ты найдешь остров, у которого нет хозяина, он твой. (45)Если тебе первому придёт в голову какая-нибудь идея, ты берешь на неё патент: она твоя. (46)Я владею звёздами, потому что до меня никто не догадался ими завладеть.  

– (47)Вот это верно, – сказал Маленький принц. – (48)И что же ты с ними делаешь?

– (49)Распоряжаюсь ими. (50)Считаю их и пересчитываю. (51)Это очень трудно. (52)Но я человек серьёзный.

(53)Однако Маленькому принцу этого было мало.

– (54)Если у меня есть шёлковый платок, я могу повязать его вокруг шеи и унести с собой. (55)Если у меня есть цветок, я могу его сорвать и унести с собой. (56)А ты ведь не можешь забрать звёзды!

– (57)Нет, но я могу положить их в банк.

– (58)Как это?

– (59)Сначала считаю, потом пишу на бумажке, сколько у меня звёзд.

(60)Потом кладу эту бумажку в ящик и запираю его на ключ.

– (61)И всё?

– (62)Этого довольно.

(63)«Забавно и даже поэтично, но не так уж это серьёзно», – подумал Маленький принц. (64)Что серьёзно, а что не серьёзно, – это Маленький принц понимал по-своему, совсем не так, как взрослые.

– (65)У меня есть цветок, – сказал он, – и я каждое утро его поливаю.

(66)У меня есть три вулкана, я каждую неделю их прочищаю. (67)Все три прочищаю, и потухший тоже. (68)Мало ли что может случиться. (69)И моим вулканам, и моему цветку полезно, что я ими владею. (70)А звёздам от тебя нет никакой пользы...

(71)Деловой человек открыл рот, но так и не нашёлся, что ответить. (72)Маленький принц отправился дальше.

(По Антуану де Сент-Экзюпери*) * Антуан де Сент-Экзюпери (1900–1944) – знаменитый французский писатель, поэт, эссеист.


3 комментария:

  1. добрый день,скажите, пожалуйста, почему вы не пишите заключение? Надо ли его писать? а также подтверждение своего мнения?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте!
      ВВЕДЕНИЕ и ЗАКЛЮЧЕНИЕ
      Введение – это начало вашего сочинения. Исходя из задачи сформулировать проблему, введение, с одной стороны, готовит формулировку проблемы, с другой – просто является вашим откликом, реакцией на исходный текст: например, текст понравился и сразу захотелось (или не сразу) откликнуться на него таким началом (введением). Или, если вы долго не могли найти и сформулировать проблему, а, прокомментировав текст, поняли, где её искать, то введение может называть сферу этих поисков, указывать тот круг вопросов, где может находиться проблема текста.
      Специально мучиться и писать введение не стоит, потому что, написав введение, придётся писать заключение, и ещё потому, что плохое введение, не подготавливающее проблему, может увести вас от неё. Конечно, введение с заключением – это по-разному об одном, и эти структурные элементы сочинения-рассуждения призваны делать ваше сочинение композиционно более стройным, продуманным и завершённым.
      https://naschyuroki.blogspot.com/2019/04/blog-post_23.html

      Удалить
    2. Введение и заключение - необязательные элементы ЕГЭ-сочинения, то есть можно не писать.
      А вот сформулировать и обосновать "своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста" необходимо. И в этом последнем обязательном элементе ЕГЭ-сочинения приводить аргументы из литературы НЕ обязательно.

      Удалить