четверг, 15 апреля 2021 г.

Итоговое сочинение на тему "Согласны ли Вы с утверждением М. Горького: «человека создаёт его сопротивление окружающей среде»?"

Согласны ли Вы с утверждением М. Горького: «человека создаёт его сопротивление окружающей среде»? 

‌Алексей Максимович Пешков сказал это о себе. И псевдоним он выбрал не случайно. Горький рано понял: чтобы как-то противостоять "свинцовым мерзостям жизни", тлетворному влиянию среды, нужно не соглашаться, нужно сопротивляться. И в этом противостоянии с обществом и его идеалами можно рассчитывать только на себя. Нужно все время двигаться, не поддаваться застою среды, не опускаться до уровня окружения, воспитывать в себе человека. "Остановился – умер, затосковалзатосковал -  задумался", - говорил Макар Чудра, старый мудрый цыган, один из новых героев Горького - босяков.

Сопротивление уберегло молодого Пешкова и от мерзостей жизни, и от самоубийства. Чуть позже из-за несогласия с общепринятыми представлениями и в результате собственных размышлений Горький станет поборником новой философии Ницше. Знаменитый монолог Сатина о гордом человеке – и мечта самого Горького о будущем человеке, и сублимация идеи Ницше о сверхчеловеке.

Итак, идея не соглашаться и сопротивляться – жизненный опыт самого Горького и одна из определяющих философских идей нового времени.

Что человека формирует сопротивление окружающей среде и несогласие с общепринятыми представлениями, не раз доказывали и Толстой, и Достоевский, и Пушкин и Лермонтов. И, конечно, Чехов. Неслучайно, в советские годы Чехова называли обличителем пошлости и мещанства, а современники – жестоким талантом.

Всем известны страшная в своей обыденности история Дмитрия Ионыча Старцева или полная авторского сарказма история Беликова и со скуки пожелавших непременно его женить «читавших Боклей» горожан.

Рассмотрим, как верность слов Горького о необходимости сопротивления среде проявляется в рассказе Чехова "Дама с собачкой". В первой части рассказа Дмитрий Дмитриевич Гуров, типичный москвич, скучает в Ялте и знакомится с молодой женщиной, которую Чехов называет дамой с собачкой. Типичный москвич Гуров считает женщин низшей расой, с юности изменяет жене, служит в банке, читает газеты - словом, плывет по течению. Личность Гурова спит. Во второй части рассказа, когда Гуров понял, что полюбил в первый раз в жизни, он понимает, как ужасающе скучна наша жизнь: и серый забор, и низшая раса, и осетрина с душком... Теперь Дмитрий Дмитрич Гуров и Анна Сергеевна стараются придумать, как сделать так, чтобы не прятаться, не обманывать. Как сделать так, чтобы их тайная настоящая жизнь стала явной, как быть верным себе, любви и истине и не противостоять обществу, не стать объектом травли для ханжей и трусов. Для Гурова и Анны Сергеевны Дидериц необходимость сопротивления окружающей среде открыла любовь.

А вот Якову Матвеевичу Иванову, гробовщику из рассказа "Скрипка Ротшильда", убыточность жизни открылась только перед смертью. Яков недоумевает, почему люди мешают друг другу жить, почему вся жизнь, а Якову уже 70 лет, превратилась в убытки, почему от жизни одни убытки, а от смерти польза? Почему жизнь, которая даётся человеку один раз, проходит без пользы.
Яков не знает. Но читателю в конце концов становится понятно, что гробовщик жил как простой мужик в одной комнате бедно и грубо, что зря обижал людей и жену, что его жизнь прошла впустую, потому что Яков Бронза не сопротивлялся: после 50 лет жизни с Марфой не осталось ничего, кроме убытков и... скрипки. Но скрипку Яков завещал флейтисту Ротшильду: когда Якова брала тоска, он трогал скрипку - и становилось легче. Скрипка Ротшильда – надежда Чехова, что, послушав грустный мотив убыточной жизни, люди станут сопротивляться и когда-нибудь смогут сделать так, чтобы можно было и на скрипке играть, и баржи водить, и пух продавать; чтобы не было ненависти и злобы и чтобы люди имели бы друг от друга громадную пользу.

535 слов

Комментариев нет:

Отправить комментарий