понедельник, 20 мая 2024 г.

ЕГЭ-сочинение по тексту блогера Вихорева о карандашах и ручках.

    Олег Вихарев – блогер – сравнивает российскую и европейскую систему школьного образования. Вернее, он рассуждает о том, к чему в итоге приводит российская традиция чистописания ручкой и европейская – карандашом. Вероятно, проблему, которую ставит в своей «педагогической поэме» Вихарев, можно сформулировать так: «Почему русский человек боится сделать ошибку, а европеец – нет?» Или так: «Почему карандаш лучше ручки?» Блогер Вихарев совсем не рассматривает, к каким возможным негативным последствиям может привести традиция писать карандашом; но с увлечением рассуждает о том, к чему приводит чистописание ручкой.

    Так, сравнивая условного финского Вилле, получающего высший балл за не сразу написанную и, может, многократно исправленную работу, и русского ученика, получающего «жирный трояк или снисходительную четвёрку с минусом» даже за верно написанную ручкой работу, блогер Вихарев приходит к следующему выводу: «Когда ребёнок пишет карандашом, он не боится ошибиться – ведь ошибку легко исправить. Подтёр, переписал – и готово. Ребёнок понимает, что ошибаться не страшно. Когда ребёнок пишет ручкой, он в ужасе».
    Продолжая свои размышления о том, к чему приводит российская традиция чистописания ручкой, Вихарев также обращает внимание на то, что ошибки не только снижают отметки, но и доводят «девочекотличниц до истеричной дрожи», заставляют «всё переделывать с самого начала», приводят к страшному осознанию, что «каждая помарка – это клеймо».
    Таким образом, начав с простого сравнения чистописания карандашом и чистописания ручкой, Вихорев доводит последствия разных традиций чистописания до кардинальных различий русского человека и европейца. Мы видим, что примеры Вихарева связаны причинно-следственной связью.
    Авторская позиция блогера, несмотря на самоиронию, ясно выражена в предложениях 34-38: Вихарев считает, что чистописание ручкой калечит детей и что в итоге мы получаем людей безответственных, боящихся ошибки и потому – безынициативных, робких, забитых.
    Мне понятны мысли и чувства блогера Вихорева. Вероятно, и образ учительницы, трясущей тетрадью с исправлениями, и пресловутые Грязь, Клеймо, Поезд ушел, и девочкиотличницы с истерической дрожью – из детских воспоминаний автора.  Тогда, конечно, размышления Вихорева о космических последствиях выбора ручки или карандаша для чистописания имеют право на существование. Однако, хочется заметить, что даже в конце 80-х и в 90-е годы можно было приобрести «волшебную ручку которая стиралась как карандаш» и в полной мере испытать бесконечную свободу для исправления ошибки, подобную свободе ошибаться финского Вилле. К тому же всегда были учителя начальных классов, разрешающие писать прописи карандашом. И последнее возражение: нам ведь неизвестно, к каким последствиям приводит привычка без конца исправлять написанное.  Хотя, конечно, с точки зрения психологии, Вихарев прав: главное сохранность человеческой личности, ее самость и самобытность. 

380 слов




ИСХОДНЫЙ ТЕКСТ


(1)Как известно, в России школьники всегда пишут ручкой. (2)Может, сейчас что-то изменилось, но в моё время прям с первого класса всё было по хардкору – вот тебе ручка, пиши ею прописи.

(3)А, например, те люди, которые прошли через горнило европейского школьного образования, говорят, что в школе они всю дорогу писали строго карандашом, а ручку использовал только учитель для исправлений.

(4)Казалось бы, какая разница? (5)А разница, друзья мои, космическая. (6)Дело в том, что когда какой-нибудь финский Вилле писал карандашом и ошибался в слове varapuheenjohtaja, то этот самый Вилле, обнаружив ошибку, всегда мог стереть хоть всё слово и написать его заново правильно. (7)И получал за свою работу высший балл. (8)А когда российский ребёнок делал ошибку, ему приходилось всё зачёркивать. (9)И если ошибок им было сделано и обнаружено много, то учительница потом яростно трясла тетрадью и говорила:

– (10)Ну что за мазня?! (11)А?! (12)Это что за мазню ты мне сдал?!

(13)В результате, даже если ребёнок сам нашёл все ошибки ещё до сдачи работы и исправил их, ему лепили жирный трояк или снисходительную четвёрку с минусом и припечатывали словом «Грязь!». (14)Пусть даже с точки зрения правильности выполнения задания там всё было прекрасно.

(15)В чем тут глобальная разница? (16)Когда ребёнок пишет карандашом, он не боится ошибиться – ведь ошибку легко исправить. (17)Подтёр, переписал – и готово. (18)Ребёнок понимает, что ошибаться не страшно. (19)Когда ребёнок пишет ручкой, он в ужасе. (20)Если ручка пишет слишком жирно, то, сделав неосторожное движение, можно всё размазать! (21)Если он сделает ошибку, ему придётся зачеркнуть и надписать сверху или сбоку! (22)А это сделает тетрадь грязной! (23)Это кошмар. (24)Это доводит девочекотличниц до истеричной дрожи. (25)Поэтому российский ребёнок сразу приучался к тому, что ошибки – это страшно. (26)Ошибки неизбежно ведут к снижению отметки – это раз. (27)Ошибки ведут к тому, что надо всё переделывать с самого начала – это два. (28)Это карандаш позволяет исправить ошибку так, будто её и не было, а ручка нет – ручка жестока. (29)С ней каждая помарка – это клеймо. (30)Вот они, твои ошибочки, все как на ладони! (31)Ну и что, что исправил? (32)Уже всё, поезд ушел. (33)Уже мазня.

(34)Поэтому в итоге мы получаем человека, который боится ошибок. (35)Боится их признавать, боится брать за них ответственность. (36)Он также предпочитает принцип: «кто много делает – тот много ошибается», а потому лучше делать как можно меньше и инициативы не проявлять – ещё сделаешь чего-нибудь не то, а на тебя наорут. (37)Нет, я лучше в сторонке постою. (38)Моя хата с краю.

(39)Вот такая вот педагогическая поэма.

(40)А казалось бы, сущая ерунда – карандаши, ручки. (41)Подумаешь...

 

(По О. Вихареву*, текст адаптирован П. Жуковой и А.Д. Баландиной)

*Олег Вихарев – блогер.

Комментариев нет:

Отправить комментарий