четверг, 15 апреля 2021 г.

Итоговое сочинение на тему "Как в эпоху перемен раскрываются нравственные качества людей?"

Как в эпоху перемен раскрываются нравственные качества людей?

«Блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые», - писал Фёдор Тютчев. Если эпоху перемен можно считать роковой, то, конечно, понятно, почему в эпоху перемен раскрываются нравственные качества людей.

Продолжу мысль Тютчева: «его призвали всеблагие как собеседника на пир». Это о том, что в эпоху перемен человек на равных с богами рождает будущее. Эпоха перемен открывает перед человеком возможность определять будущее, остаться в вечности. Наверное, современному человеку понятнее китайская мудрость "меняющийся мир рождает героев".

С другой стороны, всякая эпоха перемен - потрясение устоев, разрушение всего и вся. И если человеку важнее личное счастье, уют и довольство, то эпоха перемен не для него: «Ты будешь доволен собой и женой, своей конституцией куцей. А вот у поэта всемирный запой, и мало ему конституций!», писал Блок в стихотворении «Поэты». Для филистера, для обывателя эпоха перемен - страшное зло. «Лучше быть собакой в спокойные годы, чем человеком в период хаоса» - гласит другая китайская мудрость.

Таким образом, в эпоху перемен перед всяким человеком остро стоит вопрос нравственного выбора: преодолеть обыденное и прикоснуться к вечности или, закрывшись в своем мирке, трусливо, поджав хвост, ждать,  пока минует эпоха перемен.

Иллюстрацией того, как в эпоху перемен раскрываются нравственные качества человека, может служить любая катастрофа, любая неординарная ситуация, любая жизненная ситуация нравственного выбора. Так, например, в рассказе Чехова «Ионыч» есть такая строчка: «огонёк в душе Старцева затеплился и… погас». Дмитрий Ионович стал вспоминать былое, свою любовь, но недвижимость, частная практика, ассигнации не дали огоньку разгореться - человека окончательно победил стяжатель. В финале Чехова даёт такую картину: кажется, что едет не человек, а языческий бог. Конечно, вряд ли можно утверждать, что Ионыч жил в эпоху перемен, но масштабы его духовного оскудения сопоставимы с тем, как раскрываются нравственные качества человека в эпоху перемен. Такое полное расчеловечение характерно именно для эпохи перемен.

С эпохой перемен можно сравнить также эпоху взросления в жизни человека. Здесь можно вспомнить Петра Андреевича Гринева: ведь «Капитанская дочка» — это воспоминания Гринева об эпохе взросления, о любви, о приключениях молодого человека в эпоху перемен. Рассказ о своем взрослении в годы Пугачевского бунта Петр Андреевич назвал «Капитанская дочка» в честь своей возлюбленной и жены, а также в память о повешенном пугачевцами капитане Миронове и верной спутнице его Арины Власьевны - родителей Маши Мироновой.

Итак, пушкинская «Капитанская дочка» наиболее наглядно иллюстрирует, как раскрываются нравственные качества в эпоху перемен.
Подлый и низкий Швабрин предает и Петра Гринева, и капитана Миронова, и всех защитников крепости, и своё сословие; Алексей Иванович изменяет присяге и почти готов совершить насилие над Машей Мироновой. Всё же семейство Мироновых сохраняет человеческое достоинство и твердость духа, как и сам Гринев. Думаю, такой трудный нравственный выбор был сделан этими героями из-за незыблемой веры в добро и правду, из-за воспитания и образа жизни. Эта простая пушкинская мысль подтверждается и в других "мирных" эпизодах: и заячий тулупчик, и сто рублей, проигранных на биллиарде, и дуэль - свидетельствуют, что в минуту трудного выбора Гринев остаётся прежде всего добрым человеком, верным завету отца беречь честь с молоду.

Таким образом, можно сделать вывод, что жить в эпоху перемен трудно, зато лучшие человеческие качества проявляются полно и зримо, можно сказать, чудесно.

505 слов


Комментариев нет:

Отправить комментарий