«Блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые», - писал Фёдор Тютчев. Если эпоху перемен можно считать роковой, то, конечно, понятно, почему в эпоху перемен раскрываются нравственные качества людей.
Продолжу мысль Тютчева: «его призвали всеблагие как собеседника на пир». Это о том, что в эпоху перемен человек на равных с богами рождает будущее. Эпоха перемен открывает перед человеком возможность определять будущее, остаться в вечности. Наверное, современному человеку понятнее китайская мудрость "меняющийся мир рождает героев".С
другой стороны, всякая эпоха перемен - потрясение устоев, разрушение всего и
вся. И если человеку важнее личное счастье, уют и довольство, то
эпоха перемен не для него: «Ты будешь доволен собой и женой, своей конституцией
куцей. А вот у поэта всемирный запой, и мало ему конституций!», писал Блок в
стихотворении «Поэты». Для филистера, для обывателя эпоха перемен - страшное
зло. «Лучше быть собакой в спокойные годы, чем человеком в период хаоса» -
гласит другая китайская мудрость.
Таким
образом, в эпоху перемен перед всяким человеком остро стоит вопрос
нравственного выбора: преодолеть обыденное и прикоснуться к
вечности или, закрывшись в своем мирке, трусливо, поджав хвост, ждать,
пока минует эпоха перемен.
Иллюстрацией
того, как в эпоху перемен раскрываются нравственные качества человека, может
служить любая катастрофа, любая неординарная ситуация, любая жизненная ситуация
нравственного выбора. Так, например, в рассказе Чехова «Ионыч» есть такая
строчка: «огонёк в душе Старцева затеплился и… погас». Дмитрий Ионович стал
вспоминать былое, свою любовь, но недвижимость, частная практика,
ассигнации не дали огоньку разгореться - человека окончательно победил
стяжатель. В финале Чехова даёт такую картину: кажется, что едет не человек, а
языческий бог. Конечно, вряд ли можно утверждать, что Ионыч жил в эпоху перемен,
но масштабы его духовного оскудения сопоставимы с тем, как раскрываются
нравственные качества человека в эпоху перемен. Такое полное расчеловечение
характерно именно для эпохи перемен.
С
эпохой перемен можно сравнить также эпоху взросления в жизни человека. Здесь
можно вспомнить Петра Андреевича Гринева: ведь «Капитанская дочка» — это
воспоминания Гринева об эпохе взросления, о любви, о приключениях молодого
человека в эпоху перемен. Рассказ о своем взрослении в годы Пугачевского бунта
Петр Андреевич назвал «Капитанская дочка» в честь своей возлюбленной и жены, а
также в память о повешенном пугачевцами капитане Миронове и верной спутнице его
Арины Власьевны - родителей Маши Мироновой.
Итак,
пушкинская «Капитанская дочка» наиболее наглядно иллюстрирует, как раскрываются
нравственные качества в эпоху перемен.
Подлый и низкий Швабрин предает и Петра Гринева, и капитана Миронова, и всех
защитников крепости, и своё сословие; Алексей Иванович изменяет присяге и почти
готов совершить насилие над Машей Мироновой. Всё же семейство Мироновых
сохраняет человеческое достоинство и твердость духа, как и сам Гринев. Думаю,
такой трудный нравственный выбор был сделан этими героями из-за незыблемой веры
в добро и правду, из-за воспитания и образа жизни. Эта простая пушкинская мысль
подтверждается и в других "мирных" эпизодах: и заячий тулупчик, и сто
рублей, проигранных на биллиарде, и дуэль - свидетельствуют, что в минуту
трудного выбора Гринев остаётся прежде всего добрым человеком, верным завету
отца беречь честь с молоду.
Таким
образом, можно сделать вывод, что жить в эпоху перемен трудно, зато лучшие
человеческие качества проявляются полно и зримо, можно сказать, чудесно.
505 слов
Комментариев нет:
Отправить комментарий