Покой – действительно ли он так нужен человеку?
Автор сочинения: Настя Х., ученица 11 класса
Что такое покой? Движение или неподвижность? Смирение, отчаяние или душевная гармония? Для меня покой – это успокоение души, погружение в себя, избавление от хаоса и суеты внешнего, материального мира.
Покой – это выход из марева бессмысленных дел, забот, пустых разговоров, ложных целей. Высокое предназначение подобного состояния заключается в объединении с универсумом. Окружающий, зримый мир топит нас в своем прагматизме, тем самым он отдаляет нас от материи, из которой мы были рождены. У Набокова главный герой видит эту ситуацию следующим образом: «Мы были детьми рая, а превратились во взрослых земли, из первоначальной рабской обители мы были заброшены в плотскую и космическую тюрьму.» Этой цитатой я хочу подчеркнуть факт того, что человеческий дух всегда стремиться к своему источнику, он хочет чувствовать себя частью чего-то целого и непостижимого. Именно по этой причине покой нужен человеку. Постараюсь доказать свою позицию, приведя пример из литературного произведения.В XIX веке
капитализм продолжил свое стремительное развитие, чему способствовала «Золотая
лихорадка» в США. Однако не все были такими самоотверженными охотниками за
золотом. «Мы – мелкая порода, наши духовные взлеты ограничены столбцами
ежедневных газет.» Таковым видел мир Генри Торо, который предпочел построить
хижину в лесу и жить там в гармонии с природой и самим собой. Данный опыт Генри
Торо отразил в своем философском, автобиографическом труде «Уолден, или Жизнь в
лесу». Герой книги не стал отшельником, к нему приходят знакомые, однако даже
самое хорошее общество вскоре надоедает ему, поскольку отвлекает от
размышлений. Герой любит проводить время в одиночестве, занимаясь земледелием,
рыбалкой, чтением книг. Эти занятия объединяют его с природой. Герой призывает
к отсечению всего лишнего, максимальному упрощению жизни, сведению ее к
простейшим формам. Автор книги не хочет жить подделками, мишурой, он хочет
добраться до сердцевины, понять суть жизни, даже если она будет ничтожна. Он
«ушел в лес потому, что хотел жить разумно». Такая размеренная, простая,
безмятежная жизнь позволяет ему беззаботно встречать расцвет, открываться
стихии ветра, становиться ничем и в то же время ощущать себя частицей Бога. Его
мысли не заполнены пустыми думами о том, что завтра надеть на работу, он не
старается чего-то достигнуть, потому что он уже достиг покоя, благодаря
которому он стал полноценным и бессмертным. В восточной философии все духовные
практики направлены на соединение с Абсолютным Разумом. Подобная связь возможна
только при условии безмолвия вашего собственного разума. Все наши ежедневные
бессмысленные трепыхания, тщетные попытки что-либо изменить создают лишь помехи
на этом канале связи. Лучшее, что мы можем сделать – уйти в лес, отдаться во
власть покоя и перестать засорять наш путь к бессмертию.
Подводя итог, следует отметить,
что покой необходим человеку, дух которого стремится к объединению с
первоисточником, универсумом.
424 слова
Покой - действительно ли он так нужен человеку?
Покой, безусловно, необходим
человеку. Илья Ильич Обломов, главный герой одноименного романа Ивана Александровича
Гончарова считал, что покой – цель и смысл жизни, синоним утраченного рая. Разговаривая
с другом детства Штольцем, Илья Ильич недоумевал: да разве цель и смысл, итог всей этой беготни не покой? А обломовцы, жители его родной Обломовки, вообще
хотели бы, чтобы последующий день повторял предыдущий полностью. Вот тогда бы
совсем не было тревог, а то жизнь всё-таки трогает, пугает…
В русской культуре покой,
бездействие, ничегонеделание – часто синоним счастья. Иван-дурак не слезает с
печи, скатерть-самобранка сама угощает, ковер-самолет переносит – и всё это без
труда.
1861-м Александр Второй
провозгласил отмену крепостного права, но 80 лет спустя Михаил Зощенко, «самый
пролетарский писатель», как его называли, говорил, что мужики при встрече
кланялись ему в ноги и называли барином.
Я думаю, и сегодня это
обломовское стремление к покою, обломовское безволие к совершению поступка
остается для многих жителей России и постсоветского пространства определяющей
чертой характера и мировоззрения. Современные культурологи считают Обломова национальным архетипом.
В конце ХХ века Милош Кундера,
современный чешско-французский писатель, говорил, что современные люди утратили
чувство праздности, ничегонеделания, которое он считал необходимым условием
полноты бытия. Вообще покой, праздность – одно из условий развития общества:
Герцен, например, писал, что наша цивилизация – цивилизация меньшинства и что
он благодарен псковскому оброку и двадцати поколениям немцев, которые дали нам
соответственно Пушкина и Гёте.
А еще покой – основа философии
и религий Востока. Неслучайно у Обломова был настоящий восточный халат, да и
Штольц называет друга древним (ты рассуждаешь точно древний). Фатализм Востока,
мудрое бездействие сродни христианскому смирению: Обломов не может противиться
божьей воле, ему предопределено быть барином – и он барин. Для Обломова нет
скуки (об этом Гончаров пишет на первой странице романа, что лень была его
нормальным состоянием), Обломов не знает времени, поэтому ему не скучно,
поэтому он с удивлением обнаруживает, что пролежал полдня. Обломов пребывает в
покое или мечтает о покое (сон и мечты об Обломовке), он не понимает, зачем вообще
что-то делать и куда-то стремиться. Обломов убоялся свободы выбора, убоялся
действия — совершения поступка. Обломов любил Ольгу, но отказался от нее (как
он пророчески написал еще в первом своем письме), потому что боялся потерять
свой покой и потому что боялся, что Ольга тоже потеряет (любовь, например),
потому что женитьба, поступок выходят из круга покоя и из магического круга
любви. Обломов жил, как Бог велит, а не как хочется. Обломовцы и Обломов боятся
всего нового, потому что боятся потерять то, что имеют: "у имеющего мало
отнимется и то, что он имеет". Обломов – это Обломов, он не может действовать,
потому что он воплощение покоя (или мечты о покое, о счастье). И именно этот
счастливый покой и самодостаточность Обломов и боится потерять.
С точки зрения современного
человека, Обломов, безусловно, болен (сейчас бы его болезнь могли назвать
абулией), однако его патологическая неспособность принять решение и совершить,
так сказать, взрослый поступок странным образом дает ему возможность сохранить
себя и свою голубиную кротость в целости, не разменивая. И при соприкосновении
с этим сохраненным в Обломове драгоценным кладом Целого Человека каждый
исцеляется или обретает себя: Ольга Ильинская меньше чем за год проходит школу
воспитания чувств и становится взрослой, Андрей Иванович Штольц, приезжая к
Обломову, не только решает его денежные затруднения, но и отдыхает душой, соприкасаясь
с целым, не разменянным на пустяки человеком; ну а Агафья Матвеевна Пшеницына после
знакомства с Обломовым впервые начинает жить осознанно, думать и чувствовать, обретает
любовь и смысл жизни.
Конечно, можно, подобно
Штольцу, считать, что жизнь – это движение, отрицая значимость покоя,
созерцательности, мечты, воображения. Для меня же жизнь без покоя подобно
функции, как будто я не живу, а делаю вид, что живу. Мне жаль, что современный
человек лишен покоя, лишен праздности, лишён «дворянского чувства равенства со
всем живущим» (Пастернак). Да, Обломов побоялся рисковать и потерял, что имел – «опустился»,
как говорит Штольц, но Обломов сохранил себя, не стал другим (помните, как
Обломов распекал Захара за это сравнение с другим), а Штольц так и остался
функцией из мускулов и костей, так и не стал Человеком.
Покой необходим человеку,
чтобы оставаться человеком.
641 слово
Комментариев нет:
Отправить комментарий