пятница, 2 апреля 2021 г.

Два Итоговых сочинения на тему «Покой – действительно ли он так нужен человеку?»

Покой – действительно ли он так нужен человеку?

Автор сочинения: Настя Х., ученица 11 класса

Что такое покой? Движение или неподвижность? Смирение, отчаяние или душевная гармония? Для меня покой – это успокоение души, погружение в себя, избавление от хаоса и суеты внешнего, материального мира.

Покой – это выход из марева бессмысленных дел, забот, пустых разговоров, ложных целей. Высокое предназначение подобного состояния заключается в объединении с универсумом. Окружающий, зримый мир топит нас в своем прагматизме, тем самым он отдаляет нас от материи, из которой мы были рождены. У Набокова главный герой видит эту ситуацию следующим образом: «Мы были детьми рая, а превратились во взрослых земли, из первоначальной рабской обители мы были заброшены в плотскую и космическую тюрьму.» Этой цитатой я хочу подчеркнуть факт того, что человеческий дух всегда стремиться к своему источнику, он хочет чувствовать себя частью чего-то целого и непостижимого. Именно по этой причине покой нужен человеку. Постараюсь доказать свою позицию, приведя пример из литературного произведения.

В XIX веке капитализм продолжил свое стремительное развитие, чему способствовала «Золотая лихорадка» в США. Однако не все были такими самоотверженными охотниками за золотом. «Мы – мелкая порода, наши духовные взлеты ограничены столбцами ежедневных газет.» Таковым видел мир Генри Торо, который предпочел построить хижину в лесу и жить там в гармонии с природой и самим собой. Данный опыт Генри Торо отразил в своем философском, автобиографическом труде «Уолден, или Жизнь в лесу». Герой книги не стал отшельником, к нему приходят знакомые, однако даже самое хорошее общество вскоре надоедает ему, поскольку отвлекает от размышлений. Герой любит проводить время в одиночестве, занимаясь земледелием, рыбалкой, чтением книг. Эти занятия объединяют его с природой. Герой призывает к отсечению всего лишнего, максимальному упрощению жизни, сведению ее к простейшим формам. Автор книги не хочет жить подделками, мишурой, он хочет добраться до сердцевины, понять суть жизни, даже если она будет ничтожна. Он «ушел в лес потому, что хотел жить разумно». Такая размеренная, простая, безмятежная жизнь позволяет ему беззаботно встречать расцвет, открываться стихии ветра, становиться ничем и в то же время ощущать себя частицей Бога. Его мысли не заполнены пустыми думами о том, что завтра надеть на работу, он не старается чего-то достигнуть, потому что он уже достиг покоя, благодаря которому он стал полноценным и бессмертным. В восточной философии все духовные практики направлены на соединение с Абсолютным Разумом. Подобная связь возможна только при условии безмолвия вашего собственного разума. Все наши ежедневные бессмысленные трепыхания, тщетные попытки что-либо изменить создают лишь помехи на этом канале связи. Лучшее, что мы можем сделать – уйти в лес, отдаться во власть покоя и перестать засорять наш путь к бессмертию.

Подводя итог, следует отметить, что покой необходим человеку, дух которого стремится к объединению с первоисточником, универсумом.

424 слова


Покой - действительно ли он так нужен человеку?

Покой, безусловно, необходим человеку. Илья Ильич Обломов, главный герой одноименного романа Ивана Александровича Гончарова считал, что покой – цель и смысл жизни, синоним утраченного рая. Разговаривая с другом детства Штольцем, Илья Ильич недоумевал: да разве цель и смысл, итог всей этой беготни не покой? А обломовцы, жители его родной Обломовки, вообще хотели бы, чтобы последующий день повторял предыдущий полностью. Вот тогда бы совсем не было тревог, а то жизнь всё-таки трогает, пугает…

В русской культуре покой, бездействие, ничегонеделание – часто синоним счастья. Иван-дурак не слезает с печи, скатерть-самобранка сама угощает, ковер-самолет переносит – и всё это без труда.

1861-м Александр Второй провозгласил отмену крепостного права, но 80 лет спустя Михаил Зощенко, «самый пролетарский писатель», как его называли, говорил, что мужики при встрече кланялись ему в ноги и называли барином.

Я думаю, и сегодня это обломовское стремление к покою, обломовское безволие к совершению поступка остается для многих жителей России и постсоветского пространства определяющей чертой характера и мировоззрения. Современные культурологи считают Обломова национальным архетипом.

В конце ХХ века Милош Кундера, современный чешско-французский писатель, говорил, что современные люди утратили чувство праздности, ничегонеделания, которое он считал необходимым условием полноты бытия. Вообще покой, праздность – одно из условий развития общества: Герцен, например, писал, что наша цивилизация – цивилизация меньшинства и что он благодарен псковскому оброку и двадцати поколениям немцев, которые дали нам соответственно Пушкина и Гёте.

А еще покой – основа философии и религий Востока. Неслучайно у Обломова был настоящий восточный халат, да и Штольц называет друга древним (ты рассуждаешь точно древний). Фатализм Востока, мудрое бездействие сродни христианскому смирению: Обломов не может противиться божьей воле, ему предопределено быть барином – и он барин. Для Обломова нет скуки (об этом Гончаров пишет на первой странице романа, что лень была его нормальным состоянием), Обломов не знает времени, поэтому ему не скучно, поэтому он с удивлением обнаруживает, что пролежал полдня. Обломов пребывает в покое или мечтает о покое (сон и мечты об Обломовке), он не понимает, зачем вообще что-то делать и куда-то стремиться. Обломов убоялся свободы выбора, убоялся действия — совершения поступка. Обломов любил Ольгу, но отказался от нее (как он пророчески написал еще в первом своем письме), потому что боялся потерять свой покой и потому что боялся, что Ольга тоже потеряет (любовь, например), потому что женитьба, поступок выходят из круга покоя и из магического круга любви. Обломов жил, как Бог велит, а не как хочется. Обломовцы и Обломов боятся всего нового, потому что боятся потерять то, что имеют: "у имеющего мало отнимется и то, что он имеет". Обломов – это Обломов, он не может действовать, потому что он воплощение покоя (или мечты о покое, о счастье). И именно этот счастливый покой и самодостаточность Обломов и боится потерять.

С точки зрения современного человека, Обломов, безусловно, болен (сейчас бы его болезнь могли назвать абулией), однако его патологическая неспособность принять решение и совершить, так сказать, взрослый поступок странным образом дает ему возможность сохранить себя и свою голубиную кротость в целости, не разменивая. И при соприкосновении с этим сохраненным в Обломове драгоценным кладом Целого Человека каждый исцеляется или обретает себя: Ольга Ильинская меньше чем за год проходит школу воспитания чувств и становится взрослой, Андрей Иванович Штольц, приезжая к Обломову, не только решает его денежные затруднения, но и отдыхает душой, соприкасаясь с целым, не разменянным на пустяки человеком; ну а Агафья Матвеевна Пшеницына после знакомства с Обломовым впервые начинает жить осознанно, думать и чувствовать, обретает любовь и смысл жизни.

Конечно, можно, подобно Штольцу, считать, что жизнь – это движение, отрицая значимость покоя, созерцательности, мечты, воображения. Для меня же жизнь без покоя подобно функции, как будто я не живу, а делаю вид, что живу. Мне жаль, что современный человек лишен покоя, лишен праздности, лишён «дворянского чувства равенства со всем живущим» (Пастернак). Да, Обломов побоялся рисковать и потерял, что имел – «опустился», как говорит Штольц, но Обломов сохранил себя, не стал другим (помните, как Обломов распекал Захара за это сравнение с другим), а Штольц так и остался функцией из мускулов и костей, так и не стал Человеком.

Покой необходим человеку, чтобы оставаться человеком.

641 слово


Комментариев нет:

Отправить комментарий