понедельник, 12 декабря 2022 г.

Новые вопросы по VI - IX главам "Капитанской дочки"

rvb.ru Капитанская дочка

Попробуем прочитать еще раз V главу

Глава V названа Пушкиным «Любовь» и описывает несколько дней. Мы узнаем, что Гринев очнулся после ранения, пролежав без сознания почти 5 суток, и обнаружил у своей постели Марью Ивановну. После объяснения в любви по настоянию Маши Гринев пишет письмо родителям, прося благословения: « Я показал письмо Марье Ивановне, которая нашла его столь убедительным и трогательным, что не сомневалась в успехе его и предалась чувствам нежного своего сердца со всею доверчивостию молодости и любви».

Вопрос: Почему «красноречивое письмо» не возымело ожидаемого действия?

Гринев просил освободить Швабрина, и Швабрин приносит извинения, и Гринев прощает несчастного соперника: «Будучи от природы не злопамятен, я искренно простил ему и нашу ссору и рану, мною от него полученную. В клевете его видел я досаду оскорбленного самолюбия и отвергнутой любви и великодушно извинял своего несчастного соперника».

Вопрос: Как вы думаете, почему Пушкин ничего не сообщает о замыслах Швабрина?

После ответного письма от отца Гринев отмечает, что жизнь его сделалась несносна.

Вопрос: Назовите 3 причины перемены в положении и настроении Гринева после отцовского письма.

Финал V главы очень тревожен: «Я боялся или сойти с ума, или удариться в распутство. Неожиданные происшествия, имевшие важное влияние на всю мою жизнь, дали вдруг моей душе сильное и благое потрясение». 

Объясните пушкинскую мысль

Глава VI

Обратите внимание, что Максимыч усмехнулся, а Швабрин задумался: 

«Злодей-то, видно, силен; а у нас всего сто тридцать человек, не считая казаков, на которых плоха надежда, не в укор буди тебе сказано, Максимыч. (Урядник усмехнулся.)», «Как ты думаешь, чем это кончится?» — спросил я его. «Бог знает, — отвечал он, — посмотрим. Важного покамест еще ничего не вижу. Если же...» Тут он задумался и в рассеянии стал насвистывать французскую арию.»

Обратите внимание, Василиса Егоровна увидела военные приготовления: «На другой день, возвращаясь от обедни, она увидела Ивана Игнатьича, который вытаскивал из пушки тряпички, камушки, щепки, бабки и сор всякого рода, запиханный в нее ребятишками». 

Когда в последний раз стреляла пушка?

Объясните, как вы понимаете следующее замечание мемуариста? Чем оно вызвано?

«Когда вспомню, что это случилось на моем веку и что ныне дожил я до кроткого царствования императора Александра, не могу не дивиться быстрым успехам просвещения и распространению правил человеколюбия. Молодой человек! если записки мои попадутся в твои руки, вспомни, что лучшие и прочнейшие изменения суть те, которые происходят от улучшения нравов, без всяких насильственных потрясений».

Глава  заканчивается сценой прощания Маши и Гринева: 

«Маша рыдала, прильнув к моей груди. Я с жаром ее поцеловал и поспешно вышел из комнаты».

Каковы причины прощания героев?

Обратите внимание, что Гринев, собираясь проститься с Машей утром, чувствует в себе великую перемену. Как вы понимаете его мысли и чувства? 

«волнение души моей было мне гораздо менее тягостно, нежели то уныние, в котором еще недавно был я погружен. С грустию разлуки сливались во мне и неясные, но сладостные надежды, и нетерпеливое ожидание опасностей, и чувства благородного честолюбия».

 

Объясните чувства Гринева: 

«Я невольно стиснул рукоять моей шпаги, вспомня, что накануне получил ее из ее рук, как бы на защиту моей любезной. Сердце мое горело. Я воображал себя ее рыцарем. Я жаждал доказать, что был достоин ее доверенности, и с нетерпением стал ожидать решительной минуты».

Что более всего испугало Машу во время осады?

Обратите внимание, что Гринев утверждает: 

«Но я предпочел бы самую лютую казнь такому подлому унижению» 

Поясните, как вы понимаете выбор Гринева?

Помните ли вы, как умерла Василиса Егоровна? Как вы думаете, почему Пушкин так заканчивает VII главу?

 

Почему впервые войдя в комнату Марьи Ивановны Гринев «горько, горько заплакал и громко произнес имя» своей любезной?

О чем рассказала попадья Гриневу?

Объясните, как вы понимаете, впечатления Гринева: 

«Невозможно рассказать, какое действие произвела на меня эта простонародная песня про виселицу, распеваемая людьми, обреченными виселице. Их грозные лица, стройные голоса, унылое выражение, которое придавали они словам и без того выразительным, — все потрясало меня каким-то пиитическим ужасом».

Обратите внимание, что Гринев опять отказался служить Пугачеву… и был помилован.

Глава заканчивается такими словами: «поужинав с большим аппетитом, заснул на голом полу, утомленный душевно и физически».

Обратите внимание на Савельича и его реестр: 

«Заячий тулуп! Я-те дам заячий тулуп! Да знаешь ли ты, что я с тебя живого кожу велю содрать на тулупы?» — Как изволишь, — отвечал Савельич, — а я человек подневольный и за барское добро должен отвечать» 

Что вы можете сказать о Савельиче?

При каких обстоятельствах и с какой целью Гринев решился ехать в Оренбург? 
Как полтина, прощенная Максимычу, вернется Гриневу?

Х главу прочитаем вместе, вспоминая и обдумывая прочитанное

Комментариев нет:

Отправить комментарий