понедельник, 5 декабря 2022 г.

ИС на тему "Может ли совесть наказать сильнее, чем суд?"

 Может ли совесть наказать сильнее, чем суд? 

Совесть наказывает того, у кого она есть, поэтому, думаю, можно задать и другой вопрос: «Может ли совестливый человек совершить преступление?» Тогда получается, чтобы ответить на вопрос темы, надо найти совестливых героев, совершивших преступление и попавших под суд. Или же можно допустить, что герой не под судом, но его мучает совесть, то есть наказывает. Но здесь мы можем только предположить, каково будет наказание суда, слабее ли будет оно мук совести?

Конечно, сама постановка вопроса предполагает только один ответ: Да, может. Из персонажей с совестью и попавших под суд я вспомнил двух: это Родион Романович Раскольников и Петр Андреевич Гринев. Еще есть Алексей Иванович Швабрин, Катерина Измайлова, ее Сергей, - про совесть которых ничего не говорится.

С Гриневым всё просто: никаких мук совести, так как под суд Петр Андреич попал по доносу Швабрина. Остается только Раскольников. Но и с Раскольниковым всё не так просто, как кажется на первый взгляд. То, что обычно принимают за муки совести, по теории самого Раскольникова, - просто болезнь. Раскольников не раскаивается вплоть до второй части эпилога, ни разу не вспоминает о самой убитой им Алене Ивановне (Лизаветы вообще как будто для него и не было). Все свои муки совести Раскольников испытал до преступления, а затем в течение 10–12  дней пребывал в переходном состоянии: или Право имеющий (то есть без совести), или Тварь дрожащая (то есть с совестью, но ничтожный).

В эпилоге Раскольников даже взмолился: О, если бы судьба дала мне раскаянье, жгучее, разбивающее сердце раскаянье… Но он не раскаивался в своем преступлении, - пишет Достоевский. В общем, получается, что про совесть Раскольникова в романе ничего не говорится. Ну а что касается юридического наказания (за душегубство дали всего 8 лет каторги), то ведь Раскольников и до убийства готов (как и сестра Дуня) на голгофу идти ради Идеи. Достоевский в Раскольникове показывает, к чему ведет гордыня и безбожие, создает, так сказать образ сверхчеловека. Но Раскольников сверхчеловеком не становится и самоубийством не кончает (по Достоевскому, самоубийство – высшая степень человеческого своеволия): автор из любви к Человеку (а не к Сверхчеловеку) «спасает» героя от сумасшествия и дает ему Новую жизнь после каторги.

Катерина Измайлова об убиенных не вспоминала, но видела кота (совесть) и в финале сошла с ума (вероятно, все-таки от мук совести), а к тяготам каторги, как и Раскольников, была равнодушна. Но мучила Катерину Львовну вовсе не совесть, а её макбетовская любовь к Сергею.

Мне кажется, что у убийц совести-то и нет уже – и мук совести нет. Может, есть другие какие-то муки…

Варлам Шаламов писал, что воры – не люди. Думаю, то же можно сказать и об убийцах.

Итак, мой ответ на вопрос темы такой: муки совести наказывают независимо от приговора, но только совестливых, а таких героев я не нашел.

438 слов

Комментариев нет:

Отправить комментарий