Не могу смириться со смертью, с уничтожением природы, культуры, с уничтожением человеческих жизней; не могу смириться со всем необратимым, с тем, что нельзя исправить, что вот живет, например, человек… и вот его уже нет в живых. Или растет растение, кормится животное, всё живое живёт, дышит, размножается… и вот никого нет. Или стоят дома, заводы, дороги испещряют землю … и вот ничего нет.
Считаю, что всякое уничтожение преступно и противоестественно. Все, что несет смерть, всё, что уничтожает созданное богом и человеком, есть страшное преступление. Самое страшное – война. Не могу смириться с войной, ничем нельзя оправдать убийство. Не могу смириться с легализацией Зла. Не могу смириться с оправданием убийства. У Рэя Брэдбери есть такой рассказ – «Каникулы». Американская
семья путешествует на дрезине по всей стране: муж с женой и их дети – девочка и
мальчик. Однажды утром взрослые проснулись и почувствовали, что мир пуст.
Накануне вечером они в шутку пожелали, чтобы все исчезли: мнимые друзья,
ненавистная работа, гонка самолюбий, дрязги. Ведь может же Богу надоесть этот
пошлый бессмысленный мир. И все люди ушли, исчезли. И муж с женою поняли, что
очень хотели бы вернуть этих несовершенных людей и этот пошлый быт, и эти
газеты, и злых, и добрых.
Человек не вправе решать, кому жить; не вправе лишать жизни.
Мне кажется иногда, что всё живое на земле связано и каждая жизнь имеет свою цель
и смысл, и все жизни связаны в числе прочих связей связью Памяти, некой особой
связью. Нельзя нарушать гармонию мира. В другом, самом известном рассказе
Брэдбери «И грянул гром» один из путешественников во времени оступился и сошел
со специально проложенной тропинки... и убил какую-то бабочку – и это изменило
будущее. Война, убийство – это зло, лишающее нас настоящего. Война
противоестественна, насилие отбрасывает в прошлое, в темное средневековье,
когда так низка была ценность человеческой жизни. Лучшие умы человечества
давали инструменты для преодоления смерти и ненависти, писали поэмы и трактаты,
создавали гениальную музыку и изобретали чудодейственные лекарства, в 21 веке
геронтология вышла на небывалый уровень.
И я не могу смириться с тем, что в 21 веке всё еще ведутся
войны, спорят поборники разных конфессий, средства информации разжигают
ненависть. Одно из первых названий книги Льва Толстого «Война и мир» было – «Всё
хорошо, что хорошо кончается»: Толстой полагал, что новый мир, рожденный в
горниле войны, будет добрым, править будет «общество хороших людей». В эпилоге Войны
и мира» Николеньке Болконскому снится страшный сон, что хорошим людям, связанным
«нитями Богородицы» (как называл паутинки Десаль), угрожает что-то: Николенька
почувствовал слабость любви. И Николенька хочет стать лучше, сделать лучше, чтобы
все узнали его любовь и полюбили его. Николенька просыпается и думает, какой
хороший человек Десаль, и дядя Пьер… По Толстому, мир – это любовь. И в лучшие минуты
и Пьер, и Николай, и князь Андрей любят весь мир - и смерть отступает.
Когда я читаю «Каникулы» Брэдбери и вижу мир без людей, мир
без любви, – я не могу смириться с таким возможным будущим.
470 слов
Комментариев нет:
Отправить комментарий