Обратите внимание, что, поселившись «под террасой пустой
дачи», собака бескорыстно
сторожила ее, и сквозь «злобу проглядывало некоторое довольство собой и даже
гордость», как у дворовых собак, гордых и сильных «своею принадлежностью к дому»,
но таких же голодных (опять сравнение!)
Обратите внимание, что пьяный мужик всех любил и жалел и даже что-то бормотал про добрых людей. Но, вспомнив обиды, с тупой злобой ткнул сапогом, а, придя домой, побил жену
(как собаку) и изорвал подаренный ей платок. То есть Леонид Андреев никогда не забывает каждое событие или описание завершить картиной безграничной беспросветной всеобщей злобы, унижения, нищеты и тупости.Обратите внимание, что в мире Леонида Андреева люди и собаки
всегда готовы укусить, побить палками или камнями, унизить, лишить всякой
надежды на лучшее. В первой части рассказа есть только два примера, выпадающих
из общей картины злого мира: 1) В начале второго абзаца: «Только один раз ее
пожалели и приласкали». 2) Последний абзац первой части рассказа: описывая сад,
на который глядели черные окна пустой дачи, Леонид Андреев замечает, что иногда
в этих окнах вспыхивал огонёк - «то отражалась на стекле упавшая звезда, или
остророгий месяц посылал свой робкий луч». Может, сад – Эдем, а огонек – Вифлеемская
звезда?
Обратите внимание, что пьяному хотелось все-таки кого-нибудь
пожалеть, вместе поплакать о горькой жизни, разделить с кем-то свою безысходную
боль, свое безрадостное существование. Как и Жучке (мужик назвал некрасивую собаку
общим именем всех собак) хотелось подойти, чтобы ее пожалели и приласкали, то
есть тоже разделить горе. Но это проявление сочувствия окончилось жестокостью
и злобой: обида, желание отомстить, сорвать зло победили сочувствие и прощение.
Зло победило Добро.
Обратите внимание, что «тихая дача» весной огласилась «грязным топотом людей». Понятно, что люди приехали на дачу и нарушили гармонию природы, что людской топот назван «грязным». потому что весной земля липнет к сапогам. И все-таки этот эпитет «грязный топот людей» очень нужен автору как очередной приговор злому миру: мир людей, как и мир собак, грязный, нечистый, злой.
Обратите внимание, что в первом абзаце весна, надежда на
обновление побеждают «грязный топот»: на дачу приехали опьяненные воздухом,
теплом и светом (сравни с пьяным мужиком, который всех жалел).
Обратите внимание, что собака вцепилась в раздувавшийся
подол платья девушки, которая радостно кружилась от счастья, от желания всех и
всё обнять.
Обратите внимание, что с приездом людей собака сторожит не
пустую дачу, а спящих людей, которые ночью беспомощны и не страшны. И
постепенно дачники привыкли к сторожевому лаю собаки по ночам.
Обратите внимание, что тепло солнца, зелень травы и
деревьев, хороший воздух и синева неба делали дачников добрее, хотя они и в
городе были добрыми людьми.
Обратите внимание, что Леля, забыв обиду, всё-таки убедила
себя и Кусаку, что любит. И собака поверила, но проявляла свою ответную любовь
на ласки неумело, натужно, смешно («ей больно было от непривычной ласки, словно
от удара», «у нее отняли ее непримиримую злобу»): люди думали, что Кусака
играет, и удивлялись, что при чужих – быстро исчезает.
Обратите внимание, что, напоенная любовью солнца, расцелованная
им до красноты, именно Леля оказывается способна дарить любовь. А в финале
рассказа Кусака воет «ровно, настойчиво и безнадежно спокойно»: безрадостная
безнадежная жизнь вернулась. Тому, «кто слышал этот вой, казалось, что это стонет
и рвется к свету сама беспросветно-темная ночь, и хотелось в тепло, к яркому
огню, к любящему женскому сердцу».
Обратите внимание, что последние слова рассказа Леонида
Андреева – «собака выла», то есть, по Андрееву, собака воет о желании вырваться
из Тьмы к Свету, к Любви. А Человек?
В письме К. И. Чуковскому, написанном до 19 июля 1902 г.,
Андреев подчеркивал: "Мне не важно, кто "он" -- герой моих
рассказов: поп, чиновник, добряк или скотина. Мне важно только одно что он
человек и как таковой несет одни и те же тяготы жизни. Более того: в рассказе
"Кусака" героем является собака, ибо все живое имеет одну и ту же
душу, все живое страдает одними страданиями и в великом безличии и равенстве
сливается воедино перед грозными силами жизни"
Комментариев нет:
Отправить комментарий