Обратите внимание, Платонов называет время СТАРИННЫМ: конечно, можно считать, что «старинный» здесь означает дореволюционный. Мне же кажется, лучше читать «прошедшее время», до будущего, грядущего. Платонов устремлен в это будущее: он верит в человека будущего, который с помощью машин (буквально: с дружественной помощью машин) обустроит жизнь на всей земле.
Обратите внимание, Ефим старый только на вид, то есть
он иструдился, состарился как машина, это амортизация от трудной жизни: такое
старение человека благородно, по Платонову.
Обратите внимание, как благодаря ПЛАТОНОВСКОМУ ЯЗЫКУ
создается одновременно достоверность сказа и безыскусность прямого, почти
детского взгляда: в мире будущего (по Платонову ребенок принадлежит будущему и
настоящее должно жить ради этого ребенка) взгляд ребенка (и машинный взгляд) на
мир – определяющий. Ефим работал ПОДРУЧНЫМ ПОМОЩНИКОМ кузнеца, ПОТОМУ ЧТО ПЛОХО
ВИДЕЛ ГЛАЗАМИ. Такая речевая избыточность Платонова и создает этот эффект: В
РУКАХ МАЛО СИЛЫ, но Ефим ДЕЛАЛ ВСЯКУЮ ДРУГУЮ РАБОТУ. Как лошадь. Или как
машина. Безропотно и неутомимо.
Обратите внимание, описывая внешность Ефима, Платонов
подчеркивает безусость и безбородость, а старческая влага в глазах –
неостывающие слёзы. Ефим на самом деле вовсе не старый:
Давно, в старинное время, жил у нас на улице старый на вид человек. Он работал в кузнице при большой московской дороге; он работал подручным помощником у главного кузнеца, потому что он плохо видел глазами и в руках у него мало было силы. Он носил в кузницу воду, песок и уголь, раздувал мехом горн, держал клещами горячее железо на наковальне, когда главный кузнец отковывал его, вводил лошадь в станок, чтобы ковать ее, и делал всякую другую работу, которую нужно было делать. Звали его Ефимом, но все люди называли его Юшкой. Он был мал ростом и худ; на сморщенном лице его, вместо усов и бороды, росли по отдельности редкие седые волосы; глаза же у него были белые, как у слепца, и в них всегда стояла влага, как неостывающие слезы.
Обратите внимание, несмотря на средний возраст Ефима, кажется, что он был всегда: люди сверяли по нему время, как по солнцу.
Когда Юшка рано утром шел по улице в кузницу, то старики и старухи подымались и говорили, что вон Юшка уж работать пошел, пора вставать, и будили молодых. А вечером, когда Юшка проходил на ночлег, то люди говорили, что пора ужинать и спать ложиться — вон и Юшка уж спать пошел.
Обратите внимание, жизнь Ефима дана в традициях жития:
пил воду, не имел дома, другой одежды, имущества; летом босой, просвечивало
белое тело, зимой одни и те же валенки, неоднократно подшитые. Мальчишки не
верили, что Ефим живой, потому что никогда не встречали такого человека.
Безропотность и смирение Ефима не нравится детям: Ефим работал, только работал,
не проявляя никаких чувств, ни страха, ни ненависти, ни злобы и поэтому казался
неживым: ПУСТЬ ОН ЛУЧШЕ ЗЛИТСЯ, РАЗ ОН ВПРАВДУ ЖИВЕТ НА СВЕТЕ. Нападки мальчишек
Ефим принимает за проявление любви: что он, Ефим-Юшка, как солнце, - всем
нужен!
Когда же дети вовсе останавливали Юшку или делали ему слишком больно, он говорил им: — Чего вы, родные мои, чего вы, маленькие!.. Вы, должно быть, любите меня!.. Отчего я вам всем нужен?.. Обождите, не надо меня трогать, вы мне в глаза землей попали, я не вижу.
Обратите внимание, Платонов ставит рядом ЗНАЛ и ВЕРИЛ. Дети и люди, по Платонову в старинное время еще не знали, что делать для любви и не умели любит.
Он знал, отчего дети смеются над ним и мучают его. Он верил, что дети любят его, что он нужен им, только они не умеют любить человека и не знают, что делать для любви, и поэтому терзают его.
Обратите внимание, что Ефим всегда останавливался,
если к нему обращались, слушал. И молчал в ответ. Как и дети, взрослые не
любили Ефима за непохожесть, особость. Взрослым любопытно, отчего Ефим такой
блажной и что он такое особенное думает. Взрослые били Ефима за свое горе и
обиду, сваливая на его кротость и непохожесть все свои неудачи, убеждали себя,
что в их бедах виноват, конечно, Юшка, и детям указывали на Юшку как на главного
неудачника. Часто Ефима били больше, чем хотели сначала, так как Ефим никак не
отвечал и не защищался.
Обратите внимание, что философия Ефима проста: он
живет по воле родителей и родился, чтобы жить, то есть помогать кузнецу, и
чтобы народ его любил, то есть бил, потому что не умеет любить и любит без
понятия – сердце слепое. И люди бьют из ума – по расчету.
Обратите внимание, что, уходя от людей, Ефим не дышал
на цветы, собирал мертвых жуков и бабочек, чувствуя себя без них осиротевшим. «Но
живые птицы пели в небе, стрекозы, жуки и работящие кузнечики издавали в траве
веселые звуки, и поэтому на душе у Юшки было легко, в грудь его входил сладкий
воздух цветов, пахнущих влагой и солнечным светом».
Обратите внимание, что когда Ефим умер, потому что
кровь пошла горлом, на похороны пришел весь народ, все взрослые и дети; а потом
люди поняли, как им нужен был Юшка: без него злоба оставалась среди людей не
истраченной.
Обратите внимание, что девушка-сирота пришла к Ефиму Дмитриевичу,
чтобы вылечить его, «лечить того, кто ее любил больше всего на свете и кого она
сама любила всем теплом и светом своего сердца...», на кладбище «девушка
припала к земле, в которой лежал мертвый Юшка, человек, кормивший ее с детства,
никогда не евший сахара, чтоб она ела его».
Обратите внимание, что в финале рассказа девушка состарилась, прошло много времени. Люди забыли про Юшку. То есть старинное время кончилось и настало время будущего, девушка однако по-прежнему весь день «лечит и утешает больных людей, не утомляясь утолять страдание и отдалять смерть от ослабевших. И все ее знают в городе, называя дочерью доброго Юшки, позабыв давно самого Юшку и то, что она не приходилась ему дочерью».
Комментариев нет:
Отправить комментарий