пятница, 19 марта 2021 г.

Три сочинения по тексту Андрея Битова "Умрет не от этого"

 СОЧИНЕНИЕ

Андрей Георгиевич Битов (1937–2018) – русский писатель, поэт, сценарист, педагог, один из основателей постмодернизма в русской литературе – назвал свой текст «Умрет не от этого», и в центре повествования оказывается мать героя-рассказчика, вернее, последние двадцати лет ее жизни.

Сам Андрей Битов скончался на 82 году жизни, то есть всё-таки не дожил до 85, когда, видимо, умерла его мать (или мать героя-рассказчика).

Собственно весь текст Битова связан с темой смерти, с ироничным ее осмыслением. Так, в первом предложении выдающийся геронтолог, то есть специалист, который «изучает процесс старения человека и разрабатывает способы замедлить этот процесс», парадоксально утверждает, что продолжительность жизни определяется не здоровым образом жизни и количеством вредных привычек, а наследственностью, то есть, надо полагать, продолжительностью жизни родителей.

Вот поэтому герой-рассказчик считает, что, выйдя наконец на пенсию в 70, мать поставила себе задачу дожить до 75, осознав, что теперь она самая старшая, - до 80, и бросила курить, а когда матери стукнуло 85, «она взяла установку на девяносто». Всё это потому, считает рассказчик, что таким образом «своим стареющим сыновьям она зарабатывала уже не на жизнь, а саму жизнь: способность прожить не меньше».

Так на старости лет мать рассказчика овладела новой профессией: «теперь её профессией стала жизнь». И «молодой специалист», как иронично называет свою мать рассказчик, преуспела в новой профессии: «дитя своей эпохи, мыслила не иначе как в пятилетках», отмеряя все новые пятилетки, дожила-таки до 85!

«Чем немощней она становилась, тем настойчивей отбывала срок». И вот когда «мама была нетранспортабельна» и ее беспокоила нога, рассказчик пригласил знаменитого хирурга: тот посоветовал протирать палец на ноге спиртиком. А когда, поверив в репутацию великого хирурга, рассказчик спросил напрямую, знаменитость ответил, что умрет не от этого.

И тогда рассказчик успокоился – и это кульминация всего рассказа! – взял отпуск и уехал с 12-летним сыном в Абхазию, где так счастливо отмечали мамино восьмидесятилетие.

Конечно, на протяжении всего повествования рассказчик жалеет, что не остался, что не помог, не оберегал, не взял к себе, не уберёг «молодого специалиста», а за ироничным тоном повествования скрывается боль, боль не только за мать, за всё поколение, которое умело только выживать, но так и не научилось просто жить…

Во второй – короткой – части рассказа ирония рассказчика направлена на себя, то есть на самого рассказчика. Событий в этой части немного: снимая футболку, он роняет монолитный крест с метровой высоты – и крест разбивается. А потом рассказчика «всполошённо позвали обратно в корпус, к телефону…» Это предпоследнее предложение: рассказчик понимает, что зря уехал и что мама умерла.

Книга, в которую входит рассказ «Умрет не от этого», называется «Жизнь после нас». Рассказчик понимает, как он виноват, а Андрей Георгиевич Битов, попрощавшись с матерью, видимо, задается вопросом: Какая она – жизнь после нас? Вероятно, в следующем рассказе Битов расскажет уже о своем поколении – сколько ему осталось?

«Пока мама жива, мы молоды», – говорят на Кавказе.

«Живых всё меньше в телефонной книжке, звенит в ушах смертельная коса, стучат всё чаще гробовые крышки, чужие отвечают голоса», - писал другой поэт послевоенного поколения, Валентин Иосифович Гафт. «Что после нас?» —спрашивает Битов. «Теперь о том, что недоговорили, звучат, как многоточие, гудки». «Пустота...» - отвечает Гафт.

Думаю, что в этом тексте можно увидеть проблему старости, проблему отношения к старикам-родителям, а также философскую проблему отношения к смерти, к смене поколений, к прожитой жизни.

Понятно, что  Андрей Георгиевич Битов иронизирует также над склонностью человека верить в репутацию и призывает верить себе, верить своей интуиции, быть собой и быть с дорогими тебе людьми.

Понятно, что Андрею Битову не так уже важно, сколько он еще проживет, важнее – чем запомнится он и его поколение.

Рассказ Андрея Битова о неотвратимости старости и смерти.
Мать умерла, теперь отсчёт времени начался для него.

585 слов


СОЧИНЕНИЕ 2

В чем состоит секрет долголетия? Именно этот вопрос поднимает в своем тексте  русский писатель Андрей Георгиевич Битов.

Автор рассуждает над поставленной проблемой, основываясь на мыслях главного героя-повествователя. «Один выдающийся геронтолог» сказал, что количество прожитых лет во многом определяется тем, какие у человека родители, приводя в пример свою маму. Выйдя на пенсию и став вскоре самой старшей в роду, она нашла себе новое занятие: им стала сама жизнь. Старушка ставила себе цель прожить еще пять лет и уверенно шла к ней, а, достигнув ее, ставила новую: прожить еще пять лет. Дожив так почти до девяноста, путем проб и ошибок она превратилась в «профессионального долгожителя». Таким образом мать как будто зарабатывала своим сыновьям «способность прожить не меньше». Именно это имел в виду геронтолог. Он может воспользоваться прекрасным опытом его матери, избежав ее ошибок, и достичь даже более солидного возраста.

Герой также размышляет над тезисом: «Пока мама жива, мы молоды». Он едет на море, перестав волноваться о здоровье старушки после заключения доктора, чувствует себя достаточно беспечно. Только после звонка в гостинице геронтолог осознал, что повзрослел. Исходя уже из своего опыта, он сделал вывод о том, что, действительно, пока живы наши родители, мы всегда будем оставаться детьми. Только после их ухода мы понимаем, что сами занимаем теперь их место самых старших, сами должны давать какие-то советы и поучения, нести еще больший груз ответственности. Поэтому чем дольше эту роль исполняют наши родители, тем длиннее и наша жизнь.

Эти размышления помогают автору объяснить читателям, почему именно родители являются главными источниками долголетия своих детей. Геронтолог рассуждает над причинами старения, сопоставляя два вышеприведенных примера-иллюстрации.

Позиция автора выражается в словах героя-рассказчика: дети обычно повторяют опыт долголетия или короткой жизни своих родителей.

Я частично согласна с мнением А. Г. Битова. Конечно, потомки часто повторяют жизненный срок своих предшественников, но все-таки продолжительность человеческой жизни нельзя просчитать, исходя из нескольких факторов. Никому не известно, сколько каждому отведено лет.

Вспомним эпизод из романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита», где погибает председатель МАССОЛИТа, Берлиоз. Он был человеком, который верил, что все события в жизни можно предопределить заранее, а люди сами являются творцами своих судеб, именно они решают, что случиться с ними завтра. Вступив в разговор с любопытным иностранцем Воландом, Берлиоз не мог предполагать, что ему предначертано погибнуть сегодня же вечером под колесами трамвая. Таким образом, человек никогда не знает, сколько именно ему   отведено времени на этом свете.

384 слова


СОЧИНЕНИЕ 3

Битов размышляет над проблемой смерти, причем он это делает с некой иронией, на мой взгляд. У каждого человека разное отношение к смерти. Кто-то боится умереть, но страх смерти – это страх жизни, по сути. Кто-то, наоборот, – ждёт своей смерти, кому-то – всё равно. Я, например, вообще об этом не задумываюсь. Но, согласитесь, как себя настроишь – так всё и пойдёт! Человек сам выбирает свой образ жизни. Если человек уверен, что возраст является просто цифрой, то и в 80 он будет энергичнее молодого человека, который считает, что уже всё: пора ему умирать.

В качестве примера-иллюстрации можно привести маму рассказчика: «К восьмидесятилетию она бросила курить, потому что, когда зачем-то полезла на стул, у неё закружилась голова, и это её насторожило», то есть она не хотела умирать, и чтобы отсрочить смерть она отказалась от вредной привычки, которая губит здоровье. Это предложение иллюстрирует мысль автора о "боевом настрое" старушки.

Вторым примером-иллюстрацией будет конец рассказа. Один из сыновей, поверив врачу, что его мама «умрёт не от этого», поехал в Абхазию, где у него разбился крест, а далее его позвали к телефону. Разбившийся крестик был знаком, что мама умерла. 

Люди сами решают, как им жить, сами загоняют себя в рамки: «что можно», «что нельзя», вводят полезные привычки в неё, ну или вредный. Каждый выбирает сам. Нужно осознавать ценность своей жизни, но понимать, что смерть касается каждого и научиться относиться к ней, как Битов, с иронией!

223 слова


ИСХОДНЫЙ ТЕКСТ

(1)Одного выдающегося геронтолога* спросили то, что положено у него спросить, наверно, имея в виду диету и здоровый образ жизни, и он ответил: «Во-первых, следует правильно выбрать себе родителей».

(2)После семидесяти, выйдя наконец на пенсию, мама стала очень решительной старушкой. (3)Всё-таки дитя своей эпохи, мыслила не иначе как в пятилетках. (4)Когда ей стукнуло семьдесят пять, она гордо заявила, что теперь она самая старшая, потому что у нас в роду никто ещё этот рубеж не переходил. (5)К восьмидесятилетию она бросила курить, потому что, когда зачем-то полезла на стул, у неё закружилась голова, и это её насторожило. (6)И только тогда до меня дошло и восхитило: она опять поступила на работу. (7)Мама всегда гордилась тем, что она профессионал. (8)Теперь её профессией стала жизнь. (9)Своим стареющим сыновьям она зарабатывала уже не на жизнь, а саму жизнь: способность прожить не меньше.

(10)Как молодой специалист, она не избежала ошибок. (11)Чем немощней она становилась, тем настойчивей отбывала срок. (12)Никогда ничего не попросить и ни у кого не одалживаться – избыточная самостоятельность её и подвела: каждый день ставя себе цель и неуклонно к ней стремясь, именно с неё она и начала падать, ломая то руку, то ногу, мужественно выкарабкиваясь и ломая снова.

(13)Так ей исполнилось восемьдесят пять, и она взяла установку на девяносто. (14)Но её беспокоила нога. (15)Точнее, один на ней палец. (16)Сосуды, возраст… всё это пугало. (17)Мама была нетранспортабельна. (18)Хирург сказал, что если его привезут и отвезут, то он посмотрит.

(19)Ему это было некогда и некстати – куда-то ещё ехать. (20)Но уж очень за меня просили. (21)Недовольного и усталого от бессонной ночи не то за хирургическим, не то за праздничным столом, привёз я его. (22)Осмотр длился минуту. (23)Он посоветовал протирать спиртиком. (24)Денег категорически не взял: мамин случай не стоил его вызова. (25)И именно тут, от его неприветливости, я поверил в его  великую репутацию и всё-таки спросил напрямую…

– (26)Умрёт не от этого, – прямо взглянув мне в глаза, нехотя буркнул он.

(27)Я успокоился, перевёл дух и вскоре поехал сопровождать своего двенадцатилетнего Ваню в Абхазию, к морю. (28)Давненько я у него не был, у моря… (29)С маминого восьмидесятилетия, отмеченного так счастливо в той же Абхазии.

(30)И вот, выходя с этим трепетом первого в сезоне огурца на пляж, гордясь своим сынком, нетерпеливо стаскивая на ходу фуфайку через голову…

(31)Нательный крест у меня был особый, каменный, подаренный мне моим лучшим другом и крёстным, освящённый в Иордане… (32)Монолитный, толстый, он соскользнул с шеи, зацепившись, должно быть, за фуфайку…

(33)И вот, падая с метровой всего высоты на беловатый, пористый и присыпанный песочком бетон ступеньки, он раскалывается на кусочки, как рюмочка.

(34)И не успел я дойти до моря, как меня всполошённо позвали обратно в корпус, к телефону…

(35)«Пока мама жива, мы молоды», – говорят на Кавказе.

(По А.Г. Битову**)

* Геронтолог – специалист в области геронтологии, науки, которая изучает процесс старения человека и разрабатывает способы замедлить этот процесс.

Комментариев нет:

Отправить комментарий