понедельник, 14 сентября 2020 г.

Бесприданница, 2 акт

 

1. Обратите внимание, что Кнуров, если б не был женат, взял бы Ларису Дмитриевну и без приданого.

Кнуров, зная, что в Ларисе Дмитриевне ничего земного нет, предвидит скорый конец отношениям с Карандышевым:

"Вы можете мне сказать, что она еще и замуж-то не вышла, что еще очень далеко то время, когда она может разойтись с мужем. Да, пожалуй, может быть, что и очень далеко, а ведь может быть, что и очень близко. Так лучше предупредить вас, чтобы вы еще не сделали какой-нибудь ошибки, чтоб знали, что я для Ларисы Дмитриевны ничего не пожалею"

2. Обратите внимание, что, как и в сцене на бульваре, Лариса молчит о своем решении, но Островский показывает ее состояние:

Лариса (берет гитару, садится к окну и запевает).

Матушка, голубушка, солнышко мое,
Пожалей, родимая, дитятко твое!


3. Обратите внимание, что Лариса ценит всё-таки Карандышева

Да он и здесь хорош, я в нем ничего не замечаю дурного. Теперь для меня и этот хорош. Да что толковать, дело решеное.

4.  Обратите внимание, что, когда всё-таки Харита Игнатьевна говорит "осуждать его перед тобой я не стану; а и притворяться-то нам друг перед другом нечего — ты сама не слепая", Лариса отвечает в духе первых сцен, она сама не своя, но теперь ещё и Паратов приехал (Лариса о приезде Паратова всё еще не знает):
Я ослепла, я все чувства потеряла, да и рада. Давно уж точно во сне все вижу, что кругом меня происходит. Нет, уехать надо, вырваться отсюда. Я стану приставать к Юлию Капитонычу. 

5. Обратите внимание, что Островский опять подчеркивает, что Паратова Лариса всё-таки воспринимает как искушение: 
И шляпу заведу. (Запевает.)
Не искушай меня без нужды.
Там спокойствие, тишина

5. Обратите внимание, когда Харита Игнатьевна предостерегает Ларису (волки завоют, Заболотье не Италия), Лариса опять напевает:

Не искушай меня без нужды.
Экая досада, не налажу никак... (Взглянув в окно.) Илья, Илья! Зайди на минутку. Наберу с собой в деревню романсов и буду играть да петь от скуки.

6. Обратите внимание, что Илья, настраивая гитару, говорит, что песня хороша в три голоса (!) и что у нас беда:
Илья. Сейчас, барышня. (Берет гитару и подстраивает.) Хороша песня; она в три голоса хороша, тенор надо: второе колено делает... Больно хорошо. А у нас беда, ах, беда!

7 . Обратите внимание, что решение Ларисы твёрдо: в ответ на слова матери не прозевали ли мы жениха, не поспешили ли, Лариса отвечает:
Нет, довольно унижаться.
Опять притворяться, опять лгать!


8. Обратите внимание, что Юлий Капитоныч искреннен:
Пожалейте вы меня хоть сколько-нибудь! Пусть хоть посторонние-то думают, что вы любите меня, что выбор ваш был свободен.

 А Лариса в ответ опять говорит о погибели:

Когда же меня-то будет любить кто-нибудь? Доведете вы меня до погибели.

9. Обратите внимание, что Лариса просит о тихой свадьбе, А Харита Игнатьевна (помня обещание Кнурова) и Юлий Капитоныч настаивают:
Ты у меня заблестишь так, что здесь и не видывали. 
Карандышев. Да и я ничего не пожалею.

10. Обратите внимание, что Карандышев и свой никому не нужный обед, и свадьбу видит как месть за три года унижения (ср. с Ларисой), а Лариса, узнав последней о приезде Паратова, хочет бежать:

Лариса в испуге встает.

Огудалова. А, так вот кто!

Лариса. Поедемте в деревню, сейчас поедемте!
Карандышев. Теперь-то и не нужно ехать.

Огудалова. Что ты, Лариса, зачем от него прятаться! Он не разбойник. 

Лариса. Что вы меня не слушаете! Топите вы меня, толкаете в пропасть!Огудалова. Ты сумасшедшая. 

Карандышев. Чего вы боитесь? 

Лариса. Я не за себя боюсь. 

Карандышев. За кого же?Лариса. За вас.


11. Обратите внимание, что Лариса Дмитриевна фактически убегает от Паратова и просит мать избавить от его визитов:

Лариса (Карандышеву). Пойдемте, пойдемте ко мне в комнату. Мама, прими сюда, пожалуйста, отделайся от его визитов!

Лариса и Карандышев уходят. Входит Паратов.

11. Обратите внимание, что Паратов прямо говорит Харите Игнатьевне, что собирается жениться, то есть продать свою волюшку за полмиллиона. Но не говорит, кто невеста.

12. Обратите внимание, что Паратов выспрашивая у Ларисы Дмитриевны, любит ли она его по-прежнему, уже обручен и утверждает, что брак для него - дело священное. Обратите внимание, что в ответ на слова Паратова "не мной заведено", Лариса отвечает:
Кабы любовь-то была равная с обеих сторон, так слез-то бы не было. Бывает это когда-нибудь?
13. Обратите внимание, что Паратов напрашивается на обед к Карандышеву, перед этим унизив его и заставив прилюдно просить прощения. А ведь невеста рядом, это ведь любовный треугольник, соперники. Итак, на обеде у Карандышева появятся два новых гостя: Робинзон будет пародировать Паратова и обыгрывать положение Ларисы Дмитриевны (впрочем, Робинзон уже вещь, его уже купили и уже продали). Обратите внимание, что в конце второго акт Паратов уже задумал напоить Карандышева.

Комментариев нет:

Отправить комментарий