1. Обратите внимание, что Иван Иванович
жил около города на конском заводе и приехал теперь на охоту, чтобы подышать чистым воздухом.
2. Обратите внимание, что
Учитель же гимназии Буркин каждое лето гостил у графов П. и в этой местности давно уже был своим человеком.
3. Обратите внимание, что
Иван Иваныч, высокий, худощавый старик с длинными усами, сидел снаружи у входа и курил трубку; его освещала луна. Буркин лежал внутри на сене, и его не было видно в потемках.
4. Обратите внимание, что
между прочим говорили о том, что жена старосты, Мавра, женщина здоровая и не глупая, во всю свою жизнь нигде не была дальше своего родного села, никогда не видела ни города, ни железной дороги, а в последние десять лет всё сидела за печью и только по ночам выходила на улицу (кстати, между прочим - не обособляется!).
5. Обратите внимание, учитель Буркин говорит, что он не естественник.
Быть может, тут явление атавизма, возвращение к тому времени, когда предок человека не был еще общественным животным и жил одиноко в своей берлоге, а может быть, это просто одна из разновидностей человеческого характера, — кто знает? Я не естественник и не мое дело касаться подобных вопросов; я только хочу сказать, что такие люди, как Мавра, явление не редкое.
А какой предмет он преподает в гимназии?
Это был человек небольшого роста, толстый, совершенно лысый, с черной бородой чуть не по пояс; и с ним вышли две собаки.— Луна-то, луна! — сказал он, глядя вверх.
6. Обратите внимание, что Беликов умер 2 месяца назад:
месяца два назад умер у нас в городе некий Беликов, учитель греческого языка, мой товарищ. Вы о нем слышали, конечно.
7. Обратите внимание, как актуально:
- для того, чтобы оправдать эту свою робость, свое отвращение к настоящему, он всегда хвалил прошлое и то, чего никогда не было; и древние языки, которые он преподавал, были для него, в сущности, те же калоши и зонтик, куда он прятался от действительной жизни.
- И мысль свою Беликов также старался запрятать в футляр. Для него были ясны только циркуляры и газетные статьи, в которых запрещалось что-нибудь.
- В какой-нибудь статье запрещалась плотская любовь, то это было для него ясно, определенно; запрещено — и баста. В разрешении же и позволении скрывался для него всегда элемент сомнительный, что-то недосказанное и смутное.
- ...или видели классную даму поздно вечером с офицером, то он очень волновался и всё говорил, как бы чего не вышло.
- молодежь ведет себя дурно, очень шумит в классах, — ах, как бы не дошло до начальства, ах, как бы чего не вышло, — и что если б из второго класса исключить Петрова, а из четвертого — Егорова, то было бы очень хорошо.
- И что же? Своими вздохами, нытьем, своими темными очками на бледном, маленьком лице, — знаете, маленьком лице, как у хорька, — он давил нас всех, и мы уступали, сбавляли Петрову и Егорову балл по поведению, сажали их под арест и в конце концов исключали и Петрова, и Егорова.
- ...этот человечек, ходивший всегда в калошах и с зонтиком, держал в руках всю гимназию целых пятнадцать лет! Да что гимназию? Весь город!
- ...за последние десять — пятнадцать лет в нашем городе стали бояться всего.
- ...вот подчинились же, терпели... То-то вот оно и есть.
8. Обратите внимание, что Беликов не шпионит:
Посидит, этак, молча, час-другой и уйдет. Это называлось у него «поддерживать добрые отношения с товарищами», и, очевидно, ходить к нам и сидеть было для него тяжело, и ходил он к нам только потому, что считал своею товарищескою обязанностью.
9. Обратите внимание,
духовенство стеснялось при нем кушать скоромное и играть в карты.
10. Обратите внимание, что стали
боятся громко говорить, посылать письма, знакомиться, читать книги, боятся помогать бедным, учить грамоте...
11. Обратите внимание на речь:
12. Обратите внимание, как много беликовых вокруг:
— Очень уж шумят у нас в классах, — говорил он, как бы стараясь отыскать объяснения своему тяжелому чувству. — Ни на что не похоже. Помните, отчего тяжёлое чувство?
13. Обратите внимание, как говорит Варенька:
она стала рассказывать ему с чувством и убедительно, что в Гадячском уезде у нее есть хутор, а на хуторе живет мамочка, и там такие груши, такие дыни, такие кабаки! У хохлов тыквы называются кабаками, а кабаки шинками, и варят у них борщ с красненькими и с синенькими «такой вкусный, такой вкусный, что просто — ужас!»Приведите другие примеры речевой характеристики
14. Обратите внимание, Буркин говорит про идею женить Беликова:
все наши гимназические дамы ожили, даже похорошели, точно вдруг увидели цель жизни.
15. Обратите внимание, что Буркин говорит про женщин:
возраст принять во внимание; тут уж перебирать некогда, выйдешь за кого угодно, даже за учителя греческого языка. И то сказать, для большинства наших барышень за кого ни выйти, лишь бы выйти.
16. Обратите внимание:
Варенька поет ему «Виют витры», или глядит на него задумчиво своими темными глазами, или вдруг зальется:— Ха-ха-ха!С какими еще словами соотносится эта характеристика?
17. Обратите внимание, что все стали как дамы:
все мы поздравляли его, говорили с важными лицами разные пошлости, вроде того-де, что брак есть шаг серьезный.
Откуда эта скрытая цитата?
18. Обратите внимание, что
Варенька была недурна собой, интересна, она была дочь статского советника и имела хутор.
19. Обратите внимание на брата:
...поживу с вами еще немного и уеду к себе на хутор, и буду там раков ловить и хохлят учить. Уеду, а вы оставайтесь тут со своим Иудой, нехай вин лопне. Он даже название дал Беликову «глитай абож паук».
Что это значит?
20. Обратите внимание, что
Уже он не слышал, что говорила Варенька, и ничего не видел. Вернувшись к себе домой, он прежде всего убрал со стола портрет, а потом лег и уже больше не вставал.Какой известный рассказ напоминает?
21. Обратите внимание на эти слова:
Ах, свобода, свобода! Даже намек, даже слабая надежда на ее возможность дает душе крылья, не правда ли?Кто произносит эти слова и почему?
22. Обратите внимание на пейзаж:
Когда в лунную ночь видишь широкую сельскую улицу с ее избами, стогами, уснувшими ивами, то на душе становится тихо; в этом своем покое, укрывшись в ночных тенях от трудов, забот и горя, она кротка, печальна, прекрасна, и кажется, что и звезды смотрят на нее ласково и с умилением и что зла уже нет на земле и всё благополучно. Налево с края села начиналось поле; оно было видно далеко, до горизонта, и во всю ширь этого поля, залитого лунным светом, тоже ни движения, ни звука.В каких ещё рассказах вы такое встречали?
Комментариев нет:
Отправить комментарий