среда, 16 сентября 2020 г.

Бесприданница, акт 4 (последний)

 

Бесприданница, акт 4 (последний). 
1. Обратите внимание, что Робинзон обыгрывает героев, Карандышева и Ларису:
Карандышев (подходит к Робинзону). Где ваши товарищи, господин Робинзон? Робинзон. Какие товарищи? У меня нет товарищей. 
Карандышев. А те господа, которые обедали у меня с вами вместе?
Робинзон. Какие ж это товарищи! Это так... мимолетное знакомство. 
Карандышев. Так не знаете ли, где они теперь? 
Робинзон. Не могу сказать, я стараюсь удаляться от этой компании; я человек смирный, знаете ли... семейный... 
Карандышев. Вы семейный?
Робинзон. Очень семейный... Для меня тихая семейная жизнь выше всего; а неудовольствие какое или ссора — это боже сохрани; я люблю и побеседовать, только чтоб разговор умный, учтивый, об искусстве, например... Ну, с благородным человеком, вот как вы, можно и выпить немножко. Не прикажете ли?
Карандышев. Не хочу. 
Робинзон. Как угодно. Главное дело, чтобы неприятности не было. 
Карандышев. Да вы должны же знать, где они. 
Робинзон. Кутят где-нибудь: что ж им больше-то делать! 
Карандышев. Говорят, они за Волгу поехали? 
Робинзон. Очень может быть. 
Карандышев. Вас не звали с собой? 
Робинзон. Нет; я человек семейный. 
2. Обратите внимание, что Кнуров опять понимает Ларису и жалеет ее; понимает, что Паратов опять обманул
Положение ее незавидное. Ведь чтоб бросить жениха чуть не накануне свадьбы, надо иметь основание. Вы подумайте: Сергей Сергеич приехал на один день, и она бросает для него жениха, с которым ей жить всю жизнь. Значит, она надежду имеет на Сергея Сергеича; иначе зачем он ей! И, должно быть, обещания были определенные и серьезные; а то как бы она поверила человеку, который уж раз обманул ее
3. Обратите внимание, что Кнуров понимает, что смелость Паратова напускная: Да ведь как ни смел, а миллионную невесту на Ларису Дмитриевну не променяет. Кнуров опять жалеет Ларису, Вожеватов отвечает: 
Вожеватов. Что делать-то! мы не виноваты, наше дело сторона. 
4. Обратите внимание, что говорит Робинзон (он уже догадываться об обмане про Париж): Вожеватов. А, милорд! Что во сне видел? 
Робинзон. Богатых дураков; то же, что и наяву вижу
Вожеватов. Ну, как же ты, бедный умник, здесь время проводишь? 
Робинзон. Превосходно. Живу в свое удовольствие и притом в долг, на твой счет. Что может быть лучше! Теперь Робинзон выводит на чистую воду "господ".

5. Обратите внимание, Кнуров дождался своего часа, он подзывает Вожеватова и говорит:

Я все думал о Ларисе Дмитриевне. Мне кажется, она теперь находится в таком положении, что нам, близким людям, не только позволительно, но мы даже обязаны принять участие в ее судьбе.
Вожеватов кидает монету и со словами "расходов меньше" уступает Ларису Дмитриевну Кнурову.

6. Обратите внимание, что Лариса Дмитриевна уверена, что, уехав от жениха, нелюбимого Карандышева, с любимым Сергеем Сергеичем, стала невестой Паратова:

Нет, нет, Сергей Сергеич, вы мне фраз не говорите! Вы мне скажите только: что я — жена ваша или нет?
Я должна или приехать с вами, или совсем не являться домой.
Это дело кончено: он для меня не существует. У меня один жених: это вы.
Явились вы и говорите: «Брось все, я твой». Разве это не право? Я думала, что ваше слово искренне, что я его выстрадала.

7. Обратите внимание, что,  молча выслушав предложение Кнурова, не смея убить себя, Лариса Дмитриевна не может принять его предложение: Лариса далека от суеты не может вынести разврата. И Лариса мечтает о смерти:
Как хорошо умереть... пока еще упрекнуть себя не в чем. Или захворать и умереть... Да я, кажется, захвораю. Как дурно мне!.. Хворать долго, успокоиться, со всем примириться, всем простить и умереть...

8. Обратите внимание, что Юлий Капитоныч решает быть защитником Ларисы:

Защитником ее я обязан явиться. У ней нет ни братьев, ни близких; один я, только один я обязан вступиться за нее и наказать оскорбителей. Где она?

9. Обратите внимание, что заступничество Карандышева оскорбительно для Ларисы, и она решается принять предложение Кнурова:

Я любви искала и не нашла. На меня смотрели и смотрят, как на забаву. Никогда никто не постарался заглянуть ко мне в душу, ни от кого я не видела сочувствия, не слыхала теплого, сердечного слова. А ведь так жить холодно. Я не виновата, я искала любви и не нашла... ее нет на свете... нечего и искать. Я не нашла любви, так буду искать золота. Подите, я вашей быть не могу.
Карандышев стреляет, и избавляет Ларису от жизни без любви, от ненавистного выбора: Последние слова Ларисы - слова благодарности:
Милый мой, какое благодеяние вы для меня сделали! Пистолет сюда, сюда, на стол! Это я сама... сама. Ах, какое благодеяние... (Поднимает пистолет и кладет на стол.)
Живите, живите все! Вам надо жить, а мне надо... умереть... Я ни на кого не жалуюсь, ни на кого не обижаюсь... вы все хорошие люди... я вас всех... всех люблю. (Посылает поцелуй.)



Комментариев нет:

Отправить комментарий