Юрий Нагибин размышляет о том, что такое красота, и приходит к выводу, что красота эстетическая есть красота нравственная. И наоборот: что красиво нравственно – красиво эстетически. В финале Нагибин как бы в подтверждение верности собственных суждений о красоте цитирует Ушинского: «Всякое искреннее наслаждение изящным само по себе источник нравственной красоты».
Наиболее удачно
это понимание красоты, на мой взгляд, иллюстрируют с одной стороны – пример Моны
Лизы, а с другой – образ Татьяны Лариной. Мы не знаем, каким была изображенная
Леонардо да Винчи девушка человекам, не знаем ее мировоззрения, идеалов. Однако
художнику удалось в лице девушки отразить и тайну человека, и своё видение
красоты. То есть через внешние черты лица девушки выразить загадку ее души,
тайну внутреннего мира. Через конкретное передать общечеловеческое: «И потому
над тайной Джоконды, тайной вполне реальной женщины, жившей в нашем мире, а не
на Олимпе и не в горних высях, флорентийской гражданки, жены купца Джокондо не
устают биться поколение за поколением», – пишет Нагибин
Образ Татьяны
Лариной, наоборот, лишен портрета внешнего: «Пушкин не дал ее портрета», – замечает Юрий Нагибин. Однако «колдовством рассеянных по роману легких мазков чарующей
авторской интонацией, исполненной нежность и уважения, и чем-то вовсе
неуловимым» Пушкин создает у читателя такое представление о Татьяне, которое
неразрывно связано красотой, внешней и внутренней.
Противопоставление
живописного искусства и искусства слова, Джоконды и Татьяны Лариной позволяет
Нагибину проиллюстрировать главную свою мысль о красоте: истинно красива только
внутренняя красота. «Бездушная, внешняя красота — ничто, ценна лишь красота,
светящаяся изнутри, она озаряет мир добром, возвышает самого человека и
укрепляет веру в будущее».
Мне понятны
размышления Юрия Нагибина о красоте. Думаю, что настоящая красота тонкая и
индивидуальная, неповторимая. Александр Грин, говоря о красоте героини феерии
Ассоль, подчеркивал полноту и индивидуальную неповторимость ее внутренней жизни
и ее собственного жизненного опыта. Подтверждением истинной красоты Татьяны
Лариной можно также считать слова самого Пушкина в финале «Онегина», что
прекрасная Нина Воронская, Клеопатра Невы, не могла затмить Татьяну Ларину
своей мраморной красою. Также я согласен со словами Нагибина, что красота
понятнее тем, кто чаще соприкасается с искусством.
324 слова
ИСХОДНЫЙ ТЕКСТ
Реальный текст ЕГЭ 2023. Ю.М. Нагибин о красоте
(1)Что такое красота? (2)Людям кажутся»нравятся» совсем разные лица, вещи, явления.
(3)Полагаю, что, посещая художественные галереи, выставки, собравшие нетленные
образы красоты, многие испытывают порой чувство недоумения: неужели это неправильное, странное женское
лицо или эта нелепая мужская фигура могут считаться красивыми? (4)Но ведь художник подобен влюбленному, он глядит
на свою модель околдованными глазами и — в отличие от бытового человека — умеет сообщать свое видение другим.
(5)Правда, не всегда, у людей разные вкусы, разные представления о том, «что
такое хорошо и что такое плохо». (6)Тем, кто обладает сильно развитым
воспринимающим аппаратом, куда легче
понять очарованность художника той или иной натурой и разделить его чувство
вопреки собственным пристрастиям, нежели тем, кто редко соприкасается с
искусством
Чем поражает Джоконда? (7)Сложностью выражения,
глубиной душевной жизни, обнаруживающей себя в многозначной полуулыбке,
взгляде, погруженном в даль, но готовом откликнуться и сиюминутности. (8)Разве
можно сказать, что Мона Лиза безукоризненно красива? (9)У самого Леонардо есть
на полотнах женщины куда красивей (хотя бы эрмитажная «Мадонна Литта»), но
манит, притягивает, сводит с ума поэтов, вдохновляет музыкантов, пленяет
сложные и простые души бессмертная Джоконда — в ней явлен не холодный,
обобщающий тип красоты, а горячая, пульсирующая, бездонная жизнь единственной
души. (10)Человеку, сказал Паскаль, по-настоящему интересен только человек.
(11)И потому над тайной Джоконды, тайной вполне реальной женщины, жившей в
нашем мире, а не на Олимпе и не в горних высях, флорентийской гражданки, жены
купца Джокондо не устают биться поколение за поколением.
(12)Словами красоту не передашь. (13)Это прекрасно
знал Лев Толстой. (14)В полушутливом споре с Тургеневым и Дружининым, кто лучше
опишет красоту женщины, он перечеркнул прямолинейные описания своих соперников
одной-единственной фразой из Гомера: «Когда Елена вошла, старцы встали».
(15)Умно, дерзко, лукаво, но вместе с тем Толстой как бы расписывается в
бессилии выразить словами живую красоту женщины. (16)Впрочем, это не мешало ни
ему самому, ни его литературным собратьям создавать пленительные женские
образы. (17)Разве мы сомневаемся в зрелой красоте Анны Карениной, или
девичьей — Наташи Ростовой, или романтической — Татьяны Лариной? (18)А между
тем Пушкин не дал ее портрета. (19)Ведь нельзя же считать портретом: «Татьяны
бледные красы и распущенные власы». (20)А ведь всего-то сказано, что «все тихо,
просто было в ней». (21)Чего же достигает Пушкин такой зримости образа,
ставшего символом русской женской красоты — физической и духовной?
(22)Колдовством рассеянных по роману легких мазков чарующей авторской
интонацией, исполненной нежность и уважения, и чем-то вовсе неуловимым, что
принадлежит тайне гения.
(23)Бездушная, внешняя красота — ничто, ценна лишь
красота, светящаяся изнутри, она озаряет мир добром, возвышает самого человека
и укрепляет веру в будущее.
(24)Как хорошо сказал великий педагог К. Ушинский:
«Всякое искреннее наслаждение изящным само по себе источник нравственной
красоты».
(по Ю. М. Нагибину*)
* Нагибин Ю́рий Маркович (3 апреля 1920, Москва — 17
июня 1994, Москва) — русский писатель-прозаик, журналист и сценарист.
Примерный
круг проблем:
1. Как соотносятся внутренняя и внешняя
красота?
2. В чём заключается истинная красота
человека?
3. Что такое истинная красота?
4. Как научиться воспринимать красоту?
Напишите сочинение-рассуждение по проблеме, поставленной в исходном тексте:
«Что такое красота?».
Сформулируйте позицию автора (рассказчика) по указанной проблеме.
Прокомментируйте, как в тексте раскрывается эта позиция. Включите в
комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, важные для
понимания позиции автора (рассказчика), и поясните их. Укажите и поясните
смысловую связь между приведёнными примерами-иллюстрациями.
Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по
проблеме исходного текста. Включите в обоснование пример-аргумент, опираясь на
читательский, историко-культурный или жизненный опыт. (Не учитываются
примеры-аргументы, источниками которых являются комикс, аниме, манга, фанфик,
графический роман, компьютерная игра и другие подобные виды представления
информации.)
Объём сочинения – не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на
прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение
представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без
каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите аккуратно и разборчиво, соблюдая нормы современного
русского литературного языка.
Комментариев нет:
Отправить комментарий