вторник, 18 февраля 2025 г.

Методические материалы для председателей и членов предметных комиссий субъектов Российской Федерации по проверке выполнения заданий с развёрнутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ 2025 года

    Часть 2 содержит 1 задание с развёрнутым ответом (сочинение), проверяющее умение создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста. 

    Выполнение задания 27 (сочинение) проверяется экспертами предметных комиссий субъектов Российской Федерации в соответствии с критериями оценивания. Максимальное количество баллов, которое может получить экзаменуемый, правильно выполнивший задание 27, – 22.       

    Максимальный первичный балл за выполнение всей экзаменационной работы – 50. Следовательно, процент максимального первичного балла за выполнение задания с развёрнутым ответом составляет 44 % от максимального первичного балла за всю работу, что свидетельствует о существенном вкладе данной части работы в общее количество баллов за экзамен. 

    Задание с развёрнутым ответом – это сочинение на основе предложенного текста. Задание, являясь заданием базового уровня сложности, проверяет сформированность у экзаменуемых следующих умений: 

1) понимать проблему, поставленную в исходном тексте, и анализировать содержание прочитанного текста в свете указанной проблемы;
2) выявлять позицию автора (рассказчика) по указанной проблеме и формулировать её;
3) комментировать сформулированную позицию автора (рассказчика);
4) выражать и обосновывать собственное отношение к позиции автора (рассказчика) по заявленной проблеме;
5) соблюдать фактическую точность оформления высказывания;
6) последовательно и логично излагать мысли;
7) учитывать в процессе письма этическую составляющую;
8) оформлять высказывание в соответствии с орфографическими, пунктуационными, грамматическими и речевыми нормами современного русского литературного языка.

    Таким образом, часть 2 экзаменационной работы проверяет состояние практических речевых умений выпускников и даёт представление о том, владеют ли экзаменуемые письменной монологической речью, умеют ли аргументированно и грамотно излагать мысли, формулировать точку зрения на поставленную проблему, что немаловажно не только для успешной учебной деятельности в дальнейшем, но и для будущих профессиональных достижений одиннадцатиклассников.

    Для оценки сочинения применяется сочетание двух рейтинговых шкал в системе, специально разработанной для измерения различных сторон коммуникативной подготовки обучающихся. Система предусматривает словесное описание критериев оценивания развёрнутого ответа и цифровую характеристику нормативов оценки по каждому критерию.

    При проверке части 2 экзаменационной работы следует исходить из того, что оценивается не работа в целом, а тот комплекс умений и навыков, который проверяется и оценивается на основе принятой и утверждённой критериальной системы. 

    Система оценивания сочинения включает критерии, отражающие требования к различным составляющим речевой деятельности обучающихся. Каждый критерий в зависимости от его значимости оценивается рейтинговой шкалой различной длины: 3–0. Максимальное количество баллов, которое можно набрать за эту часть работы, – 22.



      Заметим, что для выставления на основании критерия К1 ноля баллов от эксперта требуется прочитать работу целиком. Это связано с тем, что экзаменуемый может в любой из частей сочинения сформулировать позицию автора (рассказчика) по указанной в задании 27 проблеме.
     * В задании 27 проблема сформулирована следующим образом: «Что в путешествии является наиболее важным?». (Работа начинается с введения проблемного вопроса, далее следует комментарий, в котором как в первом примере, так и во втором есть ответ на поставленный вопрос: общение с местными жителями является важной частью путешествия; некоторые люди считают важным в путешествии посещение достопримечательностей и прогулки. При этом указание на смысловую связь формально и логически неверно. Но такой комментарий позволяет обучающемуся обобщить и сформулировать авторскую позицию.) 

Загрузка файла (загружено байтов: 272491 из 272491)…

Внимание! 
Ответственность эксперта при оценивании сочинения на основании критерия К1 нулём баллов должна быть очень высокой, так как выставление на основании этого критерия ноля баллов влечёт за собой автоматическое выставление ноля баллов по критериям К2 и К3.
    
     При оценке грамотности (К7–К10) следует учитывать объём сочинения1. Указанные в таблице нормы оценивания разработаны для сочинения объёмом 150 слов или более2. 
       Если в сочинении 99 слов или менее, то такая работа не засчитывается и оценивается нулём баллов, задание считается невыполненным. 
       При оценке сочинения объёмом от 100 до 149 слов количество допустимых ошибок четырёх видов (К7–К10) уменьшается. Два балла по этим критериям ставится в следующих случаях: 

К7 – орфографических ошибок нет;
К8 – пунктуационных ошибок нет;
К9 – грамматических ошибок нет;
К10 – речевых ошибок нет.

Один балл по этим критериям ставится в следующих случаях: 

К7 – допущено не более двух ошибок;
К8 – допущено не более двух ошибок;
К9 – допущено не более двух ошибок;
К10 – допущено не более двух ошибок.

    Высший балл по критериям К7–К10 за работу объёмом от 100 до 149 слов не ставится.                Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.      Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа по всем аспектам проверки (К1–К10) оценивается 0 баллов. 
    Если в работе, представляющей собой частично переписанный или пересказанный исходный текст, содержатся фрагменты текста экзаменуемого, то при проверке учитывается только количество слов, которое принадлежит экзаменуемому.


Обратите также внимание на то, что ситуацию выставления ноля баллов по первым трём критериям следует отличать от двух других ситуаций. 
1. Ноль баллов по всем десяти критериям. Рассмотрим примеры4 . 
1.1. Объём сочинения менее 100 слов. 
Внимание! 
Если какие-то слова зачёркнуты самим экзаменуемым, то они не включаются в общий подсчёт слов. Кроме того, орфографические и иные ошибки в таких словах не учитываются. Например: Читая книги, мы совершаем удевительные путешествия, знакомимся с разными людьми, находим ответы на интересующие нас вопросы. (В данном предложении 13 слов, которые необходимо включить в общий подсчёт слов сочинения.)

 

Внимание! 
1. Любое слово, написанное через дефис, при подсчёте считается одним словом. Например: чёрно-белый, кого-то, всё-таки, Мамин-Сибиряк, диван-кровать, пример-иллюстрация. 
2. При подсчёте слов необходимо учитывать авторскую орфографию. Например: влесу (ошибочное слитное написание) – 1 слово; русско японский (ошибочное раздельное написание) – 2 слова. 

1.2. Сочинение представляет собой полностью переписанный или 
пересказанный исходный текст.

Внимание! В случае, когда сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст, по всем критериям ставятся не «Х», а «0». 

В то же время приведённый пример экзаменационной работы следует отличать от случаев, в которых наблюдаются частичный пересказ и частичное переписывание исходного текста. Даже если «своих» слов в сочинении экзаменуемого немного и среди них в основном клише (В данном тексте В.П. Катаев раскрывает проблему… Размышляя над этим вопросом… Позиция автора такова… Я согласен с позицией автора…), но при этом пересказ и цитирование уместны и мотивированы, то за такую работу нельзя выставлять ноль баллов по всем двенадцати критериям. Кроме того, некоторые слова, взятые из текста, при условии их небольшого объёма и обоснованности использования в сочинении могут не закавычиваться. Внимание! Если объём пересказа и/или цитирования в экзаменационной работе превышает 1/2 сочинения, то данные фрагменты исключаются из общего подсчёта слов. Таким же образом решается вопрос о несамостоятельно написанных фрагментах сочинения (то есть имеющих текстуальное совпадение с фрагментами, размещёнными в открытых информационных источниках). В любом из указанных случаев экспертом суммируется объём совпадающих отрезков письменной речи длиной 10 слов или более. 1.3. «Нечитаемый» почерк

В соответствии с Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования (приказ Минпросвещения России и Рособрнадзора от 04.04.2023 № 233/552, зарегистрирован Минюстом России 15.05.2023 № 73314) «81. Проверка экзаменационных работ включает в себя: 1) проверку и оценивание предметными комиссиями ответов на задания КИМ для проведения ЕГЭ с развёрнутым ответом <…>, в том числе устных ответов, в соответствии с критериями оценивания по соответствующему учебному предмету, разработка которых организуется Рособрнадзором3 . <…> По результатам первой и второй проверок эксперты независимо друг от друга выставляют первичные баллы за каждый ответ на задания КИМ для проведения ЕГЭ с развёрнутым ответом. <…> В случае существенного расхождения в первичных баллах, выставленных двумя экспертами, назначается третья проверка. Существенное расхождение в первичных баллах определено в критериях оценивания по соответствующему учебному предмету, разработка которых организуется Рособрнадзором. Эксперту, осуществляющему третью проверку, предоставляется информация о первичных баллах, выставленных экспертами, ранее проверявшими экзаменационную работу». Существенными считаются следующие расхождения. 1. Расхождение между суммами баллов, выставленных первым и вторым экспертами за выполнение задания 27 (по всем 10 позициям оценивания), составляет 8 первичных баллов или более. В этом случае третий эксперт должен выставить баллы только по тем позициям оценивания, по которым баллы, выставленные первым и вторым экспертами, различаются. 2. Расхождение между баллами, выставленными первым и вторым экспертами по позиции оценивания К7, составляет 2 первичных балла или более. В этом случае третий эксперт выставляет баллы только по позиции оценивания К7. 3. Расхождение между баллами, выставленными первым и вторым экспертами по позиции оценивания К8, составляет 2 первичных балла или более. В этом случае третий эксперт выставляет баллы только по позиции оценивания К8. 3 Часть 14 статьи 59 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 14 4. Расхождение в результатах оценивании двумя экспертами заключается в том, что один эксперт указал на отсутствие в экзаменационной работе ответа на задание 27, а другой эксперт выставил ненулевой балл по любому критерию оценивания выполнения этого задания. В этом случае третий эксперт проверяет ответ на задание 27 по всем критериям. 5. Ситуации, в которых один эксперт указал на отсутствие в экзаменационной работе ответа на задание 27, а второй эксперт выставил нулевой балл за выполнение этого задания, не являются ситуациями существенного расхождения в оценивании.

 




Комментариев нет:

Отправить комментарий