пятница, 18 ноября 2022 г.

Бабель. Год 2022

СОЛЬ

автор: ученица 11 класс Диана Р.

    В рассказах Бабеля о Гражданской войне поднимаются темы и проблемы, затрагиваемые и другими авторами, писавшими об этих годах истории нашей страны. В этих рассказах мы видим людей, которые не по своей воле оказываются впутаны в войну, людей, зараженных идеями, которых сами не понимают, но готовых убивать и отдавать свои жизни за них, людей, которых война меняет безвозвратно, людей, чьи судьбы она жестоко ломает. Среди других произведений об этих событиях рассказы Исаака Бабеля выделяются особенным повествованием, языком, в котором метафоры и сравнения соседствуют с простой речью. Так, и в речи героев рассказа “Соль” высокопарные выражения часто соседствуют с какими-то просторечными фразами: “кланяюсь вам, взвод, но только удивляет меня слышать от вас такую жеребятину”. Странная и непривычная манера речи как будто еще больше отдаляет нас, никогда не бывавших в подобных ситуациях, живущих в другое время, в другом обществе и с другими моральными ориентирами, от событий тех лет. При этом, благодаря особенному стилю речи автора, создается впечатление, будто каждую историю рассказывает тебе живой человек. 

    Помимо всего прочего, такая особенность языка произведений и речи персонажей помогает автору донести до читателя характер его героев. Это люди, вмещающие в себя противоположности: распутство и благородство, презрение к образованным людям и стремление к просвещению, провозглашение великих идей и абсолютное непонимание их сути, стремление к счастью человечества и кровавые пути достижения целей. Так, например, в “Соли” Балмашев убивает женщину, укравшую соль, или, как он выражается, “смывает этот позор с лица трудовой земли и республики” для того, чтобы не допустить “выстелить Расею трупами и мертвой травой”, проливает кровь, для того, чтобы кровь не проливалась. В этом особенность “палачей” той войны: самоотверженно стремясь к достижению целей, которых сами не понимают, считающие цель оправдывающей средства, они делают зло, возможно, худшее того, что могло случиться. Бабель, подобно другим авторам, описывающим то время, рассказывает о том, что и “палачи”, и “жертвы” Гражданской войны были вовлечены в события как будто волей злого рока, на той или другой стороне они оказались случайно, а не из-за глубокой приверженности какой-то определенной идеологии.

    На меня рассказ Бабеля “Соль” оказал сильное впечатление. Он напоминает о том, насколько губительна война для человека, о том, что она разрушает всякие моральные нормы и ценности, уничтожает человечность. По сути, это борьба не только за цели, идеалы и свою жизнь, но и внутренняя борьба за то, чтобы не потерять себя, за то, чтобы остаться человеком.



ПИСЬМО

автор: ученица 11 класса Валя Л.


1.Содержание письма характеризует героя рассказа как очень простого мальчика с еще достаточно детским взглядом на мир, хотя и деформированным войной. Он с уважением пишет своей “любезной матушке”, говорит о своем деле с наивной гордостью и уверенностью в его важности: “мы развозим на позиции литературу и газеты….. которую всякий боец на передовой позиции желает прочитать, и опосля этого он с геройским духом рубает подлую шляхту”. Мальчик очень беспокоится за своего коня Степку и повторяет просьбы о нем позаботиться, этим же он заканчивает письмо.

2.Герой сообщает о смерти брата и отца только “во вторых строках своего письма”, потому что в той реальности, в которой он живет эти события даже не являются чем-то экстраординарным, чем-то о чем нужно срочно написать. В условиях войны смерти родных не шокируют мальчика, он принимает их как нечто естественное, понятное.

3.Странным в описании Курдюковым смертей его близких является то, как спокойно, без лишних эмоций и соболезнований он в сухих фактах, пусть и с подробностями сообщает о том, как его отец убил же его брата, а потом другой брат убил отца. Эта семейная трагедия рассказывается вместе с другими событиями, ей не придается большое значение, которое вообще принято придавать смертям. После сообщения о смерти брата мальчик как ни в чем не бывало рассказывает, как ему жилось в Воронеже и сколько чая им выдавали, как будто по важности эти события абсолютно одинаковы.

4.”Правда о гражданской войне”, которую Бабель сообщает в этом и других рассказах “Конармии”, состоит в том, что война превращает мир в жестокое, абсурдное место, где забываются все ранее принятые моральные ориентиры и ценности. В этом рассказе мы видим как отец и сыновья оказываются по разные стороны баррикад, самые родные люди убивают друг друга и люди вокруг даже не осознают всего ужаса самой это ситуации. В других рассказах Бабель также развивает тему нормализации жутких вещей в условиях войны, например, в рассказе “Соль” он пишет о том, как солдаты воспринимают изнасилования девушек, даже “своих”, как что-то приемлемое и совершенно уместное в существующей ситуации.

5.Образ старших Курдюковых страшен тем, что братья и их отец прекрасно осознают свои родственные связи, Сенька обращается к отцу “папаша”, отец сам говорит о том, что изведет “свое семя”. То есть осознание того, что они одна семья не заставляет людей попробовать примириться; несмотря ни на что, они продолжают друг друга ненавидеть. Тем же страшен образ и самого мальчика, он пишет о своем отце, называет его “папашей”,упоминает о том, что его мама “знает папашин характер”, явно имея в виду времена их еще общей семейной жизни и при всем при этом пишет о его преследовании и смерти как о чем-то адекватном, а не ужасном или страшном.

6.Похожие с этим рассказом мысли и мотивы мы можем найти, например, в рассказе Шолохова “Продкомиссар”, где также сын и отец оказываются по разные стороны: сын - продкомиссар, с красными, отец же - противник новых порядков, зажиточный крестьянин. Встретившись спустя несколько лет разлуки они не чувствуют теплых родственных чувств, лишь окончательно осознают то, что они теперь враги друг для друга и в результате товарищи сына расстреливают его же отца. Похожая идея есть и в другом рассказе Шолохова “Родинка”, там также сын оказывается за красных, а отец ему противостоит, правда в этом рассказе они не успевают осознать это, сын умирает от руки отца прежде, чем узнать его.



ПЕРЕХОД ЧЕРЕЗ ЗБРУЧ

автор: ученица 11 классa Маша Б.


Переход через Зрбуч

1.     В рассказе все герои «движутся»  фигурируют вокруг двух понятий» смерть и жизнь. В начале нам даётся описание природы: «Поля пурпурного мака цветут вокруг нас, полуденный ветер играет в желтеющей ржи, девственная гречиха встает на горизонте», что вводит читателя в заблуждение, будто рассказ вовсе не о войне и смерти нет места на границах рассказа. После такого описания природы картина резко сменяется, перед нами предстаёт война во всех её красках: «Оранжевое солнце катится по небу, как отрубленная голова», «штандарты заката веют над нашими головами» ( противопоставление ночь-день? ) «Запах вчерашней крови и убитых лошадей каплет в вечернюю прохладу». Мир живых сменяется миром мёртвых.

2.      Дом для нас является местом, в которое хочется вернуться, но остался ли дом у солдат, а у павших храброй смертью солдат? – мне кажется, что нет. Герой рассказа попадает в ещё один мир смерти, где время течет по-другому: «Приезжаем (мы) в Новоград. Я нахожу беременную женщину на отведенной мне квартире и двух рыжих евреев». Разве можно назвать домом место, где на полу лежит человеческий кал, черепки сокровенной посуды? Вся обстановка выглядит не то что удручающей, сколько гнилой и «утонувшей» в бремени войны.

3.     В действии, когда наш герой попадает «домой», можно также увидеть противопоставление. Беременная женщина, как символ рождения новой жизни» отождествляется с мёртвым стариком. Наш рассказчик засыпает, а вокруг него смыкается «пугливая нищета» и в прямом, и в переносном смысле. Герою снится сон, такой же безумный как луна: «Все убито тишиной, и только луна, обхватив синими руками свою круглую, блещущую, беспечную голову, бродяжит под окном», как обстановка вокруг. Во сне мы узнаём имя начдива номер 6. Героя зовут Савицкий, что наталкивает нас на мысль, а разве человек не расходный материал в руках войны? ( ведь изначально у него не было имени! ).

4.     Композиция сон-явь-бред служит для нас своего рода проводником, ведущим нас в правильном направлении. Рассказчик видит безумный сон, но его возвращает в сознание беременная женщина, разбудившая его, и тут же всё становится в одночасье бредом, и евреи с тонкими шеями, и женщина, и мёртвый старик с разрубленным пополам лицом. Невозможно «вернуться» с войны человеком, которым ты был раньше, ведь самое страшное, -- это не терять других, а потерять самого себя.

5.     Я считаю, что «переход» героя происходит в кульминации рассказа, ведь не его словами завершается повествование, а монологом женщины, обвинившей его во всех бедах одной своей речью: «Я хочу знать, где еще на всей земле вы найдете такого отца, как мой отец…». Рассказ обрывается молчанием, которое красноречивее многих слов.

6.     Если в начале повествования мир предстает перед нами цветным и ярким: «пурпурный мак, девственная гречиха, желтеющая рожь, тихая Волынь, жемчужный туман, цветистые пригорки», то под конец мир теряет краски. «Застывший» в разрухе дом не наполняется цветом, он давно потерян, так же, как и люди в нём, лишь безмолвная тишина наполняет его.

7.     Как я уже говорила на войне отдельный человек теряет смысл, ведь войну выиграет не один, а все, как единая команда. В самом начале у нас идёт обезличивание, а по ходу повествования оно продолжается: «"Мосты разрушены, и (мы) переезжаем реку вброд...». Войско -- "мы". В данном отрывке чётко прослеживается грань потери себя, ведь на войне стирается всё, что люди имели до этого, будь то статус или имя, будь то честь или трусость. Люди действуют как один «организм», следуя приказам и распоряжениям командира.

8.     На протяжении всего рассказа идёт повтор: Я – Мы. Динамичное повествование сменяется статикой. Обезличенное становится личным. (Если честно, то я не особо поняла, что значит данное понятие )

9.     Диалоги в рассказе особенно горестны, ведь понять беременную женщину можно лишь в случае, если ты сам терял кого-то дорогого тебе, какого должно быть дочери? Жить в одной комнате с трупом и даже рука её не поднимается для того, чтобы захоронить его. Насколько сильным должен быть «удар»? Пока её отец нашёл свой покой, она осталась одна. Вся её боль умещается в последних строках произведения и обрывается «вечной» тишиной.

10.  Рассказы Бабеля – это взгляд на гражданскую войну изнутри. Бойцы Первой Конной армии были героями эпохи. Автор никого не выделяет, у него нет героев или злодеев. Гражданская война растлила всех, сделала убийство обыденным. Из других произведений мне на ум приходит только роман М. Шолохова «Тихий Дон», который изображает гражданскую войну как время великого народного горя. Обоюдные жестокость и ненависть красных и белых приводят к народной трагедии: ни те, ни другие не понимают абсолютной ценности человеческой жизни, и кровь русских людей льётся рекой.



СОЛЬ

автор: ученица 11 классa Лера Х.

И. Э. Бабель «Соль»

1.В чем особенность речи героев?
Особенность речи героев заключается в том, что просторечные слова и канцеляризмы неуместно перемешиваются, и эта «смесь» звучит нелепо.

2.Охарактеризуйте на их примерах особенности бойцов Конармии.
Бойцы Конармии- жестокие, грубые люди, главная цель которых- удовлетворить свои животные потребности и избавить землю от людей с мнением, отличным от их. Они собственное желание выдают за следование новой идеологии.

3.Что, как правило, означает для бойцов Конармии «смыть позор с лица трудовой земли и республики»?
«Избавиться от изменника, который тащит их в яму и пытается повернуть речку обратно»(От людей, которые также против идеологии Ленина и нового государственного строя).

4.Охарактеризуйте подачей и жертв этой войны.
Палачи этой войны - бойцы конармии, которые убивают людей только за то, что те не хотят смены власти.
Жертвы этой войны - мирный народ, который не хочет всех этих изменений.

5.Ваши мысли и эмоции относительно прочитанного.
Я шокирована тем временем, жестокостью и отсутствием здравого смысла у бойцов Конармии. Они крайне неразумно и грубо поступали с женщинами и теми, кто не поддерживает изменения в политике. С одной стороны, женщина поступила глупо, попытавшись обмануть бойцов, ей нужно было думать о последствиях и о том, что было бы, если бы ее раскрыли. С другой стороны, бойцы поступили очень жестоко, узнав о том, что их обманули. Можно было бы и остановиться на том, что они на ходу выбросили ее из поезда, и не стрелять в неё.
6.
Гражданскую войну так же затрагивал и Алексей Толстой в произведении «Гадюка». Описывалось то же жестокое, тяжелое время, когда убивали всех, кто против нововведений и новой идеологии. Воевать шли даже женщины. Война сделала всех бесчеловечными и жестокими.


Урок по рассказу И. БАБЕЛЯ «Переход через Збруч»

Бабель. Конармия. ГЕДАЛИ


Комментариев нет:

Отправить комментарий