понедельник, 21 ноября 2022 г.

ИС на тему "Что Вас волнует больше: красота природы или красота, сотворённая человеком?"

    Про себя я могу сказать уверенно и окончательно: красота, сотворенная человеком, меня волнует больше, чем красота природы, если красота, сотворенная человеком, - произведение искусства.

    К природным пейзажам, небесной лазури, далям и всяким прочим видам природы я всегда был довольно равнодушен. И, как это ни странно, те же дали и пейзажи трогали меня, если я их видел, читая художественную литературу или слушая музыку.

    Чтобы объяснить особенности своего восприятия природы и искусства, я расскажу о двух рассказах Константина Георгиевича Паустовского – настоящего художника и мастера пейзажа.

    В рассказе «Старый повар» Паустовский с помощью пейзажа передает и чувства умирающего старика, и музыку Моцарта, пейзаж - вид старого сада на окраине Вены, и звуки клавесина. Паустовский может описать тайну исповеди, раскаяние и очищение, власть настоящего искусства и силу воспоминаний. В финале рассказа Моцарт говорит: «Слушайте и смотрите», и Паустовский показывает, как силой музыки зимний пейзаж превращается в весенний, как цветы мокрого снега превращаются в лепестки яблони, как исчезает страх смерти, как исполнитель и слушатели прикасаются к вечности, не замечая, что ночь уже прошла и за окнами загорается заря. Искусство способно повернуть время вспять, отпустить грехи, искусство очищает и возвышает, поэтому мне понятнее красота, сотворенная человеком, и пейзаж понятнее, если его кто-то описал словами, а не я сам увидел его в природе непосредственно.

    Другой рассказ Паустовского, «Акварельные краски», в середине особенно, – почти весь пейзажи как бы глазами художника Берга, которому как раз не давались пейзажи и который обретает чувство родины и новое понимание старых чувств благодаря вдруг открывшимся пейзажам среднерусской природы. Паустовский мастерски описывает розовые облака и желтый лист, кузнечика, жуков и журавлей так, будто их видит именно художник-живописец. Без текста рассказа нельзя передать эту потрясающую верность и точность глаза художника, помню только, что желтизна осенних листьев была с изнанки тронута свинцовой изморозью.

    Короче говоря, когда писатель или художник, композитор или скульптор создает новую реальность, сотворенная красота мне понятнее, чем равнодушная красота природы. Вероятно, так происходит, оттого что искусство наполнено человеческим содержанием – мыслью и чувством. Может быть, если мне когда-нибудь откроется божественная красота природы, я смогу наслаждаться не только красотой, созданной человеком, и буду, как Пушкин:

По прихоти своей скитаться здесь и там,

Дивясь божественным природы красотам,

И пред созданьями искусств и вдохновенья

Трепеща радостно в восторгах умиленья.

Вот счастье! вот права…

370 слов

Комментариев нет:

Отправить комментарий