Задание 5
экзаменационной работы нацелено на проверку умения применять теоретические
знания по синтаксису и пунктуации на практике – при расстановке знаков
препинания в предложении. Для анализа предлагается предложение или микротекст,
состоящий, например, из трёх предложений. На местах пропусков необходимо
расставить знаки препинания, а в ответе – записать только те цифры, на месте
которых стоит знак препинания, указанный в формулировке конкретного задания.
Обратите внимание! Среди знаков препинания в задании 5 могут быть
представлены запятые, тире, двоеточие и кавычки.
Правильная расстановка знаков препинания всегда вызывает
определённые трудности, поэтому советуем сначала внимательно прочитать
данное(-ые) предложение(-ия) и понять, о чём говорится в нём (них); затем
определить синтаксическую структуру предложения(-ий) (опознать грамматическую
основу или грамматические основы, установить их количество, увидеть
второстепенные члены предложения, если они есть, виды осложнения предложения и
т.д.).
Приведём пример задания 5.
5 Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте
которых должны стоять запятые.
В Александрии работало немало выдающихся учёных (1) среди
(2) которых географ и математик Эратосфен (3) сумевший вычислить диаметр Земли
с высокой по тем временам точностью (4) математик Евклид (5) написавший 13
томов «Начала» по геометрии (6) астроном Аристарх Самосский (7) почти за две
тысячи лет до Коперника установивший (8) что Земля – шар (9) вращающийся вокруг
Солнца.
Ответ: ___________________________.
Сначала следует внимательно прочитать условие задания:
постановку какого пунктуационного знака вам предстоит анализировать? В
приведённом примере необходимо указать все цифры, на месте которых стоят
ЗАПЯТЫЕ. Для успешного выполнения этого задания вам понадобятся умения в
области синтаксиса, важнейшим из которых является умение определять
грамматическую основу предложения, а также умение пользоваться знаками
препинания в соответствии с основными пунктуационными правилами русского языка.
Давайте проанализируем синтаксическое строение данного
предложения. Для этого выделим грамматические основы (здесь их три): работало немало учёных; Эратосфен,
Эвклид, Аристарх; Земля – шар.
С цифры 1 начинается придаточное определительное; цифрами 3–4, 5–6 и 7
выделяются обособленные определения, выраженные причастными оборотами; с цифры
8 начинается придаточное изъяснительное; цифрой 9 опять выделяется обособленное
определение, выраженное причастным оборотом. Анализ предложений показывает, что
26 постановка запятых необходима на месте следующих цифр: 13456789. Итак, в
строке ответа записываем: 13456789 <или>любая другая последовательность этих
цифр.
Обратите внимание! Трудности в пунктуации связаны в
большинстве случаев с неумением определять грамматическую основу предложения. А
это одно из основополагающих, базовых умений в области синтаксиса, чрезвычайно
важное для постижения структуры предложения, а следовательно, для овладения
основными пунктуационными правилами русского языка.
Условные обозначения
и стандартные фразы, применяемые в пояснениях к заданиям. Это крохотные
подсказки, но не свод правил пунктуации!
СИС — составное именное сказуемое. Чаще всего встречается
СИС, выраженное именем существительным в именительном падеже без связки, со
словом «это» или без него. Например: Колокольня Ивана Великого — это сущ.в Им.пцерковь.
Предложение стоит в настоящем времени, поэтому слово «есть» отсутствует. При
изменении по временам свзяка появится: Колокольня была церковью, будет
церковью. Между подлежащим и СИС, выраженным существительным в именительном
падеже ставится знак тире, если нет запрещающих условий. В пояснении часто
будет: тире между подлежащим и СИС;
ССП — сложносочиненное предложение. Это два и более простых,
соединены сочинительными союзами. Запятая между частями обычно ставится, но
есть условия, которые запрещают постановку запятой. В пояснении будет: зпт
между частями ССП, соединенными союзом «...»
СПП — сложноподчиненное предложение минимум с двумя
предложениями в составе, одно из которых будет главным, а второе —
придаточным. При разборе главное заключается в такие скобки [-=], зависимые —
в такие (-=). В пояснении часто будет: зпт в СПП между главным и
придаточным;
БСП — бессоюзное предложение. Это два и более простых, соединены
только интонацией. Между ними не бывает союзов, только знаки препинания:
запятая, точка с запятой, двоеточие, тире. При необходимости выделить БСП
используем фигурные скобки, например так {-=}: {=}. В пояснении будет: зпт
(двоеточие, тире) в БСП между частями;
Обособленное определение, выраженное причастным оборотом — это тот
самый причастный оборот, который стоит в первую очередь после определяемого
существительного, как вот тут: ГСЛодка, плывущая по волнам,
почти исчезла с виду. В этом предложении ГС (главное слово) стоит до
ПО (причастного оборота), модель: ГС+ПО.
Необособленное определение, выраженное причастным оборотом — это тот
самый причастный оборот, но который стоит перед определяемым существительным по
модели ПО+ГС: плывущая по волнам ГС лодка.
Правил для обособления или необособления (постановки
запятой) очень много. Но точно нет такого правила: причастный оборот
выделяется запятыми.
ПЕРЕЧЕНЬ ВАЖНЕЙШИХ
ПУНКТОГРАММ
- Пунктограмма №2. Тире
между подлежащим и сказуемым
- Пунктограмма №3. Тире в
неполном предложении
- Пунктограмма №4.
Запятые при однородных членах предложения
- Пунктограмма №5.
Запятые при однородных и неоднородных определениях
- Пунктограмма №6. Знаки
препинания при однородных членах с обобщающими словами
- Пунктограмма №7. Знаки
препинания при обособленных и необособленных определениях
- Пунктограмма №8. Знаки
препинания при обособленных и необособленных приложениях
- Пунктограмма №9. Знаки
препинания при обособленных и необособленных обстоятельствах
- Пунктограмма №10. Знаки
препинания при обособленных дополнениях
- Пунктограмма № 11.
Знаки препинания при уточняющих членах
- Пунктограмма №13. Знаки
препинания при обращениях.
- Пунктограмма №14. Знаки
препинания при вводных конструкциях.
- Пунктограмма № 15.
Знаки препинания при вставных конструкциях
- Пунктограмма №17. Знаки
препинания в сложносочинённом предложении
- Пунктограмма №18. Знаки
препинания в сложноподчиненном предложении
- Пунктограмма №19.
Запятая и точка с запятой между частями бессоюзного сложного предложения
- Пунктограмма №20.
Двоеточие между частями бессоюзного сложного предложения.
- Пунктограмма №21 Тире в
бессоюзном сложном предложении
- Пунктограмма №22 Знаки
препинания в сложном предложении с разными видами связи
·
Комментариев нет:
Отправить комментарий