пятница, 10 октября 2025 г.

Задание 12 ОГЭ. Лексический анализ

Основные умения:

· определять лексическое значение слова, значения многозначного слова, стилистическую окраску слова, сферу употребления; 

· подбирать синонимы, антонимы; 

· проводить лексический анализ слова (или фразеологизма).

Следует помнить, что лексические явления многообразны.

Центральное понятие лексики – это слово. Слово – основная единица языка. Существует четыре способа объяснения лексического значения слова.

1. Краткое толкование слова (чаще всего используется в толковых словарях).

2. Подбор синонимов (помогает уточнить значение слова и вспомнить другие слова с похожим значением): актуальный (вопрос) – синонимы: современный, животрепещущий, наболевший, злободневный, острый.

3. Подбор антонимов (помогает прояснить значение слова путём сравнения его со словами, противоположными по значению): смеяться – антонимы: плакать, рыдать, реветь, заливаться слезами, утопать в слезах, хныкать.

4. Подбор однокоренных слов (позволяет понять, почему именно так названы предметы, явления): сожаление – однокоренные слова: жалость, жалеть, жалостливый, безжалостный, пожалеть.

Во фразеологизме, в отличие от свободного словосочетания, лексическое значение имеет не каждое слово в отдельности, а всё сочетание слов.

Обратите внимание! При проведении лексического анализа слова необходимо внимательно читать текст. Это необходимая часть работы, чтобы правильно определить лексическое значение слова в контексте, его стилистическую окрашенность. В ОГЭ по русскому языку именно задание 12 проверяет умение проводить лексический анализ слова (или фразеологизма).

Приведём примеры этого задания.

12 В предложениях 1–5 найдите просторечное слово с лексическим значением «донять». Выпишите это слово.

Чтобы успешно справиться с приведённым заданием, необходимо неоднократно прочитать заданный фрагмент исходного текста, вдумываться в содержание прочитанного. Следует учесть, что в задании нужно найти не всякое слово, а именно просторечное.

Напомним, что просторечия – это слова, выражения, формы словообразования и словоизменения, черты произношения, имеющие оттенок упрощения, грубости. Например: «башка» вместо «голова», «вчерась» вместо «вчера» и т.д.

Просторечие характеризуется яркой экспрессией, стилистической сниженностью, граничит с разговорными элементами литературной речи, а также с диалектизмами, жаргонизмами и вульгаризмами.

Давайте ознакомимся с фрагментом текста.

(1)Всё началось на перемене перед шестым уроком. (2)Лена Болдырева, томная пышноволосая красавица, закапризничала: – Слушайте, люди! (3)Меня уже достала эта химия! (4)Кто-то в тон ей произнёс с плачущей интонацией: – А кого она не достала! (5)Этих реплик хватило для того, чтобы суматошная, искрящаяся мысль о побеге с урока вспыхнула молнией.

(По Н.А. Татаринцеву*) * Николай Алексеевич Татаринцев (род. в 1947 г.) – российский писатель-публицист.

Ответ к этому заданию: достала <или>достать (см. подчёркивание в тексте). Любая из приведённых словоформ будет засчитана как правильный ответ на это задание.

12 В предложениях 18–25 найдите синоним к словам «неизвестный», «незнакомый». Выпишите этот синоним.

Напомним, что синонимы – это слова, которые относятся к одной части речи и значения которых содержат близкие смысловые элементы. Например: «путь» и «дорога», «бросать» и «кидать», «смелый» и «храбрый» и т.д.

Давайте ознакомимся с фрагментом текста.

(18)Оно лежало на самом кончике линейки. (19)Зёрнышко казалось таким далёким, и идти за ним так боязно! (20)Синичка, приседая и настораживая крылья, прокралась в самый конец линейки и оказалась в моей комнате. (21)С боязливым любопытством вглядывалась она в неведомый мир. (22)Её особенно поразили живые зелёные цветы и совсем летнее тепло, которое овевало озябшие лапки. – (23)Ты здесь живёшь? – (24)Да. – (25)А почему здесь нет снега?

(По Е.И. Носову*) * Евгений Иванович Носов (1925–2002) – известный русский советский писатель, важнейшие темы его творчества – военная и деревенская.

Ответ к этому заданию: неведомый (см. подчёркивание в тексте).

В предложениях 22–33 найдите фразеологизм. Выпишите этот фразеологизм.

Напомним, что фразеологизм – это устойчивое сочетание слов, которое характеризуется постоянным лексическим составом, грамматическим строением и известным носителям данного языка значением, не выводимым из значения составляющих фразеологизм компонентов. Например: «точить лясы», «собаку съесть», «плыть по течению» и т.д.

Давайте ознакомимся с фрагментом текста.

– (22)Мы же учимся в одной школе. (23)Разве ты меня не видел? – (24)Не видел! – (25)Какой ты невнимательный, – сказала она. – (26)Я слышал твой голос... (27)Я услышал твой голос, – сказал я. – (28)Ты узнал меня по голосу? – (29)Нет, другое... (30)Я хотел узнать тебя из-за голоса. – (31)Тебе понравился мой голос? (32)Понравился! (33)Не то слово! (По Ю.Я. Яковлеву*) * Юрий Яковлевич Яковлев (1923–1996) – советский писатель и сценарист, автор книг для подростков и юношества, сценариев игровых и анимационных фильмов.

Ответ к этому заданию: нетослово (см. подчёркивание в тексте). Имейте в виду, что все слова пишутся без пробелов (слитно).

Приведём список фразеологизмов, которые могут встретиться на ОГЭ по русскому языку. Ваша задача – выяснить значение каждого фразеологизма и понять контекст его употребления. § Белый свет. § Броситься/бросаться в глаза. § Быть на седьмом небе. § В конце концов. § В розовом свете. § В самый раз будет. § Вдоль и поперёк. § Во весь голос. § Всё разложено по полочкам. § Делать было нечего. § Днём с огнём не сыскать. § Забыть про всё на свете. § За счёт. § Идти/пойти по стопам. § Изо всех сил. § Как ветром сдуло. § Как вкопанная. § Как миленькие. § Как своих ушей. § Кто куда. § Лезть в голову. § Лезть под руку. § На край/краю света. § На произвол судьбы. § Начисто забыть. § Не было / нет никакого дела. § Не подать/подавать виду. § Не сводить глаз. § Не отрывать/оторвать глаз. § Обращать внимание. § Пасть/упасть/падать духом. § Перевернуть вверх дном. · Перевести дух. § Поднять на ноги. § Подступать/подступить к горлу. § Подумать только. § Прийти в себя. § Провалиться сквозь землю. § Раз и навсегда. § Сам не свой. § Свет клином сошёлся. § Сквозь землю провалиться. § Сочинять на ходу. § С первого взгляда. § Телячьи нежности. § Тернистый путь. § Тут как тут. § Тяжёлый крест. § Честь по чести. 15 § Язык не поворачивается.

Обратите внимание! Умение определять лексическое значение слова (или фразеологизма) является важнейшим умением, необходимым для успешного выполнения почти всех заданий экзаменационной работы. Кроме задания 12, знание и понимание явления фразеологии вам пригодится при выполнении задания 11, поскольку в рамках ОГЭ по русскому языку фразеологизмы квалифицируются как средства языковой выразительности. От того, насколько точно и уместно вы употребляете слово (или фразеологизм), правильно ли понимаете его лексическое значение, зависит также успех написания сжатого изложения и сочинения рассуждения.

Комментариев нет:

Отправить комментарий