· определять лексическое значение слова, значения многозначного слова, стилистическую окраску слова, сферу употребления;
· подбирать синонимы, антонимы;
·
проводить лексический анализ слова (или фразеологизма).
Следует помнить, что лексические явления многообразны.
Центральное понятие лексики – это слово. Слово – основная
единица языка. Существует четыре способа объяснения лексического значения
слова.
1. Краткое толкование слова (чаще всего используется в
толковых словарях).
2. Подбор синонимов (помогает уточнить значение слова и
вспомнить другие слова с похожим значением): актуальный (вопрос) – синонимы:
современный, животрепещущий, наболевший, злободневный, острый.
3. Подбор антонимов (помогает прояснить значение слова
путём сравнения его со словами, противоположными по значению): смеяться –
антонимы: плакать, рыдать, реветь, заливаться слезами, утопать в слезах,
хныкать.
4. Подбор однокоренных слов (позволяет понять, почему
именно так названы предметы, явления): сожаление – однокоренные слова: жалость,
жалеть, жалостливый, безжалостный, пожалеть.
Во фразеологизме, в отличие от свободного словосочетания,
лексическое значение имеет не каждое слово в отдельности, а всё сочетание слов.
Обратите внимание! При
проведении лексического анализа слова необходимо внимательно читать текст. Это
необходимая часть работы, чтобы правильно определить лексическое значение слова
в контексте, его стилистическую окрашенность. В ОГЭ по русскому языку именно
задание 12 проверяет умение проводить лексический анализ слова (или
фразеологизма).
Приведём примеры этого задания.
12 В предложениях 1–5 найдите просторечное слово с
лексическим значением «донять». Выпишите это слово.
Чтобы успешно справиться с приведённым заданием, необходимо
неоднократно прочитать заданный фрагмент исходного текста, вдумываться в
содержание прочитанного. Следует учесть, что в задании нужно найти не всякое
слово, а именно просторечное.
Напомним, что просторечия – это слова, выражения, формы
словообразования и словоизменения, черты произношения, имеющие оттенок
упрощения, грубости. Например: «башка» вместо «голова», «вчерась» вместо
«вчера» и т.д.
Просторечие характеризуется яркой экспрессией,
стилистической сниженностью, граничит с разговорными элементами литературной
речи, а также с диалектизмами, жаргонизмами и вульгаризмами.
Давайте ознакомимся с фрагментом текста.
(1)Всё началось на перемене перед шестым уроком. (2)Лена
Болдырева, томная пышноволосая красавица, закапризничала: – Слушайте, люди!
(3)Меня уже достала эта химия! (4)Кто-то в тон ей произнёс с плачущей
интонацией: – А кого она не достала! (5)Этих реплик хватило для того, чтобы
суматошная, искрящаяся мысль о побеге с урока вспыхнула молнией.
(По Н.А. Татаринцеву*) * Николай Алексеевич Татаринцев (род.
в 1947 г.) – российский писатель-публицист.
Ответ к этому заданию: достала <или>достать (см.
подчёркивание в тексте). Любая из приведённых словоформ будет засчитана как
правильный ответ на это задание.
12 В предложениях 18–25 найдите синоним к словам
«неизвестный», «незнакомый». Выпишите этот синоним.
Напомним, что синонимы – это слова, которые относятся к
одной части речи и значения которых содержат близкие смысловые элементы.
Например: «путь» и «дорога», «бросать» и «кидать», «смелый» и «храбрый» и т.д.
Давайте ознакомимся с фрагментом текста.
(18)Оно лежало на самом кончике линейки. (19)Зёрнышко
казалось таким далёким, и идти за ним так боязно! (20)Синичка, приседая и
настораживая крылья, прокралась в самый конец линейки и оказалась в моей
комнате. (21)С боязливым любопытством вглядывалась она в неведомый мир. (22)Её
особенно поразили живые зелёные цветы и совсем летнее тепло, которое овевало
озябшие лапки. – (23)Ты здесь живёшь? – (24)Да. – (25)А почему здесь нет снега?
(По Е.И. Носову*) * Евгений Иванович Носов (1925–2002) –
известный русский советский писатель, важнейшие темы его творчества – военная и
деревенская.
Ответ к этому заданию: неведомый (см. подчёркивание в
тексте).
В предложениях 22–33 найдите фразеологизм. Выпишите этот
фразеологизм.
Напомним, что фразеологизм – это устойчивое сочетание слов,
которое характеризуется постоянным лексическим составом, грамматическим
строением и известным носителям данного языка значением, не выводимым из
значения составляющих фразеологизм компонентов. Например: «точить лясы»,
«собаку съесть», «плыть по течению» и т.д.
Давайте ознакомимся с фрагментом текста.
– (22)Мы же учимся в одной школе. (23)Разве ты меня не
видел? – (24)Не видел! – (25)Какой ты невнимательный, – сказала она. – (26)Я
слышал твой голос... (27)Я услышал твой голос, – сказал я. – (28)Ты узнал меня
по голосу? – (29)Нет, другое... (30)Я хотел узнать тебя из-за голоса. –
(31)Тебе понравился мой голос? (32)Понравился! (33)Не то слово! (По Ю.Я.
Яковлеву*) * Юрий Яковлевич Яковлев (1923–1996) – советский писатель и
сценарист, автор книг для подростков и юношества, сценариев игровых и
анимационных фильмов.
Ответ к этому заданию: нетослово (см. подчёркивание в
тексте). Имейте в виду, что все слова пишутся без пробелов (слитно).
Приведём список фразеологизмов, которые могут
встретиться на ОГЭ по русскому языку. Ваша задача – выяснить значение каждого
фразеологизма и понять контекст его употребления. §
Белый свет. §
Броситься/бросаться в глаза. § Быть
на седьмом небе. § В
конце концов. § В
розовом свете. § В
самый раз будет. §
Вдоль и поперёк. § Во
весь голос. § Всё
разложено по полочкам. §
Делать было нечего. § Днём
с огнём не сыскать. §
Забыть про всё на свете. § За
счёт. § Идти/пойти по стопам. § Изо всех сил. § Как ветром сдуло. § Как вкопанная. § Как миленькие. § Как своих ушей. § Кто куда. § Лезть в голову. § Лезть под руку. § На край/краю света. § На произвол судьбы. § Начисто забыть. § Не было / нет никакого
дела. § Не подать/подавать виду. § Не сводить глаз. § Не отрывать/оторвать
глаз. § Обращать внимание. § Пасть/упасть/падать
духом. § Перевернуть вверх дном. · Перевести дух. § Поднять на ноги. § Подступать/подступить к
горлу. § Подумать только. § Прийти в себя. § Провалиться сквозь землю.
§ Раз и навсегда. § Сам не свой. § Свет клином сошёлся. § Сквозь землю провалиться.
§ Сочинять на ходу. § С первого взгляда. § Телячьи нежности. § Тернистый путь. § Тут как тут. § Тяжёлый крест. § Честь по чести. 15 § Язык не поворачивается.
Обратите внимание! Умение определять лексическое значение слова (или
фразеологизма) является важнейшим умением, необходимым для успешного выполнения
почти всех заданий экзаменационной работы. Кроме задания 12, знание и понимание
явления фразеологии вам пригодится при выполнении задания 11, поскольку в
рамках ОГЭ по русскому языку фразеологизмы квалифицируются как средства
языковой выразительности. От того, насколько точно и уместно вы употребляете
слово (или фразеологизм), правильно ли понимаете его лексическое значение, зависит
также успех написания сжатого изложения и сочинения рассуждения.
Комментариев нет:
Отправить комментарий