· типы
сказуемого;
· виды
предложений по цели высказывания и интонации (эмоциональной окраске),
количеству грамматических основ, структуре грамматической основы, наличию
второстепенных членов, полноте членов предложения;
· виды
второстепенных членов предложения (прямые и косвенные дополнения; согласованные
и несогласованные определения и приложения; виды обстоятельств по значению –
места, времени, образа действия и проч.);
·
группы односоставных предложений;
·
предложения с однородными членами;
·
предложения с обособленными членами (определениями, приложениями,
обстоятельствами, дополнениями);
·
предложения с уточняющими обособленными обстоятельствами;
·
предложения с обращениями, вводными словами и конструкциями, с междометиями;
· типы
сложного предложения;
· виды
придаточных в сложноподчинённых предложениях;
· типы
сложноподчинённых предложений с несколькими придаточными;
·
синтаксические конструкции с различными видами связи между частями сложного
предложения;
·
способы передачи чужой речи.
Обратите внимание! Синтаксический анализ любого предложения нужно в
любом случае начинать с понимания смысла этого предложения и, конечно,
определения его грамматической основы (грамматических основ). При этом можно
помочь себе, применив известные графические обозначения. Только после этих
важных шагов можно переходить к разбору синтаксического явления,
представленного в утверждении.
Давайте
ознакомимся с примером задания 3. Запишите номера ответов.
3 Прочитайте текст и выполните задание 3.
(1)Я изъездил почти всю
страну, видел много мест, удивительных и сжимающих сердце, но ни одно из них не
обладало такой внезапной лирической силой, как Михайловское. (2)Пчёлы собирали
мёд в липовой аллее, где Пушкин встретился с Анной Керн. (3)В Михайловском я
первый раз встретил внучку Керн на сыпучем косогоре, где росли когда-то три
знаменитые сосны. (4)Старушка рассказала мне, посмеиваясь над собой, что вот
прижилась в этих пушкинских местах. (5)Каждый день придумывает какое-нибудь
дело, чтобы оттянуть отъезд. Укажите варианты ответов, в которых дано верное
утверждение.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное
утверждение. Запишите номера ответов.
1) Первая часть сложного предложения 1 осложнена
однородными дополнениями.
2) Предложение 2 сложное.
3) В предложении 3 одна грамматическая основа.
4) Первая часть сложного предложения
4 осложнена обособленным обстоятельством.
5) Первая часть сложного предложения 5 – односоставное
безличное предложение.
Ответ: ___________.
Проанализируем первое утверждение в задании. Предложение 1
сложное. Но мы работаем только с первой частью: Я изъездил почти всю страну,
видел много мест, удивительных и сжимающих сердце… В этой части действительно
есть однородные члены: изъездил, видел; удивительных и сжимающих. Однако это
однородные сказуемые и однородные определения. Следовательно, ответ под номером
1 ошибочный.
Во втором предложении две грамматические основы (пчёлы
собирали; Пушкин встретился), значит, оно сложное. Вывод: ответ под номером 2
верный.
И в третьем предложении две грамматические основы (я
встретил; росли три сосны). Вывод: ответ под номером 3 ошибочный.
Предложение 4 сложное. Но мы работаем только с первой
частью: Старушка рассказала мне, посмеиваясь над собой… Эта часть действительно
осложнена обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом:
посмеиваясь над собой. Следовательно, ответ под номером 4 верный.
Предложение 5 также сложное. Но мы работаем только с первой
частью: Каждый день придумывает какое-нибудь дело… Предложение в этой части не
односоставное безличное, а двусоставное неполное. Следовательно, ответ под
номером 5 ошибочный.
Таким образом, правильный ответ при выполнении приведённого
задания: 24 <или>/42.
Это задание проверяет весь курс синтаксиса за 8-9 класс,
поэтому нет никакой возможности вместить в короткое правило все темы этого
курса.
Формулировки заданий различны, сложность заданий тоже.
Будут проверяться умения определять:
1) грамматическую основу простого двусоставного предложения,
в том числе неполного:
а) со сказуемым простым глагольным, составным глагольным
и составным именным, в том числе выраженным устойчивыми
словосочетаниями (типа играть
роль, иметь значение)
б) с подлежащим, состоящим из одного слова или словосочетания;
2) грамматическую основу простого односоставного предложения,
в том числе:
а) опредёленно-личное, неопредёленно-личное, безличное и назывное;
3) однородные члены предложения,
в том числе с обобщающим
словом;
4) обособленные члены предложения
(определения, обстоятельства,
дополнения, приложения);
5) вводные слова и вставные конструкции;
6) тип сложного предложения
(ССП —сложносочиненное и СПП — сложноподчиненное, БСП — бессоюзное);
7) тип придаточного предложения
в составе СПП (изъяснительное, определительное, времени, цели и т.д.)
8) тип подчинения придаточного(ых) предложения(ий) в СПП;
9) цитирование и прямую речь;
10) тип предложения по цели высказывания.
КРАТКИЙ КУРС. СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ.
- Синтаксис. Предложение как единица синтаксиса
- Синтаксис. Подлежащее. Способы его выражения
- Синтаксис. Сказуемое. Типы сказуемого
- Синтаксис. Грамматическая основа двусоставного
предложения
- Синтаксис. Грамматическая основа односоставного
предложения.
- Синтаксис. Простое предложение
- Синтаксис. Неполное предложение
- Синтаксис. Осложнённое предложение
- Синтаксис. Сложное предложение
- Синтаксис. Сложносочинённое предложение
- Синтаксис.Сложноподчинённое предложение
- Синтаксис. Различие между союзами и
союзными словами
- Синтаксис. Роль указательных слов в
главном предложении
- Синтаксис. Виды придаточных
предложений
- Синтаксис.Сложноподчинённые
предложения с несколькими придаточными
- Синтаксис. Бессоюзные предложения
- Синтаксис. Сложное предложение с разными
видами связи
Комментариев нет:
Отправить комментарий