пятница, 10 октября 2025 г.

Задание 3 ОГЭ. Характеристика предложений

Задание 3 ОГЭ по русскому языку направлено на синтаксический анализ предложений (простых или сложных). Это задание также выполняется на основе небольшого текста, состоящего из пяти предложений, и проверяет следующие элементы содержания школьного курса русского языка:

· типы сказуемого;

· виды предложений по цели высказывания и интонации (эмоциональной окраске), количеству грамматических основ, структуре грамматической основы, наличию второстепенных членов, полноте членов предложения;

· виды второстепенных членов предложения (прямые и косвенные дополнения; согласованные и несогласованные определения и приложения; виды обстоятельств по значению – места, времени, образа действия и проч.);

· группы односоставных предложений;

· предложения с однородными членами;

· предложения с обособленными членами (определениями, приложениями, обстоятельствами, дополнениями);

· предложения с уточняющими обособленными обстоятельствами;

· предложения с обращениями, вводными словами и конструкциями, с междометиями;

· типы сложного предложения;

· виды придаточных в сложноподчинённых предложениях;

· типы сложноподчинённых предложений с несколькими придаточными;

· синтаксические конструкции с различными видами связи между частями сложного предложения;

· способы передачи чужой речи.

Обратите внимание! Синтаксический анализ любого предложения нужно в любом случае начинать с понимания смысла этого предложения и, конечно, определения его грамматической основы (грамматических основ). При этом можно помочь себе, применив известные графические обозначения. Только после этих важных шагов можно переходить к разбору синтаксического явления, представленного в утверждении.

 Давайте ознакомимся с примером задания 3. Запишите номера ответов.

 

3 Прочитайте текст и выполните задание 3.

(1)Я изъездил почти всю страну, видел много мест, удивительных и сжимающих сердце, но ни одно из них не обладало такой внезапной лирической силой, как Михайловское. (2)Пчёлы собирали мёд в липовой аллее, где Пушкин встретился с Анной Керн. (3)В Михайловском я первый раз встретил внучку Керн на сыпучем косогоре, где росли когда-то три знаменитые сосны. (4)Старушка рассказала мне, посмеиваясь над собой, что вот прижилась в этих пушкинских местах. (5)Каждый день придумывает какое-нибудь дело, чтобы оттянуть отъезд. Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

1) Первая часть сложного предложения 1 осложнена однородными дополнениями.

2) Предложение 2 сложное.

3) В предложении 3 одна грамматическая основа.

4) Первая часть сложного предложения

4 осложнена обособленным обстоятельством.

5) Первая часть сложного предложения 5 – односоставное безличное предложение.

Ответ: ___________.

Проанализируем первое утверждение в задании. Предложение 1 сложное. Но мы работаем только с первой частью: Я изъездил почти всю страну, видел много мест, удивительных и сжимающих сердце… В этой части действительно есть однородные члены: изъездил, видел; удивительных и сжимающих. Однако это однородные сказуемые и однородные определения. Следовательно, ответ под номером 1 ошибочный.

Во втором предложении две грамматические основы (пчёлы собирали; Пушкин встретился), значит, оно сложное. Вывод: ответ под номером 2 верный.

И в третьем предложении две грамматические основы (я встретил; росли три сосны). Вывод: ответ под номером 3 ошибочный.

Предложение 4 сложное. Но мы работаем только с первой частью: Старушка рассказала мне, посмеиваясь над собой… Эта часть действительно осложнена обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом: посмеиваясь над собой. Следовательно, ответ под номером 4 верный.

Предложение 5 также сложное. Но мы работаем только с первой частью: Каждый день придумывает какое-нибудь дело… Предложение в этой части не односоставное безличное, а двусоставное неполное. Следовательно, ответ под номером 5 ошибочный.

Таким образом, правильный ответ при выполнении приведённого задания: 24 <или>/42.

Это задание проверяет весь курс синтаксиса за 8-9 класс, поэтому нет никакой возможности вместить в короткое правило все темы этого курса.

Формулировки заданий различны, сложность заданий тоже.

Будут проверяться умения определять:

1)  грамматическую основу простого двусоставного предложения, в том числе неполного:

а)  со сказуемым простым глагольным, составным глагольным и составным именным, в том числе выраженным устойчивыми словосочетаниями (типа играть роль, иметь значение)

б)  с подлежащим, состоящим из одного слова или словосочетания;

2)  грамматическую основу простого односоставного предложения, в том числе:

а)  опредёленно-личное, неопредёленно-личное, безличное и назывное;

3)  однородные члены предложения, в том числе с обобщающим словом;

4)  обособленные члены предложения (определения, обстоятельства, дополнения, приложения);

5)  вводные слова и вставные конструкции;

6)  тип сложного предложения (ССП  —сложносочиненное и СПП   сложноподчиненное, БСП   бессоюзное);

7)  тип придаточного предложения в составе СПП (изъяснительное, определительное, времени, цели и т.д.)

8)   тип подчинения придаточного(ых) предложения(ий) в СПП;

9)  цитирование и прямую речь;

10)  тип предложения по цели высказывания.

КРАТКИЙ КУРС. СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ.


Комментариев нет:

Отправить комментарий