пятница, 10 октября 2025 г.

Задания 10 ОГЭ Анализ содержания текста.

Основные умения:

· анализировать текст;

· выделять тему, основную мысль, ключевые слова, микротемы; разбивать текст на абзацы, композиционные элементы текста;

· создавать тексты различных типов речи и соблюдать нормы их построения;

· определять способы связи, смысловые, лексические и грамматические средства связи предложений в тексте, а также уместно и целесообразно их использовать.

Обратите внимание! В целом, читая текст, следует придерживаться определённого алгоритма: 1) фиксируйте все непонятные вам слова и выражения; помните о том, что лексическое значение незнакомых слов и выражений может быть подсказано содержанием всего текста или его фрагмента; 2) ведите непрерывный диалог с автором текста, по ходу чтения ставьте вопросы к тексту и выдвигайте предположения о дальнейшем его содержании; 3) проверяйте верность выдвинутых вами предположений при чтении последующих частей текста; 4) старайтесь всё время выделять в тексте главное, существенное; находите важную информацию, делайте выписки основных идей, положений (как правило, это служит для экзаменуемого своеобразными заготовками к будущему сочинению); имейте в виду, что фразы, выделенные курсивом или полужирным шрифтом, зачастую содержат ключевые понятия и выражают основные мысли; 5) придавайте особый смысл первым фразам каждого абзаца, поскольку очень часто они выражают обобщающие, «узловые» суждения автора; 6) акцентируйте внимание на словах, употреблённых в переносном значении; это поможет вам не только правильно выполнить задание, связанное с анализом изобразительно выразительных средств, но и лучше понять прочитанный текст, а значит, подготовиться к успешному написанию сочинения-рассуждения; 7) готовьтесь к тому, что, выполняя «текстовые» задания экзаменационной работы, вы будете постоянно возвращаться к исходному тексту, перечитывать его полностью или частично.

Разберём задание 10.

10 Прочитайте текст и выполните задание 10.

«(1)Мама, смотри!» (2)В углу зоомагазина на дне выстланного соломой ящика шевелились две крошечные черепашки. (3)Они были не больше Васиного кулака, удивительно новенькие и чистенькие. (4)Черепашки бесстрашно карабкались по стенам ящика, проворно двигая светлыми лапками с твёрдыми коготками. «(5)Мама!» (6)Вася даже не добавил грубого слова «купи». «(7)Мама, да ты посмотри, какие у них мордочки!» (8)Вася никогда ни в чём не знал отказа, ему всё давалось по щучьему велению. (9)Это хорошо в сказке, но для Васи слишком затянулось. (10)Каково придётся ему, когда он откроет, что заклинание утратило всякую силу и жизнь надо брать трудом и терпением? (11)Мать отрицательно покачала головой. – (12)Хватит нам возни с Машкой. (13)Три черепахи в доме – это слишком! – (14)Хорошо! – сказал Вася. – Давай отдадим Машку, она всё равно очень старая. «(15)Надо объяснить ему, что он неправ», – подумала мама, но не нашла нужных мудрых слов и сказала резко: 28 – Довольно! (16)Идём отсюда! (17)Но у Васи уже не было других желаний и мыслей, кроме одной. (18)На пляже каждый камень представлялся ему золотистой черепашкой. (19)Когда они пришли домой, Вася твёрдо знал, что ему делать. (20)Он обнаружил Машку под кроватью. (21)Вася положил на пол кусочек абрикоса. (22)Машка вытянула вперёд морщинистую кожу и по-птичьи клюнула лакомство. (23)Ничего не говоря маме, Вася спрятал Машку под рубаху и быстро вышел на улицу. (24)Скоро он продал её рослому плечистому человеку за ту цену, какую в магазине просили за двух черепашек. (25)Человек жил в белом одноэтажном домике, окружённом акациями, и хотел подарить черепаху своему сынишке. (26)Когда Вася принёс домой двух маленьких черепашек, мама почему-то огорчилась. (27)Вася угощал черепашек яблоками, абрикосами, огурцами. (28)Они всё поглощали с охотой. (29)Они были на редкость забавные, смелые и любознательные. (30)Ложась спать, Вася сказал усталым голосом: – Знаешь, мама, я так люблю этих черепашек! – (31)Выходит, старый друг не лучше новых двух! – заметила мать. (32)Эти как будто простые и безобидные слова вновь и вновь возникали в его памяти. (33)И он думал не об этих двух весёлых малышах, с которыми так интересно будет играть, а всё о той же старой Машке. (34)Думалось тревожно, нехорошо. (35)Вася сбросил одеяло и сел на кровати. (36)Впервые Васе перестало казаться, что он самый лучший мальчик на свете, достойный иметь самую лучшую маму, самые лучшие игрушки, самые лучшие удовольствия. «(37)Что я такого сделал? – спрашивал он себя с тоской. – (38)Продал старую ненужную черепаху?» «(39)Да, она тебе не нужна, – отвечал голос внутри него, – но ты ей нужен. (40)Всё, что есть хорошего на свете, было для тебя, а ты для кого был?» (41)Вася не мог найти ответ, но ответ был в его растревоженном сердце: не только мир существует для тебя, но и ты – для мира. (42)Вася достал черепашек из ящика и сунул под рубашку. (43)Но этого может оказаться мало, а он решил действовать наверняка. (44)Он отправил под рубашку ещё и коробку с новыми оловянными солдатиками. (45)Мальчик вышел на улицу спокойным и уверенным шагом сильного и доброго человека. (46)Мама встала, заглянула в черепаший ящик и сразу всё поняла. (47)Она вышла из дома и быстро зашагала туда, где, по рассказу сына, находился белый домик человека, купившего Машку. (48)Вскоре она увидела впереди фигурку сына. (49)Мать не окликнула Васю, она решила охранять его издали, чтобы не помешать первому подвигу своего сына. 

(По Ю.М. Нагибину*) * Юрий Маркович Нагибин (1920–1994) – русский советский писатель-прозаик, журналист и сценарист.

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) У Васи не было домашних питомцев, поэтому он попросил маму купить ему черепашек.

2) Мама отказалась покупать черепашек, потому что они стоили очень дорого.

3) Мама нашла мудрые слова, чтобы объяснить Васе, почему нельзя предавать Машку.

4) Ночью Васе стало стыдно за то, что он так плохо поступил со старой черепахой.

5) Вася решил исправить свою ошибку и вернуть Машку домой, так как понял, что старый друг лучше новых двух.

Ответ: ___________________________.

Глубокое, осмысленное прочтение текста даёт основание выбрать правильный ответ: 345 <или>любая другая последовательность этих цифр. Особое внимание обратите на ответ 3. Ход рассуждений таков: мама нашла мудрые слова («Старый друг не лучше новых двух»), чтобы объяснить Васе, почему нельзя предавать Машку. Именно после этих слов мальчик понял, какую ошибку он совершил, и решил 29 исправить её. В предложении 45 читаем: «Мальчик вышел на улицу спокойным и уверенным шагом сильного и доброго человека». В предложении 49 сказано: «Мать не окликнула Васю, она решила охранять его издали, чтобы не помешать первому подвигу своего сына». Васю после принятого им решения уже нельзя назвать предателем. Мальчик нашёл в себе силы и мужество исправить свой необдуманный поступок, так он сумел избежать предательства.

Обратите внимание! При написании сочинения-рассуждения чётко следуйте формулировке задания и логике текста соответствующего типа речи.

Комментариев нет:

Отправить комментарий