Основные умения:
·
проводить пунктуационный анализ предложения и текста;
·
соблюдать пунктуационные нормы в письменной речи: применять правила постановки
знаков препинания в конце предложения, в простом и сложном предложениях, при
прямой речи, цитировании, диалоге.
Обратите внимание! Умение проводить пунктуационный анализ тесно
связано с вашим знанием синтаксической теории. Можно смело сказать, что русская
пунктуация основывается на синтаксисе.
Разберём пример задания 4.
4 Установите соответствие между пунктуационными правилами и
предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных
правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из
второго столбца
ПУНКТУАЦИОННЫЕ
ПРАВИЛА |
ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
А)
Определение, выраженное причастным оборотом, стоящим после определяемого
слова, обособляется. Б) Между
подлежащим и сказуемым, выраженными именами существительными в именительном
падеже, при нулевой связке ставится тире. В) Между
частями сложного бессоюзного предложения ставится двоеточие, если вторая
часть дополняет первую. |
1) Язык – это
зеркало, которое стоит между нами и миром, отражая общие представления всех
говорящих на нём. 2) Причём
зеркало языка отражает не все свойства окружающей действительности, а только
те, которые казались особенно важными предкам – носителям этого языка. 3) Так, в
языках некоторых северных народов: эскимосов, чукчей, коряков ‒ существует
множество названий снега. 4) Люди
понимают: снег занимает в их жизни заметное место, его количество, состояние,
цвет очень важны. 5) Каждый
язык отражает картину мира и через грамматику, поэтому существуют языки,
имеющие более тридцати падежей, которые служат способом указать точное
положение предмета в пространстве. |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими
буквами. А Б В
Ответ:
Применение пунктуационного правила «Определение, выраженное
причастным оборотом, стоящим после определяемого слова, обособляется» мы
находим в предложении 5: языки, имеющие более тридцати падежей.
Пунктуационное правило «Между подлежащим и сказуемым,
выраженными именами существительными в именительном падеже, при нулевой связке
ставится тире» применяется в предложении 1: Язык – это зеркало…
Наконец, пунктуационное правило «Между частями сложного
бессоюзного предложения ставится двоеточие, если вторая часть дополняет первую»
реализуется в предложении 4: Люди понимают: снег занимает...
Таким образом, правильный ответ при выполнении приведённого задания: 514.
Обратите внимание! Порядок следования символов при записи ответа
на задание 4 имеет значение.
ПЕРЕЧЕНЬ ВАЖНЕЙШИХ
ПУНКТОГРАММ
- Пунктограмма №2. Тире
между подлежащим и сказуемым
- Пунктограмма №3. Тире в
неполном предложении
- Пунктограмма №4.
Запятые при однородных членах предложения
- Пунктограмма №5.
Запятые при однородных и неоднородных определениях
- Пунктограмма №6. Знаки
препинания при однородных членах с обобщающими словами
- Пунктограмма №7. Знаки
препинания при обособленных и необособленных определениях
- Пунктограмма №8. Знаки
препинания при обособленных и необособленных приложениях
- Пунктограмма №9. Знаки
препинания при обособленных и необособленных обстоятельствах
- Пунктограмма №10. Знаки
препинания при обособленных дополнениях
- Пунктограмма № 11.
Знаки препинания при уточняющих членах
- Пунктограмма №13. Знаки
препинания при обращениях.
- Пунктограмма №14. Знаки
препинания при вводных конструкциях.
- Пунктограмма № 15.
Знаки препинания при вставных конструкциях
- Пунктограмма №17. Знаки
препинания в сложносочинённом предложении
- Пунктограмма №18. Знаки
препинания в сложноподчиненном предложении
- Пунктограмма №19.
Запятая и точка с запятой между частями бессоюзного сложного предложения
- Пунктограмма №20.
Двоеточие между частями бессоюзного сложного предложения.
- Пунктограмма №21 Тире в
бессоюзном сложном предложении
- Пунктограмма №22 Знаки
препинания в сложном предложении с разными видами связи
Условные обозначения
и стандартные фразы, применяемые в пояснениях к заданиям. Это крохотные
подсказки, но не свод правил пунктуации!
СИС — составное именное сказуемое. Чаще всего встречается
СИС, выраженное именем существительным в именительном падеже без связки, со
словом «это» или без него. Например: Колокольня Ивана Великого — это сущ.в Им.пцерковь.
Предложение стоит в настоящем времени, поэтому слово «есть» отсутствует. При
изменении по временам свзяка появится: Колокольня была церковью, будет
церковью. Между подлежащим и СИС, выраженным существительным в именительном
падеже ставится знак тире, если нет запрещающих условий. В пояснении часто
будет: тире между подлежащим и СИС;
ССП — сложносочиненное предложение. Это два и более простых,
соединены сочинительными союзами. Запятая между частями обычно ставится, но
есть условия, которые запрещают постановку запятой. В пояснении будет: зпт
между частями ССП, соединенными союзом «...»
СПП — сложноподчиненное предложение минимум с двумя
предложениями в составе, одно из которых будет главным, а второе —
придаточным. При разборе главное заключается в такие скобки [-=], зависимые —
в такие (-=). В пояснении часто будет: зпт в СПП между главным и
придаточным;
БСП — бессоюзное предложение. Это два и более простых, соединены
только интонацией. Между ними не бывает союзов, только знаки препинания:
запятая, точка с запятой, двоеточие, тире. При необходимости выделить БСП
используем фигурные скобки, например так {-=}: {=}. В пояснении будет: зпт
(двоеточие, тире) в БСП между частями;
Обособленное определение, выраженное причастным оборотом — это тот
самый причастный оборот, который стоит в первую очередь после определяемого
существительного, как вот тут: ГСЛодка, плывущая по волнам,
почти исчезла с виду. В этом предложении ГС (главное слово) стоит до
ПО (причастного оборота), модель: ГС+ПО.
Необособленное определение, выраженное причастным оборотом — это тот
самый причастный оборот, но который стоит перед определяемым существительным по
модели ПО+ГС: плывущая по волнам ГС лодка.
Правил для обособления или необособления (постановки
запятой) очень много. Но точно нет такого правила: причастный оборот
выделяется запятыми.
Комментариев нет:
Отправить комментарий