пятница, 10 октября 2025 г.

Задание 2 ОГЭ Грамматическая основа

 

Задание 2 ОГЭ по русскому языку направлено на поиск экзаменуемым верно указанных грамматических основ предложений. Девятикласснику для успешного выполнения задания 2 необходимо:

· уметь различать основные единицы языка словосочетание и предложение, то есть осознавать различие подчинительного словосочетания и грамматической основы (существует множество названий снега – ответ неверный, так как слово «снега» не входит в грамматическую основу);

· знать способы выражения подлежащего (которые казались важными – ответ верный, так как слово «которые» – союзное слово (относительное местоимение) и выступает в предложении подлежащим, а слова «казались важными» образуют составное именное сказуемое);

· знать типы сказуемого (простое глагольное, составное глагольное, составное именное) и способы его выражения (язык – (это) зеркало – ответ верный, так как перед нами составное именное сказуемое с нулевой связкой);

· уметь опознавать однородные подлежащие и сказуемые, в том числе в ситуации обобщающего слова (состояние, цвет важны – ответ неверный, так как в предложении есть ещё одно однородное подлежащее количество);

· уметь различать простые и сложные предложения (языки служат способом – ответ неверный, так как подлежащее и сказуемое взяты из разных частей сложного предложения: Каждый язык отражает картину мира и через грамматику, поэтому существуют языки, имеющие более тридцати падежей, которые служат способом указать точное положение предмета в пространстве.);

· уметь различать синтаксические конструкции, грамматической основой которых являются один главный член подлежащее или сказуемое (односоставное предложение) и два главных члена (двусоставное предложение) (можно увидеть – ответ верный, так как перед нами односоставная безличная грамматическая основа);

· уметь опознавать подлежащее (сказуемое) как нечленимое сочетание слов (пять школ находилось; большинство из нас чувствует; Никита бил баклуши – ответы верные, так как подлежащее (сказуемое) представляет собой нечленимое сочетание слов);

· учитывать явление инверсии, когда подлежащее стоит после сказуемого (существует множество названий – ответ верный), и явление дистанцированного (удалённого) расположения подлежащего и сказуемого (количество, состояние, цвет очень важны).

2 Прочитайте текст и выполните задание 2.

(1)Уникальность нашей планеты заключается прежде всего в том, что на ней живём мы – разумные люди, появление которых стало вершиной эволюции. (2)Сама же проблема возникновения жизни до сих пор не решена. (3)Следы жизни были обнаружены в горных породах, возраст которых – около миллиарда лет. (4)Иными словами, около миллиарда лет жизнь на планете уже существовала, имелась атмосфера и гидросфера. (5)А вот близкие наши «родственники», другие планеты земной группы, – Меркурий, Венера и Марс – похожи на планету Земля, но, в отличие от неё, они безжизненны.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) появление стало (предложение 1)

2) проблема возникновения жизни (предложение 2)

3) следы жизни обнаружены (предложение 3)

4) имелась атмосфера (и) гидросфера (предложение 4)

5) они безжизненны (предложение 5) 

Ответ: ___________________________.

Проанализируем первый вариант ответа к заданию. В сложном предложении 1 содержится три части, то есть три грамматические основы. В третьей части сложного предложения (появление которых стало вершиной эволюции) грамматическая основа – появление стало вершиной (эволюции). Следовательно, ответ под номером 1 ошибочный. Анализ второго варианта ответа позволяет сделать вывод, что грамматическая основа простого предложения 2 – проблема не решена. Значит, ответ под номером 2 ошибочный. Сказуемое первой части сложного предложения 3 выражено кратким причастием с глаголом-связкой «быть», употреблённым в прошедшем времени: следы (жизни) были обнаружены. Следовательно, ответ под номером 3 также ошибочный. Сложное предложение 4 состоит из двух частей. Во второй части сложного предложения грамматическая основа выделена верно: имелась атмосфера (и) гидросфера. Значит, это правильный ответ. Записываем ответ под номером 4 в бланк ответов. Пятый вариант ответа, как и предыдущий, заставляет нас вновь обратиться к синтаксическому анализу сложного предложения. Предложение 5 является сложным предложением, при этом грамматическая основа выписана из его последней части: они безжизненны. Грамматическая основа выписана правильно. Добавляем в бланк ответов ответ под номером 5. Таким образом, правильный ответ при выполнении приведённого задания: 45 <или>/54.

Обратите внимание! В качестве неправильных ответов в задании 2 ОГЭ по русскому языку могут выступать следующие комбинации слов: грамматическая основа с избыточно выписанными словами, не полностью выписанная грамматическая основа, слова из разных частей сложного предложения.

  • КРАТКИЙ КУРС. СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ.
  • Комментариев нет:

    Отправить комментарий