среда, 21 октября 2020 г.

Рецензии и отзывы на рассказ Бунина "Кавказ"

 

Рецензия на рассказ Бунина "Кавказ"

Короткая новелла Бунина "Кавказ", написанная в 1937 году, несомненно, принадлежит к зрелым творениям известного писателя и, конечно, отражает всё характерные особенности поэтики Бунина

Как и в других рассказах Бунина о любви, прежде всего поражает название: история, рассказанная от лица любовника, - о том, как осуществился дерзкий план двух влюбленных: сбежать из дождливой Москвы от ревнивого мужа-офицера и в течение почти месяца наслаждаться почти невозможным счастьем в диком месте Кавказа, почти как Адам и Ева, -  оборачивается подробнейшим описанием кавказской природы. Итак, половина рассказа - эти описания. Читатель почти явственно слышит и видит первозданную природу, чувствует запахи; фраза Бунина делает невозможное: перед последним абзацем читатель как будто побывал вместе с героями в этом первобытном месте, потрогал веерные пальмы и черные кипарисы, понюхал душистый туман и горящий кизяк, послушал разноплеменных горцев, поел орехов и фруктов.

Полнота картины такова, что к финалу рассказа читатель готов расплакаться от счастья бытия вместе с героиней рассказа, глядя на тявкающих чекалок.
Удары допотопного грома так очевидны, зелёные бездны так глубоки, что читатель и впрямь как будто слышит бесконечную песню бытия, песню всего живого, славящего счастье и ужас существования.

План удался. Влюбленные забыли и о Москве, и о ревнивом муже. Тем неожиданнее оказывается финальный абзац: следя за по-военному ясным перечислением поступков мужа, читатель смутно предчувствует трагедию: тем более, что Бунин, как всегда мастерски, спрятал слово "выстрелил" между "диваном" и "себе", поместив его в самом последнем предложении рассказа, и, ничего не прибавляя, закончил свой очередной рассказ о любви под названием "Кавказ".






Отзыв на рассказ И.А. Бунина «Кавказ».

Рассказ Бунина - о молодых людях, которые, не сумев совладать с нахлынувшей страстью друг к другу, идут на обман.

Жертвой во всей этой истории, несомненно, является муж. Из-за горечи от предательства жены он не находит другого выхода, кроме как убить себя. Он воспринимает измену жены как оскорбление чести.

Главные герои в погоне за счастьем забыли, что его невозможно достичь таким нечестным путём. Обман не оставляет после себя ничего приятного, а, наоборот, заставляет всё время возвращаться назад, терзаясь в муках совести. В итоге их счастье омрачено смертью мужа. Мне кажется, они никогда не станут счастливы вместе.





Отзыв на рассказ И.А. Бунина «Кавказ».

Первое прочтение рассказа «Кавказ» оставило у меня неоднозначные впечатления. Сюжет рассказа с первых строк напоминает «Даму с собачкой» А.П. Чехова, однако «Кавказ» показался мне более поверхностным, чем рассказ Чехова, но при более подробном анализе рассказа Бунина, я нашла в нём мысль гораздо более глубокую, чем увидела сначала.

Я бы обозначила тему произведения так: «любовь, которой мешают обстоятельства». К этой теме можно было бы добавить слово «настоящая», но я настоящей любви между рассказчиком и главной героиней в этом рассказе не увидела. Сюжет довольно прост: мужчина и женщина, имён которых читатели не знают, организовывают встречу на Кавказе в тайне от мужа женщины, офицера. В начале рассказа ни один из трёх героев не вызвал у меня симпатии, больше всех мне не понравился офицер: он показался мне чёрствым и жестоким. Однако в конце рассказа моё мнение о нём изменилось.

Конец «Кавказа» произвёл на меня наибольшее впечатление. Читая произведение, я всё больше убеждалась, что лишь зря потрачу время на ещё одну историю любви, делающую людей несчастными, но, дойдя до последнего абзаца, я была поражена. Офицер благодаря своему поступку резко вырос в моих глазах, ведь он, по сути, поставил счастье своей жены выше своего собственного и помог возлюбленным быть вместе без каких-либо препятствий. После этого эпизода офицер стал единственным персонажем, который мне симпатичен в этой истории.

Я думаю, что «Кавказом» Бунин хотел донести до людей важность истинной любви в жизни человека. По моему мнению, по-настоящему героиню любил не рассказчик, боявшийся мужа главной героини, а как раз-таки офицер. Он ревновал её и всеми силами пытался удержать возле себя, а когда понял, что она любит другого, совершил поступок, на который далеко не каждый любящий мужчина способен-отпустил её. Он отпустил её не потому, что сдался, а потому что хотел, чтобы она была счастлива, и доказал, что он настоящий мужчина.

 Рассказ Бунина «Кавказ» заставил меня задуматься о том, что же такое «истинная» любовь, а что такое влюблённость или, лучше сказать, увлечение. «Любовь» рассказчика-увлечение. Любовь офицера-действительно любовь, любовь, которая больше жизни. После прочтения этого рассказа я буду гораздо внимательнее прислушиваться к своим чувствам и стараться отличать любовь от остальных чувств, смахивающих на неё.






Комментариев нет:

Отправить комментарий