понедельник, 26 ноября 2018 г.

ВСЁ ОБ ИТОГОВОМ СОЧИНЕНИИ — 2018 от Решу ЕГЭ

Всё про итоговое сочинение

Темы Структура Клише Советы
направления, примерные темы сочинений, литература и о чём писать
Всё об ИС Решу ЕГЭ PDF

Всё для итогового сочинения на странице Решу ЕГЭ русский язык. Материалы Т. Н. Стаценко (Кубань).

Отцы и дети
1. Почему проблема отцов и детей остаётся актуальной и в наше время?
2. Согласны ли Вы со словами Фридриха Шиллера: «Родители меньше всего прощают своим детям те пороки, которые они сами им привили»?
3. Есть ли в споре «отцов» и детей» победители?
4. Что надо делать, чтобы избежать конфликта поколений?
5. «Взрослые и дети — два разных народа…» (Рэй Бредбери). Так ли это?
6. Что в наше время чаще приводит к конфликту поколений: неудержимая энергия юности или нежелание старших принимать всё новое?
7. «Отечество погибнет, если отцов будут топтать ногами» (Бальзак)
8. «Нет ничего святее и бескорыстнее любви матери…» (В. Г. Белинский)

Споры отцов и детей — традиционная тема русской литературы. В разных произведениях показаны различные типы взаимодействия между представителями разных поколений: от конфликтного противостояния до взаимопонимания и преемственности; выявляются причины противоборства между ними, а также пути их духовного сближения.
Зачастую в литературе XIX века проблема взаимоотношений поколений рассматривается через призму не только бытового, но и социально-политического конфликта («Отцы и дети» И.С. Тургенева, «Горе от ума» А.С. Грибоедова, «Гроза» А.Н. Островского и др.). Молодое поколение чаще всего ассоциируется с передовыми процессами в обществе (Чацкий, Базаров), а представители старшего поколения: Кирсанов, Фамусов, Дикой, Кабаниха — подвергаются критике как неспособные к прогрессивному действию.
Однозначного ответа о правоте отцов или детей нет. Молодёжь строит свою жизнь на опыте и достижениях отцов, поэтому должна уважать этот опыт. Старшему поколению нужно осознавать, что будущее принадлежит детям, поэтому они стремятся идти вперёд, и это движение не всегда разрушительно и опасно, как думают старшие.
Для раскрытия тем можно также обратиться к анализу романа Л.Н. Толстого «Война и мир». История нескольких семей проходит перед нами на страницах романа. Доверие и любовь царят в доме Ростовых. Требовательность и принципиальность — в доме Болконских. Ложь и лицемерие — у Курагиных. Идеал Толстого — семья Ростовых. Детям, выращенным в атмосфере любви и душевного тепла, не приходится ничего доказывать, они платят своим родителям той же любовью и пониманием.
Уважение к старшим воспитано в княжне Марье и князе Андрее. И в этой семье царит любовь, но любовь тщательно маскируется под принципами строгости в воспитании. И все здесь вроде бы неплохо и правильно, но не хватает искренности, тепла, защищённости.
А вот князя Василия Курагина вряд ли ждёт спокойная старость. Принципы, так тщательно заложенные им в Анатоля и Элен, вероятнее всего, обернутся против него же самого. Вот уж когда невольно вспомнится: «Родители меньше всего прощают своим детям те пороки, которые они сами им привили».
Примером «неправильного» воспитания может стать и Митрофанушка из «Недоросля» Д.И. Фонвизина.
На этих примерах может быть раскрыта и тема, сформулированная по высказыванию Бальзака: «Отечество погибнет, если отцов будут топтать ногами». Для раскрытия темы уместно также будет вспомнить и роман самого Бальзака «Отец Горио». Герой романа буржуа Горио безгранично любит своих дочерей, все стремится делать для них, но когда он лишился денег и умер, дочери даже не пришли к нему на похороны. На смертном ложе у него была одна мечта: продолжать помогать дочкам. Так рассуждения над проблемой «отцов и детей» перерастают в рассуждения над общечеловеческими вопросами: как должен и не должен поступать человек, как люди перестают быть людьми, что сделать, чтобы слово «человек» по-прежнему звучало гордо.
Размышления по этой теме будет отличаться от остальных сочинений блока. Мама тоже представитель старшего поколения, но беззаветная материнская любовь, жертвенное служение своим детям и бесконечное прощение, свойственное матерям, не позволяет говорить о конфликте поколений как таковом. Дети, конечно, не всегда могут вовремя понять и оценить эту жертвенность, но не она ли и есть путь к всеобъемлющей любви и вселенскому добру. Тема может быть раскрыта на произведениях: «Война и мир» Л.Н. Толстого, «Русский характер» А.Н. Толстого, «Тарас Бульба» Н.В. Гоголя, «Сердце матери» Д. Кедрина и др.
1. А. Н. Островский «Гроза»
2. Л. Н. Толстой «Война и мир»
3. А. С. Грибоедов «Горе от ума»
4. И. С. Тургенев «Отцы и дети»
5. Д. И. Фонвизин «Недоросль»
6. М. А. Шолохов «Тихий Дон»
7. А. С. Пушкин «Станционный смотритель»
8. В. Г. Распутин «Последний срок»
9. Оноре де Бальзак «Отец Горио»
10. Н. В. Гоголь «Тарас Бульба»
11. Д. Кедрин «Сердце матери»
12. А. Н. Толстой «Русский характер»


Мечта и реальность


1. Далека ли мечта от реальности?
2. Мечта и цель — оно и то же?
3. Помогает ли мечта жить?
4. Как противопоставлены мечта и реальность?
5. Можно ли прожить без мечты?
6. Согласны ли вы с утверждением К. Тимирязева: «Осуществляя свои лучшие мечты, человечество продвигается вперёд»?
7. Правомочно ли утверждение: «Человек без мечты, как птица без крыльев»?

Понятия «мечта» и «реальность» и противопоставлены друг другу, и одновременно тесно связаны, они нацеливают на осмысление различных представлений о мире и смысле жизни, на размышления о том, как рождается мечта человека и как она помогает выжить в самых, порой очень непростых, ситуациях, как мечта поднимает человека над обыденностью.
Мечты могут быть разные.
Акакий Акакиевич Башмачкин мечтает о новой шинели — эта мечта помогает ему пережить тяготы нищенского существования, унижения, но при этом выматывает настолько, что её крушение лишает героя жизни.
Человек без имени — господин из Сан-Франциско — всю жизнь только и делал, что зарабатывал деньги. Деньги накоплены, и теперь можно осуществить мечту — отправиться в круиз. Но на мечту не остается времени — господин умирает. Путешествие для него теперь возможно только в трюме круизного лайнера, а окружающим нечего о нём и вспомнить. Надо ли тратить жизнь так бездарно?
Мечты не должны перерастать в пустые мечтания, как это происходило у героев пьесы М. Горького «На дне». Такие мечтания приводят к разочарованию в жизни и к полной деградации.
Убедиться в этом можно и на примере героев Чехова: Беликова из «Человека в футляре», Николая Ивановича из «Крыжовника», доктора Старцева из «Ионыча».
В противовес чеховским и гоголевским героям благородны устремления Данко и Мцыри, Пьера Безухова и Андрея Болконского.
Человек должен обязательно следовать за своей мечтой, потому что она окрыляет, даёт силы, помогает делать новые важные шаги вперёд по жизни к достижению своего счастья.
1. М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
2. И. А. Бунин «Господин из Сан-Франциско»
3. Л. Н. Толстой «Война и мир»
4. А. П. Чехов: «Крыжовник», «Человек в футляре», «Ионыч»
5. М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита»
6. А. И. Куприн «Гранатовый браслет»
7. Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»
8. И. А. Гончаров «Обломов»
9. М. Ю. Лермонтов «Мцыри»
10. Н. В. Гоголь «Шинель»
11. М. Горький «Старуха Изергиль»
12. М. Горький «На дне»


Месть и великодушие


1. Почему месть считают уделом слабых?
2. Всегда ли надо прощать?
3. Какого человека можно назвать великодушным?
4. Согласны ли Вы с советом В.П. Рычкова: «Великодушие не превращайте в милостыню, а милостыню не выдавайте за великодушие»?
5. У кого можно поучиться быть великодушным?
6. «Хочешь порадоваться мгновение — отомсти, хочешь радоваться всю жизнь — прости» (Франц Шуберт). Как Вы понимаете высказывание?
7. В наше время нужно ли быть великодушным?

Понятия «месть» и «великодушие» часто оказываются в центре внимания писателей. Какой может быть реакция человека на жизненные вызовы, на поступки окружающих, как поступают люди в ситуации нравственного выбора.
Великая душа — великодушие… Какого человека можно назвать великодушным? Как сохранить великодушие и научиться прощать предателей, убийц, подлецов? На эти вопросы нелегко найти ответ. Обратимся к литературным героям.
Великодушие, всепрощающую и жертвенную любовь к людям воплощает в себе Иисус Христос. В романе Булгакова «Мастер и Маргарита» Иешуа понимает и прощает своего убийцу Понтия Пилата, даже старается ему помочь. «Все люди добрые», — говорит Иешуа. Эту веру несёт он вместе со своим крестом на Голгофу. С этой верой погибает.
Где взяла в себе силы Мария, героиня романа Виталия Закруткина, простить немца и помогать ему? Этот поступок раскрывает величие души Марии, ставшей воистину Матерью человеческой.
Великий гуманизм простой русской души предельно просто и ясно показан и Михаилом Шолоховым в рассказе «Судьба человека». Не озлобился, не очерствел душой Андрей Соколов, приютивший мальчика-сироту.
Как любовь к Маше Троекуровой заставила Владимира Дубровского отказаться от мести? Почему Кирила Петрович пошёл на подлость, чтобы разорить бывшего друга? На эти вопросы нужно попробовать ответить в своём размышлении по представленным темам.
Ещё один аспект для размышлений может быть представлен в сочинении: жалость и великодушие — это одно и то же? Можно ли назвать великодушным странника Луку из пьесы М. Горького «На дне»? Человек с большой душой, способный на сострадание, не может заводить другого человека в тупик, как слащавый обманщик Лука.
А надо ли мстить? Ответ на этот вопрос может подсказать Родион Раскольников. Не получилось у него без мучений для своей совести убить старуху. Пострадал, в конечном итоге, сам Родион. А Соня, сострадающая своему отцу, простившая мачеху, выгнавшую ее на улицу, остаётся благородной и щедрой.
Ярким примером великодушия и человечности являются поступки героев повести Анатолия Приставкина «Ночевала тучка золотая». Оказавшись в гуще политических событий во время сталинских репрессий на Кавказе, русский мальчишка Колька и чеченский Алзухур проявили истинное великодушие и благородство. Их понимание происходящего и умение сострадать соединили детские судьбы, показали их недетское превосходство над взрослыми.
Не лишён великодушия даже «разбойник» и «душегуб» Емельян Пугачёв. Вспомним его поступки по отношению к Петру Гринёву и Маше Мироновой.
Итак, в сочинениях данного направления можно рассуждать о диаметрально противоположных проявлениях человеческой натуры, связанных с представлениями о добре и зле, милосердии и жестокости, миролюбии и агрессии.
1. А.С. Пушкин: «Капитанская дочка», «Дубровский»
2. Л. Н. Толстой «Война и мир»
3. Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»
4. Б. Л. Васильев «А зори здесь тихие…»
5. В. А. Закруткин «Матерь человеческая»
6. М. А. Шолохов: «Тихий Дон», «Судьба человека»
7. А. Т. Твардовский «Василий Тёркин»
8. А. Приставкин «Ночевала тучка золотая»
9. Б. Пастернак «Доктор Живаго»
10. А. Солженицын «Матрёнин двор»
11. М. Горький «На дне»
12. М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита»


Искусство и ремесло


1. «Искусство создает хороших людей, формируя человеческую душу» (В. Г. Белинский). Так ли это?
2. Почему искусство вечно?
3. Может ли ремесло стать искусством?
4. Чтобы заниматься искусством, талант необходим обязательно?
5. На что способно настоящее искусство?
6. Как Вы понимаете высказывание Б. Брехта «Большое искусство служит большим целям»?
7. Кто такие ремесленники в искусстве?

Темы данного направления являются, пожалуй, самыми трудными в понимании и представлении своих размышлений. В сочинениях этого блока возможно размышление о предназначении произведений искусства и мере таланта их создателей, о предназначении художника и его роли в жизни общества, о том, где заканчивается ремесло и начинается искусство.
Литература постоянно обращается к осмыслению феномена творчества, изображению созидательного труда, помогает раскрыть внутренний мир персонажа через его отношение к искусству и ремеслу.
Талант — непревзойдённое дарование, данное свыше. А если другим этого просто не дано? Вот откуда берётся зависть Сальери, и он решается на убийство. Стал ли счастливее он после этого? Нет, талант мертвеца не озарил убийцу. Забыли ли Моцарта после смерти? И опять — нет. Его музыка победила саму смерть, ведь имя композитора живет до сих пор, а его произведения — показатель того, что их создатель бессмертен.
В романе «Мастер и Маргарита» противопоставляются настоящий Мастер и ремесленник Иван Бездомный. Сложный путь пришлось пройти Бездомному, чтобы понять, в чём суть настоящего искусства.
Бессмертная музыка Бетховена помогает Вере Николаевне понять любовь Желткова, воскрешает в ней давно угасшие эмоции, словно пробуждая ото сна, в котором не было места чувствам и искренности.
Проблема творческого поиска звучит в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго». Творческий процесс очень сложен для Юрия Живаго. Для него, как и для Пастернака, «вдохновение» — не просто слово. Это удивительный, ничем не объяснимый душевный выплеск, полный эмоций. В момент творческого порыва «он избавлялся от упреков самому себе, недовольство собою, чувство собственного ничтожества на время оставляло его». Это доказывает, что настоящий художник сам себе не принадлежит, он посредник между людьми и высоким служением, дарованным ему свыше.
1. М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита»
2. Л. Н. Толстой «Война и мир»
3. А. С. Пушкин «Моцарт и Сальери»
4. А. И. Куприн «Гранатовый браслет»
5. Н. В. Гоголь «Портрет»
6. И. С. Тургенев «Отцы и дети»
7. Б. Пастернак «Доктор Живаго»


Доброта и жестокость


1. «Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время» (Д. И. Фонвизин)
2. Что такое доброта?
3. Может ли доброта навредить?
4. Почему с проявлениями жестокости мы сталкиваемся все чаще и чаще?
5. Согласны ли Вы с утверждением Цицерона: «В делах государственных ничто жестокое не бывает полезным»?
6. Верно ли, что «доброта лучше красоты» (Г. Гейне)?
7. Нужно ли пресекать жестокость?

Темы данного направления нацеливают выпускников на размышления о нравственных основах отношения к человеку и всему живому, о гуманистическом стремлении ценить и беречь жизнь.
Добро, доброта — зло, жестокость. Какие идеалы выбирает каждый из нас? Чем этот выбор обоснован? Где истоки этого выбора?
В литературных произведениях показаны герои, тяготеющие к одному из этих полюсов или проходящие путь нравственного перерождения.
Добро и любовь к людям несёт в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» Иешуа, который прощает своего убийцу Понтия Пилата, даже старается ему помочь. «Все люди добрые», — говорит Иешуа. Эту веру несёт он вместе со своим крестом на Голгофу. С этой верой погибает.
Примером жестокой расправы над своими врагами служит сцена казни капитана Миронова и его жены в романе «Капитанская дочка». Что заставляет Пугачёва выставлять свою жестокость напоказ? Какими интересами может быть эта показательная казнь оправдана? И даже найдёт читатель оправдание поступкам Пугачёва политической ситуацией, условиями войны, когда не ты, так тебя, но всякий раз будет содрогаться при чтении сцены, потому что здравомыслие не может оправдывать зло и жестокость.
Тема под номером 5 может быть рассмотрена также на примере «Повести непогашенной луны» Бориса Пильняка. Политическое убийство в интересах государства возможно? А тысячи загубленных жизней в советских лагерях, о жизни которых повествует А. И. Солженицын в романе «Архипелаг ГУЛаг»? Всё чаще звучат в наше время оправдания политики Сталина: правильно, мол, делал, зато государство сохранил, зато страну не растранжирил. А если на месте репрессированных твой отец? Брат? Муж? Жестокость оправдана?
Не находим оправдания мы и жестокой расправе Раскольникова над старухой-процентщицей и её сестрой Лизаветой.
По-детски просто, но очень правильно звучат жизненные принципы Маленького принца: «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь» или «Знаешь, чем хороша пустыня? — Где-то в ней скрываются родники!» В них глубокий смысл: живи, как велит тебе твоё сердце, ищи родники в каждом человеке, и тогда сам будешь жить, как живой родник.
В повести В. Распутина «Уроки французского» главными уроками для рассказчика стали уроки доброты. Лидия Михайловна жалела своего ученика и старалась бескорыстно ему помогать. Только спустя годы герой понял истинную цену этих уроков.
1. А. С. Пушкин: «Капитанская дочка», «Дубровский»
2. Л. Н. Толстой «Война и мир»
3. Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»
4. М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита»
5. В. А. Закруткин «Матерь человеческая»
6. Экзюпери «Маленький принц»
7. В. Распутин «Уроки французского»
8. А. Приставкин «Ночевала тучка золотая»
9. Б. Пастернак «Доктор Живаго
10. А. И. Солженицын «Матрёнин двор»
11. Б. Пильняк «Повесть непогашенной луны»
12. А. И. Солженицын «Архипелаг ГУЛаг»


Комментариев нет:

Отправить комментарий