суббота, 24 ноября 2018 г.

Про итоговое сочинение кратко

ЧТО ОТ ВАС ТРЕБУЕТСЯ
КАК ПРОИСХОДИТ ЭТО ПРИВЕДЕНИЕ МЫСЛЕЙ В ПОРЯДОК
ПРО ПРИМЕРЫ, ДОКАЗАТЕЛЬСТВА, АРГУМЕНТЫ И ОБОСНОВАНИЯ
О ЛОГИКЕ, ЯЗЫКЕ И РЕЧИ
ПРО ВВЕДЕНИЕ И ЗАКЛЮЧЕНИЕ
КАК ЗАКАНЧИВАТЬ
ЧТО НУЖНО ИСПРАВЛЯТЬ, НАД ЧЕМ РАБОТАТЬ


ЧТО ОТ ВАС ТРЕБУЕТСЯ?

Требуется написать СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ, которое выстаивается по законам логики.
Чтобы написать сочинение, надо уметь СОЧИНЯТЬ, т е. мыслить логически, рассуждать на предложенную тему, судить, предполагать, делать выводы, находить доказательства, обосновывающие тот или иной тезис или предположение, выстраивать свои мысли последовательно и логично; надо уметь делать выводы.
Владимир Даль так определяет значение слова СОЧИНЯТЬ – мыслить логически, творить силою мысли и воображения.
Чтобы написать сочинение, надо научиться выстраивать текст сочинения в соответствии с замыслом, подчинять свои мысли задаче раскрыть тему. Можно сказать, что СОЧИНЕНИЕ – это приведение своих мыслей в порядок по выбранной теме.

КАК ПРОИСХОДИТ ЭТО ПРИВЕДЕНИЕ МЫСЛЕЙ В ПОРЯДОК?

Выбрав тему, надо поставить ее в форме вопроса. Затем подумать над этим вопросом и ответить на него. Этот ответ на ВОПРОС ТЕМЫ и будет вашим главным тезисом в сочинении.
ТЕЗИС -  это ваше точное суждение, которое вы будете обосновывать в процессе размышлений.
Правила тезиса: 1) Тезис на протяжении всего доказательства (или опровержения) должен оставаться одним и тем же. Нарушение этого правила ведет к ошибке, называемой «подменой тезиса» («ignoratio elenchi»). Суть её в том, что опровергается (доказывается) не тот тезис, который намеревались опровергнуть (доказать). Особое проявление подмены тезиса заключается в ошибке, носящей название: «Кто слишком много доказывает, тот ничего не доказывает» («Qui nimium probat, nihil probat»). Она возникает тогда, когда стараются доказать вместо выдвинутого тезиса более сильное утверждение, которое может быть ложным. 2) Тезис должен быть сформулирован ясно и точно, не должен допускать многозначности. Соблюдение этого правила предостерегает от неопределенности и двусмысленности при доказательстве того или иного положения. Иногда человек много говорит и как будто что-то доказывает, но что именно он доказывает, остается неясным вследствие неопределенности его тезиса. Двусмысленность тезиса иногда ведет к бесплодным спорам, возникающим по той причине, что стороны по-разному понимают доказываемое положение.
В процессе ваших размышлений о том, как ответить на вопрос темы, вы неминуемо столкнётесь с необходимостью объяснить, почему вы так отвечаете на вопрос, почему считаете свой ответ верным или возможным при определенных условиях. И здесь, конечно, придется обосновывать свою позицию, доказывать, что ТАК ОТВЕТИТЬ МОЖНО. Это очень важный этап в процессе обдумывания темы. На этом этапе вам в голову должны прийти различные доказательства вашей правоты. Если эти обоснования тезиса литературные, проверьте, не ошиблись ли вы, верно ли вы помните прочитанное (можно перечитать выборочно или полностью). Если эти обоснования жизненные, постарайтесь вспомнить похожие литературные примеры (т.е. эпизоды, героев, мысли автора).

ПРО ПРИМЕРЫ, ДОКАЗАТЕЛЬСТВА, АРГУМЕНТЫ И ОБОСНОВАНИЯ

Помните, что даже если пример из «Отцов и детей», «Поединка», «Капитанской дочки» и любого другого произведения, по-вашему, очень похож на ваши собственные доказательства, он ничего не стоит, пока не будет вписан в логику ваших рассуждений.
NB! Не Тургенев/Куприн/Пушкин для тебя привел пример, а ты объяснил(-а), как его пример подходит к твоему рассуждению.
Когда вы мысленно выстроили свое сочинение, нужно посмотреть, хватает ли материала одного произведения для раскрытия темы (здесь важно, насколько хорошо вы помните текст и насколько подходит текст для вашей темы). Если материала не хватает, возьмите другое произведение, поищите в нем подходящие иллюстрации ваших мыслей (в крайнем случае можно привести иллюстрацию из жизни).

Напишите план сочинения в соответствии со структурой сочинения-рассуждения.

ТЕМА - дано, ВВЕДЕНИЕ - требуется доказатьОСНОВНАЯ ЧАСТЬ - мысли-доказательства и их объяснения, обоснования, ЗАКЛЮЧЕНИЕ - ответ на вопрос темы (похожий на тезис введения, но другой - лучше!).
И последнее, чтобы написать сочинение, надо владеть речью, т.е. подбирать слова точно, чтобы мысли были точны и ясны. Не стоит писать слова, лишенные смысла. Следите также за тем, чтобы все предложения были связаны (последовательно или параллельно): абзац вовсе не отменяет связи соседних предложений.


НЕОБХОДИМО ДОБИВАТЬСЯ, ЧТОБЫ «СЛОВАМ БЫЛО ТЕСНО, А МЫСЛЯМ — ПРОСТОРНО (Розенталь)↔КТО ЯСНО МЫСЛИТ, ТОТ ЯСНО ИЗЛАГАЕТ (Толстой)↔ТОЧНОСТЬ И КРАТКОСТЬ — ВОТ ПЕРВЫЕ ДОСТОИНСТВА ПРОЗЫ. ОНА ТРЕБУЕТ МЫСЛЕЙ И МЫСЛЕЙ — БЕЗ НИХ БЛЕСТЯЩИЕ ВЫРАЖЕНИЯ НИ К ЧЕМУ НЕ СЛУЖАТ (Пушкин)↔ПЕРО — ЛУЧШИЙ УЧИТЕЛЬ, НАПИСАННАЯ РЕЧЬ ЛУЧШЕ ТОЛЬКО ПРОДУМАННОЙ↔РЕЧЬ ДОЛЖНА ВЫТЕКАТЬ И РАЗВИВАТЬСЯ ИЗ ЗНАНИЯ ПРЕДМЕТА. Если же оратор не обнял и не изучил его, то всякое красноречие является напрасным (Цицерон)

Теперь посмотрим на структуру сочинения более подробно:

Тема - дано.
Введение - требуется доказать, т.е. твой тезис, твой ответ на вопрос, в чем причины, например, жестокости.
Причины жестокости могу быть в генах, в воспитании, в общественной ситуации (это, к примеру; можно совсем по-другому: солдат на войне жесток, государство жестоко  - по другим причинам).
Основная часть – система доказательств; рассуждения, доказывающие, что твой тезис-ответ на вопрос можно принять.
Рассуждая, т.е размышляя логически, ты приходишь к обоснованию своей позиции, т.е к примерам-иллюстрациям.
NB! Не Куприн/Чехов/Голдинг для тебя привел пример, а ты объяснил(-а), как его пример подходит к твоему рассуждению.
Заключение - ответ на вопрос, вернее ответ, который ты дал(-а) во введении, но новый, ответ на вопрос темы, теперь уже с учётом рассуждений и умозаключений, обоснований и иллюстраций основной части.
 

И ЕЩЕ РАЗ О ЛОГИКЕ, ЯЗЫКЕ И РЕЧИ:

ЯСНОСТЬ — ГЛАВНОЕ ДОСТОИНСТВО РЕЧИ (Аристотель)
МУДРЕНО ПИШУТ ТОЛЬКО О ТОМ, ЧЕГО НЕ ПОНИМАЮТ (Ключевский)
Но КАКАЯ ГАДОСТЬ ЧИНОВНИЧИЙ ЯЗЫК! Исходя из того положения… с одной стороны… с другой же стороны — и все это без всякой надобности. «Тем не менее» и «по мере того» чиновники сочинили. Я читаю и отплевываюсь (Чехов)
НАВЯЗЧИВОЕ ОБЪЯСНЕНИЕ ВСЕМ ИЗВЕСТНЫХ ИСТИН лишает речь ее главного назначения — быть средством общения, передавать нужную информацию (Розенталь)ГРАНИЦЫ МОЕГО ЯЗЫКА ОЗНАЧАЮТ ГРАНИЦЫ МОЕГО МИРА (Витгенштейн)
УПОТРЕБЛЯТЬ ИНОСТРАННОЕ СЛОВО, КОГДА ЕСТЬ РАВНОСИЛЬНОЕ ЕМУ РУССКОЕ СЛОВО, - ЗНАЧИТ ОСКОРБЛЯТЬ И ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ, И ЗДРАВЫЙ ВКУС (Белинский)

 ПРО ВВЕДЕНИЕ И ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Введение готовит ваш тезис, ваш ответ на вопрос темы, так сказать, «вводит» в суть вопроса.
Размер введения (как и заключения) – 1/6. Значит, основная часть 4/6.
Введение вовсе не обязательно должно быть объемным и многословным. Достаточно 2-3х предложений, но можно ограничиться и одним предложением.
Заключение подводит итог и обязательно связано с введением параллельной связь (тема, идея должны прослеживаться ясно). Формально, грубо говоря, заключение – это введение другими словами, обычно более точными, ставящими точку в рассуждении на тему.
Введение и заключение похожи как два предложения в задании 1 ЕГЭ

КАК ЗАКАНЧИВАТЬ

Когда пишете заключительные предложения, не переставайте думать, что вы заканчиваете: постарайтесь подобрать самые точные и выразительные итоговые слова. Но обязательно по теме!
Писать заключение просто так, ради заключения, «что б было», - не следует!
Заключение/Вывод по теме - ответ на поставленный вопрос с учетом особенностей тезиса и приведенных для его обоснования иллюстраций и размышлений.
Надо сделать части сочинения логичными, рассуждения последовательными, выводы обоснованными, а также одинаковыми стилистически.
Переделать введение и заключение, значит сделать их соответствующими тезису и его обоснованию. Например: Жестокость в природе человека... мне понятно, что люди жестоки к Олесе, потому что боятся ее, а к Данко жестоки, потому что глупы, слабы и равнодушны.


ЧТО НУЖНО ИСПРАВЛЯТЬ, НАД ЧЕМ РАБОТАТЬ


Мне не нравится и критериям "не нравится", когда мысль не ясна или плохо сформулирована, когда нет связи между предложениями или частями текста, когда плохая речь затрудняет понимание или уводит в сторону от высказанной мысли (кто ясно мыслит, тот ясно излагает), т.е. лишает работу логики и смысла. Про ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ (главное!)


Скоро итоговое сочинение! Только для одиннадцатиклассников!

Комментариев нет:

Отправить комментарий