Про стихотворения Хлебникова см.:https://arzamas.academy/mag/351-hlebnikov
- Сейчас попробую.
Это стихотворение Хлебникова (о его поэзии - в 11 классе).
Чтобы понять, достаточно рассмотреть значение корней и словообразование.
Зачин/начало/ фольклорный, как "не воспеть ли нам...": к СКАЗАТЬ прибавляется ЕНЬК.
Получается, как БАЕНЬКИ.
Дальше пренебрежительное, сниженно-обывательское БАРЫНЬКА-ЛЯГУШЕЧКА, ТОЛСТА, НИЗКА И В САРАФАНЕ (опять фольклорные краткие формы "толста, низка" и - неожижанно! - в сарафане.
Дальше серьезно для этой барыньки-лягушечки И ДРУЖБУ ВЕЛА...С КНЯЗЬМИ. Здесь большевитый -это большой и знаменитый, топила, как белила, точило, т.е. от ТОПИТЬ/ТОПЬ.
В последних четырех строчках ритм и смысл резко меняются: топила оказываются ЗЕРКАЛЬНЫМИ, а барынька-лягушечка - ДЕВОЙ ВЕТРЕНОЙ ВОДЫ, а вместо большевитой дружбы с сосновыми (сановные, столбовые?) князьми - легкие, едва заметные (ОБОЗНАЧИЛИ) следы, где она (ЛЯГУШЕЧКА) в качестве девы ветреной воды легко СТУПИЛА.
Таким образом, начинаясь с новообразований в сфере фольклорной, стихотворение неожиданно заканчивается в сфере неясно-символической.
Исследователь поэзии Хлебникова писал:
Там, где Мандельштам впадает в ужас, а Блок — в отчаяние, а Маяковский — в ярость, а Пастернак — в восторг, а Ходасевич — в желчную издевку, а Цветаева — в апокалиптическое неистовство, а Ахматова — в царственный гнев, а Есенин — в мстительное ликование, — там Хлебников созерцает жизнь с каменным лицом, и только в уголке рта есть что-то… то ли джиокондовская улыбка, то ли складка боли… бесовский розыгрыш?.. божья шутка? (ред.)
Комментариев нет:
Отправить комментарий