пятница, 3 ноября 2023 г.

Уроки по "Онегину"

«Евгений Онегин»: экспозиция героя; Онегин, Ленский, Автор; Татьяна и Ольга; Сон. Именины. Дуэль; Онегин и Татьяна; композиция романа; авторские отступления и проблематика

Урок 1. Первое знакомство

«Евгений Онегин» начат 9 мая 1823 года в Кишиневе, а закончен 25 сентября 1830 года в Болдине. Изначально это было подражание незаконченной поэме Байрона «Беппо», в которой описывался образ жизни современного европейского светского бездельника. А Пушкину уже и раньше хотелось написать поэму о современнике, молодом человеке своего поколения (отчасти такой поэмой стал «Кавказский пленник», 1821, но там характер довольно схематично набросан, и автор был им недоволен).

Начав писать, Пушкин говорил, что «захлебывается желчью» – так отозвались в нем воспоминания о петербургских днях его первой молодости. Сам же Пушкин потом написал, что тогда замысел был еще смутным: «И даль свободного романа я сквозь магический кристалл еще неясно различал». Однако постепенно у него сложился стройный план, кое в чем повторяющий (в миниатюре) архитектуру «Божественной комедии». В «Онегине» должно было быть 3 части по 3 «песни» в каждой:

Часть I

1. Хандра (Кишинев – Одесса, 1823 – 24).

2. Поэт (Одесса, 1824).

3.Барышня (Одесса – Михайловское, 1824).(Письмо).

 

Часть II

1. Деревня (Михайловское, 1825). (Объяснение).

2. Именины (Михайловское, 1825 – 26). (Ссора).

3. Поединок (Михайловское, 1826). (Битва).

 

Часть III

1. Москва (Михайловское, Петербург, Малинники, 1827 – 28).

2. Странствие (Павловск, Михайловское,  Болдино, 1829 – 30).

3. Большой свет (Болдино, 1830).

 

Существуют еще фрагменты зашифрованной Х главы, к которой Пушкин возвращался и после Болдинской осени. В них много политических намеков, связанных с событиями, которые предшествовали восстанию декабристов, и Пушкин посчитал такую главу опасной. Кроме того, опасным оказалось и «Путешествие Онегина»: он должен был увидеть военные поселения и другие нерадостные явления русской жизни, отчего его хандра бы получила большую осмысленность и глубину. Опасных строф набралось столько, что освобожденное от них «Странствие» уже не потянуло на отдельную главу. Соответственно, в третьей части не хватает одного звена, стройность плана нарушена, и Пушкин снял деление на три части, а «Путешествие» перенес в конец, и оно сослужило там совсем другую композиционную службу (про которую поговорим позже).

Вопрос о жанре «Онегина» 

В Посвящение Пушкин пишет: «Ума холодных наблюдений// И сердца горестных замет». Роман в стихах (в отличие от просто романа) – жанр лиро-эпический: в нем как раз и сочетаются впечатления ума и сердца, сюжет и чувства. Что тут от лирики, кроме стихотворной формы? Авторские отступления. И сам любовный сюжет, который касается в первую очередь чувств. Почему Пушкин не стал писать роман в прозе (как нормальные люди)? Потому что прозы, которой можно написать роман, на русском языке еще не существовало. В стихах Пушкин научился высказывать все, что хотел, а прозу ему еще только предстояло создать (в «Повестях Белкина», 1830, как раз к концу работы над «Онегиным»). О своеобразии жанра надо будет говорить еще раз, в конце.



Урок 2. Экспозиция героя

 

Характер Онегина. Как он формировался. Здесь две «интриги»: 

1) характер и обстоятельства (реализм); 

2) герой и автор (разница), что тоже связано с худ. методом: у романтиков в поэме герой и автор практически одно лицо, здесь – разные.

Он разочаровался в своей легкой и счастливой жизни и впал в хандру. Как он пришел к такому состоянию? Онегин живет «отчужденной» жизнью в мире, где никто никого не любит. Здесь разрушены все главные человеческие связи: семейные, дружеские, любовь и даже просто память о людях, которые были когда-то небезразличны, больше того – отсутствует не то что патриотизм (о таких громких вещах говорить не приходится), а хоть как-то выраженная связь со своею нацией (историей, обычаями, вкусами и проч.)

Что за люди его воспитывали? И почему он в самой первой строфе так нехорошо отзывается о своем дяде (который, между прочим, наследство ему оставил)? О матери Онегина вообще упоминаний нет (жива ли она? – вряд ли; помнит ли он ее – едва ли…); отец служил и давал балы (и сын его, по-видимому, не интересовал); мадам исчезает сама, а мсье «прогнали со двора». Мсье, по-видимому, душу в воспитание дитяти особенно не вкладывал – учил этакой светской легкости, условности суждений (главное – умение нравиться и никому не докучать, и совершенно ни к чему вникать во что-либо серьезно).

Итак, семьи у Евгения нет – он ни к кому душевно не привязан. И считает, что так и надо. А поскольку он не лицемер (эпиграф «из письма»), то сам себе спокойно признается, что возиться с дядей ему неохота и что желает он ему скорейшей смерти, а себе – наследства. А у Татьяны полно привязанностей: и няня, которую она вспомнит аж в последнем объяснении с Онегиным, и мать, ради которой она выйдет замуж за генерала, и Ольга, из-за которой у нее «сердце рвется пополам», и Ленский, на могилу которого, между прочим, ходит именно Татьяна… Татьяна с детства научена любить.

Что известно о людях, которые окружали Онегина в юности? Кто его самый близкий друг?  По-видимому, автор; с остальными он не разговаривает, а пирует. Может быть, он в кого-то отчаянно влюблен? – Да нет. В общем-то, все красавицы ему безразличны, а волочится он за ними потому, что все так делают…

Что можно сказать о его занятиях? – В основном это развлечения (театр, бал, застолье…); попытки читать, думать, писать ни к чему путному не привели, поскольку «труд упорный ему был тошен». Может быть, в книгах у него все же были предпочтения? – Да. Он не воспринимал поэзию и любил экономические трактаты. Вообще он человек, как Пушкин пишет, умный, живущий рассудком, а не сердцем, поэтому поэзия ему ничего и не говорит.

Что известно о его политических взглядах? – Он сочувствует освободительным движениям («надев широкий боливар…»), размышляет о политической экономии (абстрактно) и не одобряет крепостного права; кроме того, он высоко ценит личную свободу и независимость и нигде не служит. Не служили в это время единицы: Фамусовы и Молчалины служили из соображений выгоды, Чацкие – из соображений гражданского долга. А вот Онегин ни тому, ни другому свою свободу в жертву не желает приносить. Он и не карьерист, и не патриот – он законченный эгоист.

Теперь насчет иноязычных слов и чужеземных «продуктов потребления», которые окружают Онегина. Нельзя сказать, что он живет в какой-то одной определенной чужой культуре – он «потребляет» сливки всех понемногу. В каких он отношениях с русской жизнью? Она для него практически не существует. Чтобы в этом убедиться, можно соотнести жизнь Онегина с жизнью Петербурга. Окажется, что Петербург (город вообще-то не совсем русский, наименее русский из наших городов и гораздо менее русский, чем Москва), все же живет своей реальной жизнью, когда Онегин спит… А проснувшись, он погружается в жизнь светскую – иллюзорную, «космополитическую» по вкусам и интересам, по культуре. Нельзя сказать, что Онегин «оторвался» от своей жизни и культуры и «укоренился» в чужой – он нигде не «укоренился»: ни во Франции, ни в Англии, ни в Германии… Татьяна, хоть и читает европейские романы, живет в традициях и культурном окружении своего, русского народа (и Пушкин подчеркнет, что она «русская душою»).

Мы выяснили, что сформировало онегинский характер, выяснили его главную проблему: хандру, разочарование в жизни. Осталось понять, как одно из другого вытекает. Почему из такого воспитания и образа жизни (вроде бы завидного во всех отношениях) вытекает такой печальный результат? И вообще – чего ему не хватало? Настоящих друзей, настоящей любви, семьи, образования, дела, трудностей, строгости, человека, который в юности оградил бы его от искушений, цели в жизни, веры, любви к Богу и к людям, силы воли, жизни – своей, а не навязанной обществом, привязанностей, друга-критика, матери, труда, серьезного дела…


Все это справедливо, но нам нужен краткий ответ. В его жизни мало настоящего и совсем нет настоящей любви ни к кому. А без этого жизнь пуста и просто неинтересна. И он не видит вокруг себя ничего, чему бы можно было посвятить свою единственную жизнь. Хотя в хандру впадают не все. К примеру, те же Фамусов и Молчалин (современники, а один так и ровесник) явно не страдают от онегинской хандры – скорее Чацкий может ею заразиться. Эта хандра нападает на лучших людей, способных ощутить духовный голод (или жажду), который не удовлетворяют развлечения, пустой и вечный праздник светской жизни. Вот такой образованный, умный и достаточно порядочный дворянин, который не находит себе места в русской жизни, получил название тип лишнего человека. Удачно оно или нет, но общепринято – придется усвоить и запомнить.

Еще одна важная вещь. Тип молодого человека, разочарованного в жизни, придумал не Пушкин. Он запечатлен в романтических поэмах Байрона (да и «Онегин», кстати, начинался как подражание Байрону). В чем разница? Во-первых, в том, что романтик Байрон показывает эту разочарованность как некое исключительное свойство, отличительный знак романтического героя. А реалист Пушкин исследует эту хандру как следствие неких внешних обстоятельств и для этого анализирует всю жизнь героя с раннего детства. И от загадочной разочарованности не остается и следа: все в ней вполне объяснимо. Даже то, что она в самом деле «доступна» только избранным – тем, кто живет, думает, чувствует в полную силу – или хочет так жить. А во-вторых, байроновский герой – это двойник автора (который облек «в унылый романтизм и безнадежный эгоизм»). Пушкин же всячески подчеркивает разность между собою и героем. Раз подчеркивает, значит, это важно! И разность нужно изучить.

 


Урок 3. Онегин, Ленский, Автор

Онегин и Ленский

Общее: дворяне, молодые, образованные, свободные (не служат), одинокие (неженатые сироты), отвечают за себя сами.

Разница: О. старше и успел обзавестись жизненным опытом, Л.  совсем юный и жизни не знает; О. холоден, Л. горяч; О. живет умом, Л. – эмоциональный энтузиаст; О. видит прозу жизни, Л. – поэт; О. скептик и рационалист, Л. – романтик, живущий иллюзиями; Онегину ближе французская (рациональная) и английская (где романтизм особенно свободолюбив) культура, Ленский воспитан в Германии (там романтизм мистический).

Друзья они, конечно, «от делать нечего». Но все-таки Онегин Ленского старается не очень обижать и разочаровывать.

Для Ленского Ларины близкие люди, для Онегина – такие же помещики, как все. Ленский там каждый день бывает, и ему не скучно, Онегин съездил раз и извелся от тоски. Ленский выбрал Ольгу, Онегин отметил Татьяну. Да еще сказал, что таким должен быть выбор поэта. Почему? Что заметил Онегин своим опытным и трезвым взглядом? – То, что Ольга банальна, подражательна, а Татьяна оригинальна. У Онегина есть вкус, у Ленского – нет. Кроме того, вместе с Ольгой Онегин обругал и луну («как эта глупая луна на этом глупом небосклоне»). Это важно, потому что луна – символ поэзии.

Автор и Ленский

Общее: оба поэты.

Разница: Автор хороший, настоящий поэт, а Ленский – плохой. Стихи он пишет слабые, банальные; из двух сестер выбрал Ольгу (Автор, как и Онегин, выберет Татьяну). Автор умеет видеть вещи такими, какие они есть, а Ленский пребывает в иллюзиях. Как Автор к нему относится? – Снисходительно: Ленский еще совсем мальчишка, какой с него спрос?

Автор и Онегин

Они ровесники и друзья, вращались в одном кругу, имели сходный жизненный опыт, жили и мыслили…

Автор пишет стихи, а Онегин – нет. У Автора нет онегинской хандры. Автор видит и показывает нам очарование той жизни, которая наводит на Онегина хандру. Он и балы любит, и театром любуется, и замечает красоту белой ночи. Он еще помнит балерин, о которых давно забыли прочие «почетные граждане кулис». Он вообще умеет помнить и любить, и это сближает его с Татьяной и отличает от Онегина. Он умеет видеть красоту и поэзию жизни – причем самой обыкновенной, настоящей жизни, а не какой-то иллюзорной (романтической), в которой пребывает Ленский. Он сам о себе написал: «Пушкин – поэт действительности». И при этом не глупее Онегина. Пушкин не пользовался термином «реализм» – вместо него он ввел понятие «истинный романтизм» (в отличие от «ложного», который мы сейчас и называем «романтизмом»).

Эти три героя люди одного поколения. Не только это их объединяет. Что у них общего во взглядах на жизнь, вкусах, целях? Все трое ценят одинаково высоко только свободу и свое человеческое достоинство. О Ленском сказано: «Поклонник славы и свободы…». Все трое вольнодумцы. Это для Пушкина как отличительный знак людей своего круга и поколения – при всей их непохожести.

На какие темы разговаривали герои и на какие – общество помещиков, собиравшихся у Лариных? Это сопоставление выглядит очень убедительно: одни – про сенокос и псарню, другие – про историю, тайны гроба, страсти… Это отличие называется весьма романтично: одни – обыватели, другие (главные герои) – нет; у них есть за душой кое-какие интересы повыше хозяйственных.

 


Урок 4. Татьяна и Ольга

Почему девочки такие разные?

Что унаследовали от матери? – Можно заметить, что Татьяна (старшая) унаследовала от матери еще московские порывы: стихи, романы и т.п. Причем главное влияние на нее оказали именно романы, к которым она пристрастилась (маменька-то сама ничего не читала). А Ольга – дитя «второго», хозяйственного периода семейной жизни, и от былых светских увлечений ей досталось, вероятно, умение одеваться по моде (относительно) и к лицу. Хозяйственная Ольга разливает чай.

 Почему Татьяну любят меньше? Трудный ребенок: замкнутый, сдержанный, к тому же, вероятно, чересчур сложный для своих родителей. Ее внутренняя жизнь никому не видна и не интересна, поговорить ей не с кем.

Можно ли заметить влияние отца? Возможно, порядочность, верность долгу и родным. Все же он воевал с Суворовым и ценил домашний очаг.

Обратите внимание на две подробно рассказанные истории: как выдавали замуж маменьку и как – няню. В обоих случаях патриархальные обычаи исключают «романтическую» любовь. Разница лишь в том, что в крестьянских семьях о ней вообще не слыхали, а маменька уже слыхала, но ее мнением пренебрегли. Это свойство патриархальных цивилизаций – считать ценностью род, семью, а не счастье отдельной личности. Про «личное» счастье и любовь заговорили в Европе (тоже не все и не сразу), ставя индивидуальное выше общего. Да и то сначала больше в книгах, чем на деле.

Кроме реалистического объяснений характеров, очень важна поэтическая «аура», которая создает о героинях впечатление. Ольга растет на фоне шумных ребятишек, Татьяна на фоне природы, страшных рассказов (романтическая любовь к фольклору), гаданий и песен. Татьяна НЕ вышивала, а картинка-то все равно получается – девушка за пяльцами.

За что Автор любит Татьяну? За горячее сердце и за поэтичность. В чем-то Татьяна почти двойник Автора.

Вторая загадка – это загадка Онегина, которую будет пытаться разрешить Татьяна. Она умудрилась полюбить его, совершенно не понимая, не имея никакого представления о том, что он за человек. Вопрос о любви с первого взгляда, конечно, тяжел… Тут несколько аспектов: 1) девушкам часто приходилось выбирать действительно по каким-то мимолетным внешним впечатлениям (если их выбор вообще что-нибудь значил); 2) есть, вероятно, элемент литературной условности; 3) а с другой стороны, Ленский каждый день часами с Ольгой разговаривал, но так и не увидел, какая она на самом деле; количество и качество общения, по-видимому, прямо не связаны между собой.

Что увидела Татьяна в Онегине во время его первого визита? Вероятно, то же, что и он в ней: некоторую неподдельность, оригинальность и глубину. Онегин (друг Ленского), судя по всем косвенным данным, не был обывателем, как мы уже установили, и тем выделялся на фоне соседей. Вероятно, он мало говорил (о чем там говорить?) – как и она. Что скрывалось за молчанием – это для Татьяны сложный вопрос, и она отвечает на него по-своему, «подставляя» героев своих любимых романов.

Какие романы читала Татьяна? – Сентиментальные. Она отстала от круга чтения Онегина лет на 30 – 40. Ей знакомы герои сентиментальных романов (либо добродетельные, либо злодеи). Пушкин по этому поводу иронизировал: «Но наш герой, кто б ни был он, уж верно был не Грандисон».

Когда Татьяна написала ему письмо, Пушкин спросил: «Для кого оно?» Что в нем навеяно романами, а что – самостоятельные размышления о реальной ситуации? – Наверно, когда Татьяна называет Онегина ангелом-хранителем или коварным искусителем – это литературщина, а когда рассказывает о себе и размышляет о том, что суждено ей в жизни, – это уже серьезно.

Последнее – сам факт письма. Поступок Татьяны мог стоить ей репутации навеки. Поэтому Пушкин долго ее оправдывает и сравнивает со светскими красавицами (безупречными), которые не дают повода себя осудить, но зато никого и не любят.

Можно сразу спросить о реакции Онегина: как он оценил ее поступок и почему все же отверг любовь? Что он вообще сделал? – Немого рассказал о себе, причем правду. Откровенность за откровенность. И дал очень правильный совет.

Какими отступлениями окружено это объяснение? – Рассуждениями о том, что никого не надо любить и никому нельзя верить. Чьи они?  Онегинские, не авторские. Некое общесветское мнение, которое Онегин исповедует. Неверие в любовь и другие человеческие связи. Вероятно, оно способствовало тому, что Онегин не задумался о Татьяне всерьез.

 


Урок 5. Сон. Именины. Дуэль

Сон дает однозначный ответ на давний вопрос: Онегин играет роль «коварного искусителя», хотя не Татьяны, а Ольги. Гости хороши в обоих случаях… 

Кто виноват в дуэли? Онегин (нарочно дразнил Ленского), Ольга (тут же забыла о Ленском, едва на нее обратил внимание «профессиональный» светский сердцеед), Ленский, который обвинил во всем Онегина и не задумался об Ольге… Татьяна, которая чуть было не упала в обморок (но ведь не упала же).

На этой стадии все еще было поправимо. Кто сделал ситуацию безвыходной? Зарецкий (и Ленский, пригласивший его в секунданты). Это не всегда понимают, надо объяснять.

Онегин побоялся отказаться от поединка; попытался проспать (его положено было ждать 15 минут, а не два часа); выставил в качестве секунданта слугу (жалкие попытки расстроить дуэль по причине нарушения правил). Ну и сам выстрел, и все следующее… Почему убил? Потому что промахнулся. Иногда говорят, что это роман судьбы – для всех героев, в том числе и для Ленского. Про дом с забеленными окнами, про то, как кони испугались, – точная и жесткая деталь…

Перспективы Ленского. Какая вероятнее. Обычно говорят, что реалистическая. Обе они имеют один общий смысл: земное бессмертие. Можно оставить о себе память в потомках, совершив нечто великое, а можно – продолжив свой род. У Ленского отняты обе возможности. Там рядом с его могилой мелькает образ зерна («Над ним, как начинает капать весенний дождь на злак полей…»). Образ поколений-колосьев на жизненных браздах уже появлялся в отступлении в конце второй главы («Увы, на жизненных браздах…»). Но Ленский – то зерно, которое вообще «не проросло», что особенно тяжко и больно. И похоронен он где-то у ручья, в неосвященной земле (дуэлянтов считали самоубийцами).

Как мог бы развиваться роман дальше, если б не эта катастрофа? Был шанс счастливого конца. Есть драгоценные человеческие связи: любовь, дружба, семья. Вот Ленский женился бы на Ольге. Онегин наезжал бы к другу в гости и видел бы Татьяну… Проникся бы, глядишь, простой семейной радостью – ну и т.д. Выстрел враз разорвал все связи, прогнал Онегина из этих мест.

Это убийство – крушение онегинской жизненной философии. Ради чего он все-таки стрелялся с Ленским? Ради чести, ради «самого себя» и для того чтобы оградить свое драгоценное «я» от посягательств окружающих (насмешек, сплетен и т.п.). И вдруг оказалось, что гораздо правильнее было бы любить другого – горячего забияку Ленского с его не слишком удачной невестой. А о себе не думать. Понял он что-нибудь? Видимо, да, потому что «окровавленная тень ему являлась каждый день».

И вот разрушен весь семейный кружок. И у Татьяны больше нет шанса на счастливую развязку.

 

Урок 6. Онегин и Татьяна – две системы ценностей. Композиция романа (начало)

Татьяна заподозрила Онегина в подражании романтическим героям («москвич в Гарольдовом плаще» – хоть он и не москвич) и что так же думает о нем свет, но Автор думает иначе и защищает в герое самобытность. Когда Татьяна посещает дом Онегина, ее всюду сопровождает луна… а прозаически настроенные люди видят в ней «замену тусклых фонарей», а не богиню и поэзию…

«Зеркальные» переклички: ямб с хореем – механизм стихов; письмо Татьяны – письмо Онегина, отповедь Онегина – отповедь Татьяны.

Что стало поворотной точкой? Дуэль и смерть Ленского. Почему? Герои начали меняться. Оба, причем Татьяна больше внешне, Онегин – внутренне. Татьяна научилась окружать себя «крещенским холодом», зато для Онегина наконец наступила весна (и смысл этого образа разъяснен большим авторским отступлением).

Вопрос «неканонический»: почему Онегин влюбился именно в Татьяну? В жизни Онегина с младенчества не было никаких глубоких привязанностей. Он никого не любил (это следствие), и его никто не любил (причина), а тут он встретил единственного человека, которому был небезразличен. Раньше он не знал этому цены, теперь узнал, потому что смерть Ленского заставила его на все посмотреть по-другому. Понял, что любовь – драгоценность, и попытался ее себе вернуть.

При этом снова сталкиваются две системы ценностей: русская патриархальная и европейская индивидуалистическая.

Для Онегина главное – счастье, для Татьяны – долг. Они по-разному понимают и любовь. Пушкин писал, что Татьяна – это «милый идеал». В чем ее «идеальность»? В способности любить, не предавая и не забывая, в верности сердца, которая заставляет ее и любить Онегина, и жертвовать этой любовью.

«А счастье было так возможно…» Как это понимает Автор? Наверно, как некий синтез и романтической (индивидуальной) любви, и семейной, основанной на верности и долге. И ведь возможен был такой синтез, близок – рукой подать. Но Онегин это вовремя не понял и сам разрушил возможное счастье…

Кроме всего прочего, это роман о необратимости времени, о том, что каждому дается в жизни некое «лето» – шанс, высшая точка. Но истинная его ценность осознается слишком поздно. В «Путешествии Онегина» Автор, все обещавший рассказать про свою любовь, возвращается в то «главное» лето своей судьбы (таким образом роман возвращается в начало – в молодость, когда весь праздник жизни был еще в разгаре), описывает обстановку, настроение и обрывает себя на словах: «Итак, я жил тогда в Одессе…» Вообще такие обрывы по ходу романа всегда приглашают читателя добавить к сюжету свой собственный жизненный опыт. И тут Пушкин предоставляет каждому подумать про свое «главное лето» и счастье (почти наверняка несостоявшееся). Это принципиально важно для внутреннего строения «Онегина».



Урок 7 – 8. Авторские отступления и проблематика «Онегина». Особенности жанра

 

 Энциклопедия проблем

 Этап 1. О чем «Онегин»? В каком смысле? – в любом. Как лично вы считаете: о чем эта книга? «О любви», «о невстрече», «о неумении понять друг друга», «о том, как ускользнуло счастье», «о России»…

Этап 2. «О русской судьбе». Рассказана камерная история: всего-то четыре героя, в центре – несчастная любовь… Как же получилось, что это роман о России и о русской судьбе? И почему Белинский назвал его «энциклопедией русской жизни», причем справедливо?  За счет чего происходит такое приращение смысла?

В «Онегине» мы постоянно слышим голос автора, и он рассказывает нам и о Татьяниной любви, и обо всей русской жизни.

Этап 3. Теперь нам понадобится «инвентарный список» авторских отступлений. Автор как будто между делом рассуждает

– о себе и своем жизненном опыте;

– о жизни «вообще» (о жизни, смерти, любви, предках и потомках, памяти, счастье…); это очень большой ряд отступлений с нравственно-философской проблематикой.

Среди них нужно особо выделить ряд сентенций, начинающихся со слова «блажен»: одной из таких реплик, заканчивается основное действие романа: «Блажен, кто праздник жизни рано оставил…» Если прочитать их подряд, мы увидим, что «блаженствует» лишь тот, кто не живет (в полную силу или просто – не живет): не знает страстей, не пишет стихов, не пользуется своим умом, а просто (бездумно, бесстрастно, как все) движется по течению – к концу («Блажен, кто смолоду был молод…»).

– О русской природе, временах года и т.п.;

– о жизни русского дворянства (в Петербурге, Москве  и в поместьях);

– о русской культуре: о литературном языке (русском и французском) и литературных спорах (романтизм или классицизм? элегия или ода? куда поместить вступление), о театре, о воспитании молодых людей и барышень, о просвещении…

– О русской истории: о прошлом («дедовские» – екатерининские – времена, война 1812 года, пожар Москвы, Наполеон) и о будущем (знаменитое отступление о дорогах в VII главе).

Это в самом деле «энциклопедия русской жизни. Теперь попробуем взглянуть на роман под другим углом зрения: а можно ли его считать энциклопедией русских проблем?

Этап 4.

Проблематика

I.               Философские: о жизни, смерти, памяти, счастье…

II. Этические (проблемы человеческих взаимоотношений): светская и общечеловеческая этика. (Можно ли девушке первой заговорить о своей любви? Можно ли оправдать убийство на дуэли?)

III. Проблемы русской культуры. В наиболее общем виде они касаются роли Европы и «европейского» в русской культурной жизни. Россия и просвещение, Россия и Европа – каково наше отношение к западной цивилизации? Рабское и смешное подражание («жеманство – больше ничего»)?  Вечное подражание во внешнем, вечное расхождение в системе ценностей? Нужна ли нам Европа? Только ли благо несет европейская культура, пересаженная на русскую почву?

Как вы относитесь к тому, что девушка пишет о своей любви (и своему соотечественнику) на чужом языке?

Этап 5. Нужно проделать еще одну работу: осмыслить внутреннюю связь между проблемами.

Такой разговор потребует воспоминаний о композиции романа. Каким же образом в небольшой роман, сюжет которого – несчастная любовь, так органично «поместилось» такое множество проблем всей русской жизни? Есть ли связь между сюжетом и проблематикой, между историей героев и грандиозным «зданием» попутных размышлений и ассоциаций? По-видимому, есть. Каким же образом Пушкин их связывает?

Какие герои находятся в центре авторского (и нашего) внимания? Онегин и Татьяна. Каждый из них окружен своей средой, своим кругом ассоциаций.

Татьяна: Россия, деревня («o rus!», «О Русь!»), Москва, патриархальная семья, природа, лето (в начале, потом – крещенский холод), луна, поэзия, любовь (горячее сердце), сентиментальные, уже устаревшие романы (французская книжка в руках), верность любви и долгу.

Онегин: Запад, Петербург, Наполеон («столбик с куклою чугунной»), одиночество, равнодушие к природе, зима (в начале, в конце – весна как символ пробудившейся  души), луна для него «глупая», трезвый (прозаический) взгляд на жизнь, «резкий, охлажденный ум», романтическая  (ультрасовременная) библиотека, холод, эгоизм, неумение любить.

 

Такой способ «сопрягать» образы и идеи свойствен лирике, на нем строятся все стихи, а Пушкин изначально – именно поэт. «Евгений Онегин» же – лиро-эпическое произведение, в котором используются и «романные» (сюжетные, причинно-следственные) ходы, и лирические, ассоциативные связи. Они-то и дают огромную «экономию слов», которой поражает этот роман. Пушкин ничего не разъясняет, он предлагает читателям самим сопоставлять детали, мотивы, идеи…

Зададим теперь вопрос: какой же смысл (ассоциативный, символический) мы можем увидеть за «невстречей» Татьяны и Онегина? Что стоит за историей одной несчастной любви? Что еще, встретившись, не поняло друг друга и не обрело счастья?

Легко увидеть: встретились две цивилизации: патриархальная русская и современная западная (тяготеющая к индивидуализму). У каждой из них есть свои достоинства и недостатки.

Русская дорожит всем, что соединяет людей (семьей, соседством, дружбой, памятью); она воспитывает чувство долга и самоотречения во имя высших ценностей. Но при этом, увы, до счастья отдельной личности этой цивилизации нет дела. В патриархальных русских семьях «и не слыхали про любовь» (ту, романтическую, о которой написаны все европейские романы).

Европейская же учит «глядеть в Наполеоны» и «любить самого себя», тщательно избегая привязанностей, заменяя все настоящие человеческие связи соблюдением внешних ритуалов и приличий. Да, но взамен она не мешает личности добиваться своего «индивидуального» счастья и предлагает свободу. Именно свободой бредило пушкинское поколение как самым главным и самым недостижимым счастьем…

Вот если бы произошла такая встреча России с Западом, при которой соединились бы лучшие свойства той и другой цивилизации… Душевное тепло, долг, верность – и в то же время любовь, счастье, свобода… Однако такой встречи не случилось, и у романа нет счастливого конца.

Теперь можно спросить: в связи с чем Пушкин обращается к такой проблеме? Почему посвящает ей роман? В чем ее злободневность для тех семи (или чуть больше) лет, когда создавался «Онегин» (1823 – 1830)?

Если ответа нет, спросим иначе: о ком (или о чем) Пушкин изначально писал свой роман? О молодом человеке своего поколения, его характере, его судьбе… Это видно и по первой главе, и по названию романа. И вот по ходу в романе возникает вопрос: насколько это поколение «уместно» (счастливо, востребовано, органично) в русской жизни? Вообще – в России? Насколько его идеалы (главный из них – свобода, как мы помним) созвучны «русскому менталитету»? Что заставило Пушкина об этом думать? Какие события? Скорее всего, катастрофа 1825 года. Она-то и показала, насколько мечты декабристской молодежи о свободе расходятся с патриархальной русской жизнью, ее укладом и идеалами. И – далее – заставила пристально рассмотреть и эту русскую патриархальную жизнь, и самих молодых людей пушкинского поколения: а что они-то могут предложить России? А как на них сказалось приобщение к западной цивилизации? Это исследование объективно и трезво, но за ним много личной боли. Ведь и Пушкин любил свободу и ждал ее «с томленьем упованья…». И ему не раз казалось, что «счастье было так возможно, так близко…»

Так о чем у нас «Онегин»? О несчастной любви… о невстрече… о русской судьбе… о России – и о пушкинском поколении.

Этап 6. Попробуем теперь сравнить полученную нами формулировку проблематики «Евгения Онегина» с тою, что предлагает, например, пособие МГУ для абитуриентов.

«Центральная проблема романа – это проблема героя времени. Она связана преимущественно с образом Онегина, а также образами Ленского и самого автора.

Эта проблема соотносится с другой – личности и общества. В чем причина одиночества Онегина в обществе? В чем причина душевной опустошенности пушкинского героя: в несовершенстве окружающего общества или в нем самом?

В качестве важнейшей в романе назовем проблему русского национального характера. Она осмысливается автором прежде всего в связи с образом Татьяны (яркий пример русского национального характера), но также в связи с образами Онегина и Ленского (герои, оторванные от национальных корней)

В романе ставится ряд нравственно-философских проблем. Это смысл жизни, свобода и счастье, честь и долг. Важнейшая философская проблема произведения – человек и природа.

Кроме того, поэт ставит в романе и эстетические проблемы: жизнь и поэзия, автор и герой, свобода творчества и литературные традиции».(4) Матюшенко Л.И., Матюшенко А.Г. Учебное пособие по истории русской литературы ХIХ века. – М.: МАКС Пресс, 2009. С. 70.

В подобном кратком перечне проблем есть свои плюсы: это своего рода шпаргалка, подсказка, о чем нужно упомянуть, если вдруг спросят о проблематике. Внутренние связи между проблемами, которые мы проследили выше, уже опущены. Краткое пособие имеет на это право, но жаль, если изучение романа сведется к механическому заучиванию перечня проблем, без понимания, откуда они взялись и почему так волновали автора.

Пройдя же путь самостоятельного формулирования проблем, класс уже не забудет, что «Евгений Онегин» – воистину энциклопедия проблем, часть из которых нужно отнести, наверно, к вечным, а часть затронула именно пушкинское поколение, чье стремление к свободе (и западному просвещению) столкнулось с патриархальной русской жизнью и тем традиционным образом мыслей, который, вероятно, и определяет «русскую судьбу»… Проблемы эти отражаются во всем: и в языке, и в состоянии дорог, и в отношении к семье, любви и браку, и в понимании смысла жизни. Они заметны в каждой человеческой судьбе, каждый раз преломляясь по-своему. Ленский вырос полурусским романтиком, но впоследствии мог бы стать простым русским барином. Ольге от просвещения достался лишь внешний лоск. Онегин, можно сказать, отравлен европейским скепсисом и эгоизмом, хотя ум его самобытен, а душа способна к сильным и настоящим чувствам. А Татьяна («русская душою») любит, как героиня европейского романа, но живет так же, как ее мать и ее няня – подчиняясь долгу и отрекаясь от «счастья». Возможно ли оно на свете – это уже «вечный» вопрос…

  


Так сложилось, что первые три из великих романов русской литературы обладают сложной жанровой природой.  Ни один из них не является только романом. В «Евгении Онегине» А.С. Пушкина и в «Мертвых душах» Н.В. Гоголя роман сосуществует с поэмой; в «Герое нашего времени» М.Ю.Лермонтова он вырастает из собрания повестей. Та хронологическая последовательность, в которой мы знакомим с ними школьников, дает нам возможность постепенно «исследовать» свойства романа как эпического жанра.

Первым в ряду стоит «Евгений Онегин» – «не роман, а роман в стихах – дьявольская разница» (как выразился А.С. Пушкин в письме к П.А. Вяземскому 4 ноября 1823 года). А в чем, собственно, эта разница? Зададим этот вопрос школьникам. Обычно они замечают несколько достаточно важных различий:

– в нем каждая строфа – стихотворение;

– в нем автор многое говорит о себе, о своих чувствах и настроениях – как в стихах;

– в нем о героях рассказано как-то «пунктирно», а не «подряд», как в обычном романе;

– и сюжет тоже как будто кратко пересказан, а не развернут обстоятельно.

Если спросить, зачем в «Онегине» такая «пунктирность», ребята могут высказать свое коронное «а потому что» (с которого школьники любят начинать любой ответ):

– сами стихи, то, как рассказано о героях и событиях, настолько ярко и красиво, что повествование отходит как бы на второй план.

Или иначе:

– автору не нужно ничего лишнего – оно бы только испортило картину. Он привык писать стихи, где каждое слово, каждый образ сам собою разворачивается в картину, и здесь тоже старался убрать все лишнее.

Это живое обсуждение придется «перевести» на язык научных терминов. Начнем с самых общих, родовых понятий. Вспомним, что у нас три главных рода: эпос, лирика, драма – и что бывают также лиро-эпические произведения, где лирика и эпос неразрывны (как, например, в балладе), и спросим: куда нам отнести «Евгения Онегина»?

Очевидно, что к произведениям лиро-эпическим. Кстати, Пушкин сам предупредил читателей об этой двойственности своего романа в Посвящении, назвав его собраньем «ума холодных наблюдений и сердца горестных замет». Кроме всего прочего, эпос, как мы знаем, служит объективному (разумному, «холодному») анализу событий и явлений, а лирика выражает субъективные («горячие», сердечные эмоции).

– Что в «Онегине» от эпоса? – Сюжет и вся объективная «энциклопедия русской жизни», на фоне которой сюжет развертывается.

– А что от лирики? – Во-первых, авторский голос; во-вторых, образная насыщенность (использование и тропов, и звукописи, и интонационных возможностей стихов). Кроме того, Пушкин использует композиционный прием, основанный на ассоциативных связях; благодаря ему в романе «рифмуются» идеи, образы, ситуации.

Теперь можно перейти к разговору о конкретных жанрах, с которыми соотносится «Онегин». Здесь нужны точные знания, поэтому свободное обсуждение естественным образом уступит место объяснениям учителя и записи в тетрадях.

– Если каждая строфа подобна стихотворению, то какому? – В онегинской строфе 14 строк, как в сонете. И хотя рисунок рифм и внутренняя композиция их различаются (сонет – твердая форма, и ход мысли в нем идет по вполне определенному руслу), все же каждая строфа романа – это тоже законченная, отточенная мысль.

– Существует еще один лиро-эпический жанр, очень популярный в начале 19 века, – поэма. Пушкин и сам, как мы знаем, писал романтические поэмы во время южной ссылки. И первую же из них – «Кавказского пленника» – всегда соотносят с «Евгением Онегиным»: в обоих произведениях Пушкин хотел показать молодого человека своего времени (своего поколения). В чем разница между романтической поэмой и романом в стихах? – Обычно называют две черты: 1) дистанция между автором и героем в романтической поэме минимальная, а в «Онегине» она специально подчеркнута: «как будто нам уж невозможно/ Писать поэмы о другом, / Как только о себе самом!» Взгляд на героя гораздо более объективен и трезв. 2) В романтической поэме действие обычно разворачивается вне обыденных обстоятельств, в экзотических странах или в давние времена; «Онегин» же показывает героя в его родной среде, во множестве конкретных бытовых обстоятельств. (Насколько эта особенность связана с жанром, а не с художественным методом – вопрос спорный; впрочем, выбор жанра, отличного от романтической поэмы, безусловно, связан с «вызреванием» реализма).

– Что же в «Онегине» характерно именно для романа? – И вот мы в первый раз попробуем коснуться особенностей романа как жанра.

– Роман – это «эпос частной жизни» в отличие от древних эпических поэм, посвященных жизни народа (а не отдельной личности, даже если в центре повествования окажется, к примеру, хитроумный Одиссей или могучий Илья Муромец).

– Роман повествует о становлении и развитии отдельной личности, «развернутом» в художественном пространстве и времени, необходимом для того, чтобы история этой индивидуальной судьбы как-то «определилась», обрела или осознала себя.

– Роман – «свободный» жанр, не стесненный жесткими классицистическими «правилами»: классицизм считал роман жанром «низким», пригодным для описания испорченных современных нравов и не счел нужным описывать его жанровые свойства.

– Роман часто «притворяется» описанием правдивой (а не вымышленной) жизненной истории, и потому авторы включают в него якобы подлинные документы: письма, отрывки из дневника; роман словно бы старается стереть границу между вымыслом и реальностью, искусством и жизнью.

– Как бы ни был на самом деле искусен писатель, создающий роман, свой талант повествователя он добровольно «отодвигает» на второй план, потому что главное в романе – сюжет, событие, романный «интерес продолжения», как назвал его М.М. Бахтин.  Это не значит, что для написания романа требуется меньшее искусство, чем для создания оды или трагедии (как наивно могли полагать в 18 веке, когда русский роман влачил довольно жалкое существование), но даже самая виртуозная повествовательная техника в романе остается лишь средством для создания характеров, развития сюжета и т.п.

 

Авторские отступления.

 

Глава 1.

1.     Об ученье и воспитании.

2.     О модных авторах.

3.     О театре.

4.     О русских и заимствованных словах.

5.     О балах.

6.     О прежней любви.

7.     «Кто жил и мыслил…»

8.     Об Италии.

9.     Россия, Африка, свобода.

10.  Деревня и поэзия.

11.  Онегин и Автор.

12.  Любовь и муза.

13.  «Блажен, кто с нею сочетал горячку рифм…» (с любовью).

14.  О первой главе.

 

Глава 2

1.     О дружбе и прочих чувствах.

2.     О страстях («Блажен, кто ведал их волненье…»).

3.     Просвещенье и жеманство.

4.     «Привычка свыше нам дана…»

5.     О времени и смене поколений.

6.     О памяти будущих поколений.

 

Глава 3

1.     О приходе любви.

2.     О литературных героях (романтизм).

3.     Замысел романа.

4.     О красавицах-кокетках.

5.     Дамы пишут по-французски.

6.     О литературной моде (Парни).

7.     Песня девушек.

 

Глава 4

1.     «Чем меньше женщину мы любим…»

2.     О любовной науке.

3.     Друзья, родные, красавицы…

4.     «Любите самого себя…»

5.     Альбом уездной барышни.

6.     Элегии и оды (спор с Кюхельбекером).

7.     Лето, зима, осень.

8.     Бордо и аи.

9.     «И впрям, блажен любовник скромный…» (кто читает стихи возлюбленной).

10.  «Стократ блажен, кто предан вере, Как пьяный путник на ночлеге».

11.   О жизненном опыте и холоде души.

 

Глава 5

1.     Зима и первый снег в стихах.

2.     Страх, гаданье.

3.     Сонник Мартын Задека.

4.     Обеды и Омир.

5.     Об отступлениях.

 

Глава 6

1.     Шалости проходят с юностью.

2.     Общественное мненье.

3.     О романтизме.

4.     Ложный стыд.

5.     Убийство на дуэли.

6.     Прощанье с юностью.

7.     Вдохновение и омертвение души.

Глава 7

1.     Весна природы и весна души.

2.     Память за гробом.

3.     Душа современного человека.

4.     Наступление зимы.

5.     «Теперь у нас дороги плохи…»

6.     Москва и Наполеон.

7.     Московское общество.

8.     Театр, бал.

9.     Красавица.

10.  Вступление – долг классицизму.

 

Глава 8

1.Поэт и муза (история превращений).

2. «Блажен, кто смолоду был молод…»

3. Вкус и вульгарность.

4. Петербургский высший свет.

5. «Любви все возрасты покорны…»

6. Весна в Петербурге.

7. Прощание с героем.

8. «Блажен, кто праздник жизни рано…»

 


Комментариев нет:

Отправить комментарий