четверг, 30 марта 2023 г.

ЕГЭ-сочинение по тексту Никулина о роли смеха

СОЧИНЕНИЕ 1    

    Отрывок из книги Ю.В. Никулина “Как я стал клоуном” - ответ на вопрос «Зачем нужен смех, почему людям необходимо смеяться».

    Сначала Юрий Владимирович вспоминает, как придуривался в школе: делал вид, что что-нибудь не понимает, задавал «заведомо глупые вопросы». Затем - как «серьёзно рассказывал абсолютно вымышленные, дикие истории из жизни царя» Ивана Грозного или как в армии притворялся, что впервые в жизни видит циркуль и не может понять его устройство и назначение. Как, будучи задержанным за неуставную фуражку, скаламбурил над старшим лейтенантом - «вот ещё один пришёл к шапочному разбору», - и был посажен на гауптвахту. 

    Все эти истории - примеры-иллюстрации роли смеха в жизни человека, - а также рассказ об участи клоуна в цирке в начале отрывка из книги Никулина подводят читателя к пониманию проблемы роли смеха в жизни человека. 

    К концу отрывка (а иногда и сразу после примера) Юрий Владимирович приходит к следующим обобщениям: Во-первых, смех помогает справляться с жизненными трудностями («мы забываем многие жизненные неприятности», «мы забывали об угрозе смерти, которая ежечасно нас подстерегала, становилось легче жить, появлялись оптимизм и вера...»). Во вторых, люди добреют от смеха («кто смеётся добрым смехом, заражает добротой и других»). 

    Примеры смеха в жизни людей и выводы автора связаны. Простые примеры помогают Никулину говорить о важных и непростых категориях, например, о добре и зле.

    Говоря о профессии клоуна, о роли смеха в жизни человека, Никулин избегает высокопарных или заумных фраз. Однако, читая финальные строки «Я лично на себе всё это испытал, и не раз. Слышать смех – радость. Вызвать смех – гордость для меня», понимаешь, что для Никулина клоуна и Никулина человека смех - способ и цель жизни, одна из возможностей сохранить «чувства добрые» и, возможно, - путь к вере. 

    Думаю, мне понятен смысл этого отрывка и смысл книги Юрия Никулина “Как я стал клоуном”. Смех помогает быть и оставаться человеком, помогает от гордыни и чванства, лечит от ханжества. Смех делает людей людьми. Смех свергает с пьедестала, смех делает людей равными... и добрыми. 

325 слов



СОЧИНЕНИЕ 2

Издавна, такое чувство, как радость, которой всегда сопутствует звонкий смех, помогало людям во всевозможных жизненных трудностях. Рассмешить можно различными способами. Существует злой смех - насмешка над кем-то. Однако Юрий Владимирович Никулин говорит об одной из самых важных черт настоящего комедианта - о самоиронии. И, говоря об этом, великий советский артист ставит проблему, которую можно описать так: готовность человека, который хочет быть клоуном, терпеть публичное принижение своего достоинства, ради того, чтобы подарить смех окружающим людям.

Раскрывая проблему выбора профессии клоуна, Юрий Никулин приводит примеры из своей жизни. Тяга к развлечению публики возникла у будущего артиста еще в детстве. Он рассказывает, как смешил одноклассников, намеренно выдавая гротескные и нелепые факты о правлении Ивана Грозного, под недоуменный взгляд учителя. Этот фрагмент показывает, что свое призвание Никулин чувствовал с детства.

Оказавшись в армии, Юрий Владимирович не теряет озорной настрой и желание повеселить сослуживцев, он делает вид, что не понимает значения слова "циркуль". Этот фрагмент подтверждает, что желание смешить людей с годами только крепло.

Эти примеры-иллюстрации, как и вся книга Никулина «Как я стал клоуном», вместе показывают огромное желание Юрия Владимировича смешить людей, приносить людям радость.

Позиция автора заключается в том, что уметь посмеяться над собой вместе с другими — это благороднейшая черта профессионального клоуна, что подаренное людям веселье, радость и удовольствие перекрывают унижение от собственной нелепости.

И это абсолютная правда, лично я согласен с Народным артистом СССР, человеком, призванием которого стало смешить весь многонациональный народ этой страны. Я восхищаюсь его позицией и испытываю огромное уважение к человеку, который даже сквозь собственную боль, собственные ужас и страх времен Великой отечественной войны и других тяжелых испытаний, оставался всегда позитивным и ободряющим своих близких героем.

267 слов


СОЧИНЕНИЕ 3

Какую роль юмор играет в жизни человека? Именно эту проблему поднимает Ю. В. Никулин в предложенном для анализа тексте.

Автор пишет о том, как в школе, на уроках истории, рассказывал выдуманные истории, например, о жизни и правлении Ивана Грозного, которые вызывали в классе хохот. Этим примером он показывает, как смешное и даже несколько абсурдное поведение может заставлять людей испытывать позитивные эмоции, весело смеяться.

Затем Ю. В. Никулин вспоминает, как в самые тяжелые дни войны старался “разрядить обстановку” смешными историями и пишет о том, что смеясь, он и его товарищи забывали об угрозе смерти, им становилось легче жить. Таким образом автор демонстрирует, что шутки и смех могут улучшать эмоциональное состояние человека, помогать ему справляться с тяжелыми жизненными обстоятельствами.

Оба примера, дополняя друг друга, ясно дают понять, что юмор, вызывая смех, положительные эмоции, может помогать человеку легче пережить самые сложные испытания, даже такие как война.

 Автор считает, что с помощью смеха можно забыть многие жизненные неприятности, сделать много доброго, а главное найти в себе силы жить и оптимистично смотреть в будущее.

Я согласна с позицией автора. Безусловно, юмор вызывает в человеке веселье - добрую, позитивную эмоцию, которая способна создавать хорошее настроение, делать человека более счастливым, а более счастливый человек неизбежно будет дарить свое счастье всем окружающим и сам стараться сделать свою жизнь и мир в целом лучше.

В заключение хочется сказать, что смех - прекрасный способ снять напряжение, сделать жизнь легче и веселее. 

231 слово


СОЧИНЕНИЕ 4

Отрывок из книги Юрия Никулина «Как я стал клоуном» о роли смеха в жизни человека, о важности смеха в жизни людей. Можно сказать, что Никулин поднимает проблему значения смеха в жизни людей.

Юрий Владимирович вспоминает, что еще с детства любил смешить людей, «давал им возможность почувствовать своё превосходство». А рассказывая анекдоты, Никулин сохранял серьезный и невозмутимы вид, чтобы юмор лучше доходил. То есть еще в детстве Никулин не боялся быть смешным и любил смех как способ освободиться от излишней серьезности или напыщенности.

Также, рассказывая на уроках истории о царствовании Ивана Грозного, Никулин сочинял настоящие небылицы, чем приводил учителя в замешательство, а класс умирал о хохота. Юрий Владимирович рассказывает случай, когда за остроумие ему досталось: Никулин оказался под арестом из-за офицерской фуражки, которую он, не будучи офицером, надел в одно из увольнений, и одной шутки. «Вот ещё один пришёл к шапочному разбору», пошутил Никулин, - и оказался под арестом, потому что, хотя старший лейтенант и засмеялся, шутка ему всё же не понравилась. Эти примеры показывают, что не всегда шутка и смех, которые так любил Никулин, сходили ему с рук. Зато во время войны за шутки и смех не арестовывали: «Смеясь, мы забывали об угрозе смерти, которая ежечасно нас подстерегала, становилось легче жить, появлялись оптимизм и вера...», - вспоминает Юрий Никулин.

Все эти примеры по-разному и с разных сторон показывают значение смеха в жизни клоуна Юрия Никулина и значение смеха в жизни людей.

Размышляя о профессии клоуна, Никулин приходит к следующему пониманию значения  смеха в жизни людей: «Слышать смех – радость. «Вызвать смех – гордость для меня». То есть авторская позиция такова: смех необходим людям, чтобы оставаться людьми.

Мне понятны чувства и мысли Юрия Никулина: смех действительно помогает в разных ситуациях. С древних времён люди понимали освободительную спасительную роль смеха. Смех помогает страшное сделать смешным и нестрашным, а в безвыходных ситуациях – найти выход.

287 слов




ИСХОДНЫЙ ТЕКСТ

    (1)Наверное, чтобы идти в клоуны, нужно обладать особым складом

характера, особыми взглядами на жизнь. (2)Не каждый человек согласился

бы на то, чтобы публично смеялись над ним и чтобы каждый вечер его били,

пусть не очень больно, но били, обливали водой, посыпали голову мукой,

ставили подножки. (3)И он, клоун, должен падать, или, как говорим мы

в цирке, делать каскады... (4)И всё ради того, чтобы вызвать смех.

    (5)Чем лучше работает клоун, тем больше смеха. (6)В детстве, в школе, а

потом уже в армии мне нередко приходилось, так сказать, придуриваться:

делать вид, будто что-то не понимаю, задавать заведомо глупые вопросы,

заранее зная, что они вызовут смех у окружающих.

    (7)Почему люди смеялись? (8)Думаю, прежде всего потому, что я давал

им возможность почувствовать своё превосходство надо мной. (9)Поэтому

мои неожиданные вопросы, ответы, действия и выглядели смешными.

(10)Окружающие понимали, что сами они на подобное никогда не пошли бы.

(11)Рассказывая анекдоты, разыгрывая знакомых, я, как правило, сохранял

невозмутимый вид, отчего юмор становился острее, лучше доходил.

    (12)Это я проделывал ещё на уроках истории в школе. (13)Отвечая

о царствовании Ивана Грозного, я серьёзно рассказывал абсолютно вымыш-

ленные, дикие истории из жизни царя. (14)И когда ошарашенный учитель

под хохот класса спрашивал меня, откуда мне это известно, я отвечал, что

где-то читал.

    (15)Или помню, как в первые недели службы в армии на занятиях по

топографии при виде обыкновенного циркуля в руках у помощника

командира взвода я просил объяснить, что это такое и как это называется.

(16)Помощник командира взвода меня ещё не раскусил и поэтому терпеливо

объяснял, даже писал на доске слово «циркуль». (17)Я делал вид, что никак

не могу выговорить это слово, а мои товарищи сидели красные, давясь от

смеха, и слёзы текли по их щекам.

    (18)А в тяжёлые дни войны во время затишья после бомбёжки или

обстрела я старался разрядить гнетущую обстановку каким-нибудь

анекдотом или смешной историей.

    (19)Иногда эти шутки заканчивались для меня печально.

    (20)Мы, солдаты и сержанты, получая увольнительные, хотели

пофорсить. (21)Вот и я достал себе офицерскую фуражку, носить которую –

значит нарушать форму одежды.

    (22)Гуляю по Риге в одно из увольнений, уже в мирные, послевоенные

дни, и тут меня заметил патруль и забрал.

    (23)Привели в военную комендатуру, а там таких, как я, полно.

(24)Фуражки наши поснимали и положили на стол.

    (25)Мы стоим с обнажёнными головами. (26)Те, кто нас привёл,

надевают наши фуражки, примеривают на свои головы. (27)«Наверное,

выбирают себе», – подумал я. (28)Вдруг вошёл чернявый старший лейтенант

и с ходу, взяв фуражку, надел её на голову и посмотрел в дверное стекло, как

в зеркало.

    (29)Я как ни в чём не бывало изрёк:

– Вот ещё один пришёл к шапочному разбору.

    (30)Все засмеялись. (31)Старший лейтенант тоже.

    (32)Он постепенно всех отпускал, заменяя фуражки на пилотки.

(33)Я остался последним.

    (34)Получил пилотку... и десять суток ареста. (35)Чернявый лейтенант

оказался начальником гауптвахты.

    (36)Правда, мне повезло: через три дня наступили Октябрьские

праздники, и меня досрочно освободили и направили в часть.

    (37)Я всегда радовался, когда вызывал у людей смех. (38)Кто смеётся

добрым смехом, заражает добротой и других. (39)После такого смеха иной

становится атмосфера: мы забываем многие жизненные неприятности,

неудобства.

    (40)Много доброго можно сделать, если у тебя хорошее настроение.

(41)Так и на войне. (42)Смеясь, мы забывали об угрозе смерти, которая

ежечасно нас подстерегала, становилось легче жить, появлялись оптимизм и

вера...

    (43)Я лично на себе всё это испытал, и не раз. (44)Слышать смех –

радость. (45)Вызвать смех – гордость для меня.


(По Ю.В. Никулину*)

* Юрий Владимирович Никулин (1921–1997) – советский и российский

артист цирка, цирковой режиссёр, киноактёр, телеведущий, директор и

художественный руководитель Московского цирка на Цветном бульваре,

народный артист СССР, участник Великой Отечественной войны.


Проблемы:

1)  Проблема значимости смеха и юмора в жизни человека (Как чувство юмора и смех помогают в жизни? Почему человеку с чувством юмора легче жить?)

2)  Проблема осознания своего места среди людей (Почему не надо бояться быть смешным в глазах окружающих? Легко ли дать возможность окружающим чувствовать своё превосходство над тобой?)

3)  Проблема сохранения присутствия духа в самых отчаянных ситуациях (Почему надо стремиться не упасть духом в трудной ситуации? Как смех помогал выживать в годы войны?)

4)  Проблема выбора профессии клоуна (Когда профессия будет приносить радость? какой человек может стать клоуном?)

 

Позиция автора:

1)  Смех играет важную роль в жизни. Человек с чувством юмора легче преодолевает препятствия, встречающиеся на пути, потому что умеет радоваться жизни, может посмеяться над собой, не зацикливаться на проблемах.

2)  Умение разрядить обстановку, посмеяться над самим собой и обратить в шутку происходящее, дать возможность окружающим почувствовать превосходство над собой присуще человеку, который любит людей и радуется, если может вызвать смех у окружающих.

3)  В любой ситуации надо сохранять присутствие духа. Здесь на помощь может прийти добрая шутка и здоровый смех.

4)  Не каждый человек может стать клоуном. Для этого нужно иметь особый характер. Нужно испытывать радость, если смог вызвать смех у окружающих.


Комментариев нет:

Отправить комментарий