суббота, 27 августа 2022 г.

13 изменений в ЕГЭ 2023 по русскому языку

ИЗМЕНЕНИЯ В ЕГЭ 2023 ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Все основные характеристики экзаменационной работы в КИМ ЕГЭ 2023 г. предполагается сохранить. Вместе с тем в экзаменационную модель планируется внести некоторые изменения, связанные с необходимостью улучшения качества отдельных заданий и дифференцирующей способности экзаменационной работы в целом. Разбор Демоверсии 2023 от Ляйсан Хутовой

В экзаменационной модели ЕГЭ 2023 г. планируются следующие изменения в сравнении с КИМ 2022 г.

1. В части 1 экзаменационной работы изменен порядок следования заданий на основе микротекста (задания 1–3). Новый порядок расположения заданий в большей мере отражает логику работы с текстом и реальную практику выполнения указанных заданий.

2. В задании 2 (в КИМ 2022 г. – задание 3) части 1 экзаменационной работы изменены формулировка задания, система ответов (множественный выбор) и спектр предъявляемого языкового материала. 


Следует обратить внимание на то, что подобное изменение формата задания 2 (в КИМ 2022 г. – задание 3) повлекло дополнительную маркировку пяти слов в микротексте.

3. Заданиям 3 (в КИМ 2022 г. – задание 1), 21 и 26 части 1 экзаменационной работы присвоен статус заданий повышенного уровня с учетом расширения языкового материала, предъявляемого в указанных заданиях. Так, задание 3 становится заданием не общелингвистического, а сугубо стилистического анализа текста. Задания 3, 21 и 26 разрабатываются в соответствии с расширенным и уточненным перечнем элементов стилистического анализа, перечнем пунктуационных правил и перечнем основных изобразительно-выразительных средства русского языка, представленными в кодификаторе проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования и элементов содержания для проведения ЕГЭ по русскому языку.

4. В задании 4 части 1 экзаменационной работы изменены формулировка задания и система ответов (множественный выбор), расширен предъявляемый языковой материал (обновлен «Орфоэпический словник»). 


5. В задании 5 части 1 экзаменационной работы расширен предъявляемый языковой материал (обновлен «Словарик паронимов»). Корректировка «Словарика паронимов» осуществлялась в соответствии со школьными учебниками и общеизвестными современными словарями паронимов. Следует обратить внимание на то, что внесенные в «Словарик паронимов» изменения в 2023 г. не повлекут изменения формата самого задания 5.

6. В заданиях 8 и 26 части 1 экзаменационной работы изменена система оценивания (максимальное количество баллов уменьшено с 5/4 соответственно до 3 баллов). Перевод системы оценивания в новую шкалу баллов «0–1–2–3» неодинаков для заданий 8 и 26 ввиду того обстоятельства, что задание 8 считается заданием базового уровня сложности, а задание 26 – заданием повышенного уровня сложности. За выполнение задания 8 экзаменуемый получит: - 3 балла, если в ответе есть все цифры из эталона и отсутствуют другие цифры; - 2 балла, если допущены одна – две ошибки; - 1 балл, если допущены три – четыре ошибки; - 0 баллов, если представлен полностью неверный ответ, то есть неверная последовательность цифр или ее отсутствие. За выполнение задания 26 экзаменуемый получит: - 3 балла, если в ответе есть все цифры из эталона и отсутствуют другие цифры; - 2 балла, если допущена одна ошибка; 48 - 1 балл, если допущены две – три ошибки; - 0 баллов, если представлен полностью неверный ответ, то есть неверная последовательность цифр или ее отсутствие.

7. В задании 9 части 1 экзаменационной работы изменены формулировка задания и спектр предъявляемого языкового материала

Видоизмененный формат задания 9 является ответом на ожидания в общественно-профессиональных кругах. В частности, на определенном этапе стало очевидно, что между школьной программой и научными представлениями, например, о корнях с чередующимися гласными, существует колоссальное расхождение.

8. Изменена формулировка задания 27 части 2 экзаменационной работы; соответственно, изменен максимальный балл по критерию К2 «Комментарий к проблеме исходного текста» (уменьшен с 6 до 5). 

Предполагается, что указание на смысловую связь является неотъемлемой частью ее анализа. Поэтому все задачи, которые стояли перед экзаменуемым при комментировании, сохраняются и в 2022 г. Изменения коснулись прежде всего критериальной базы.

9. В критериях К7 и К8 исключено понятие «негрубая ошибка». Позиция экзаменуемого в целом останется неизменной, так как основная часть орфографических и пунктуационных ошибок, которые ранее квалифицировались как негрубые ошибки, перейдет в группу ошибок, не учитываемых при проверке, то есть не влияющих на выставляемые баллы.

10. Уточнены нормы оценивания сочинения при наличии фактической(-их) ошибки (ошибок); в связи с этим внесены коррективы в критерии К1, К2, К3, К12.

11. В критериях К1, К2, К3 и К6 появилась рубрика «Указание(-я) к оцениванию».

12. В критериях оценивания сняты ограничения на максимальный объем сочинения, а также уточнены количественные показатели по оцениванию сочинения объемом менее 150 слов.

13. Уменьшен с 58 до 54 первичный балл за выполнение работы.

В мае 2022 г. новые задания (задание на лексическое значение слова, орфоэпическое задание, задание на правописание гласных в корне) в ряде регионов Российской Федерации прошли апробацию. Апробационные варианты содержали как сами новые задания, так и их предшествующие версии. Участники апробации должны были не только выполнить задания, но и зафиксировать время, которое было потрачено на выполнение каждого задания. В рамках апробации новые задания показали свою состоятельность. Значительного увеличения времени на их выполнение не выявлено. Более 90% участников апробации при выполнении нового задания на лексическое значение слова и нового орфоэпического задания уложились в 3 минуты для каждого из заданий, при выполнении нового задания на правописание гласных в корне – в 5 минут. При этом ориентировочное (планируемое) время на выполнение всех указанных заданий составляет 3–5 минут с учетом того, что, например, для задания на лексическое значение слова закладывается также время на чтение текста. Следовательно, новые задания не потребуют общего увеличения времени на выполнение экзаменационной работы.

В целом структура и содержание КИМ по русскому языку в 2023 г. сохранены. Предлагаемые изменения обусловлены актуальными тенденциями в развитии современной методики, ориентирующейся на развитие у обучающихся самых разнообразных умений и, конечно же, формирование у них отдельных аспектов функциональной грамотности.

Комментариев нет:

Отправить комментарий