ИЗМЕНЕНИЯ В ЕГЭ 2023 ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Все основные характеристики экзаменационной работы в КИМ ЕГЭ 2023 г. предполагается сохранить. Вместе с тем в экзаменационную модель планируется внести некоторые изменения, связанные с необходимостью улучшения качества отдельных заданий и дифференцирующей способности экзаменационной работы в целом. Разбор Демоверсии 2023 от Ляйсан Хутовой
В экзаменационной модели ЕГЭ 2023 г. планируются
следующие изменения в сравнении с КИМ 2022 г.
1. В части 1 экзаменационной работы изменен порядок следования заданий на основе микротекста
(задания 1–3). Новый порядок расположения заданий в большей мере
отражает логику работы с текстом и реальную практику выполнения указанных
заданий.
2. В задании 2 (в КИМ 2022 г. – задание 3) части 1 экзаменационной работы изменены формулировка задания, система ответов (множественный выбор) и спектр предъявляемого языкового материала.
Следует обратить внимание на то, что подобное изменение формата задания 2 (в КИМ 2022 г. – задание 3) повлекло дополнительную маркировку пяти слов в микротексте.
3. Заданиям 3 (в КИМ 2022 г. – задание 1), 21 и 26
части 1 экзаменационной работы присвоен статус заданий повышенного уровня с
учетом расширения языкового материала, предъявляемого в указанных заданиях.
Так, задание 3 становится заданием не общелингвистического, а сугубо
стилистического анализа текста. Задания 3, 21 и 26 разрабатываются в
соответствии с расширенным и уточненным перечнем элементов стилистического
анализа, перечнем пунктуационных правил и перечнем основных
изобразительно-выразительных средства русского языка, представленными в
кодификаторе проверяемых требований к результатам освоения основной
образовательной программы среднего общего образования и элементов содержания для
проведения ЕГЭ по русскому языку.
4. В задании 4 части 1 экзаменационной работы изменены формулировка задания и система ответов (множественный выбор), расширен предъявляемый языковой материал (обновлен «Орфоэпический словник»).
5. В задании 5 части 1 экзаменационной работы расширен предъявляемый языковой материал (обновлен
«Словарик паронимов»). Корректировка «Словарика паронимов»
осуществлялась в соответствии со школьными учебниками и общеизвестными
современными словарями паронимов. Следует обратить внимание на то, что
внесенные в «Словарик паронимов» изменения в 2023 г. не повлекут изменения
формата самого задания 5.
6. В заданиях 8 и 26 части 1 экзаменационной работы
изменена система оценивания (максимальное количество баллов уменьшено с 5/4 соответственно до 3 баллов).
Перевод системы оценивания в новую шкалу баллов «0–1–2–3» неодинаков для
заданий 8 и 26 ввиду того обстоятельства, что задание 8 считается заданием
базового уровня сложности, а задание 26 – заданием повышенного уровня
сложности. За выполнение задания 8 экзаменуемый получит: -
3 балла, если в ответе есть все цифры из эталона и отсутствуют другие цифры; -
2 балла, если допущены одна – две ошибки; - 1 балл, если
допущены три – четыре ошибки; - 0 баллов, если представлен полностью
неверный ответ, то есть неверная последовательность цифр или ее отсутствие. За
выполнение задания 26 экзаменуемый получит: - 3 балла, если в ответе
есть все цифры из эталона и отсутствуют другие цифры; -
2 балла, если допущена одна ошибка; 48 - 1 балл, если
допущены две – три ошибки; - 0 баллов, если представлен полностью
неверный ответ, то есть неверная последовательность цифр или ее отсутствие.
7. В задании 9 части 1 экзаменационной работы изменены формулировка задания и спектр предъявляемого языкового материала.
Видоизмененный формат задания 9 является ответом на
ожидания в общественно-профессиональных кругах. В частности, на определенном
этапе стало очевидно, что между школьной программой и научными представлениями,
например, о корнях с чередующимися гласными, существует колоссальное
расхождение.
8. Изменена формулировка задания 27 части 2 экзаменационной работы; соответственно, изменен максимальный балл по критерию К2 «Комментарий к проблеме исходного текста» (уменьшен с 6 до 5).
Предполагается, что указание на смысловую связь
является неотъемлемой частью ее анализа. Поэтому все задачи, которые стояли перед
экзаменуемым при комментировании, сохраняются и в 2022 г. Изменения коснулись
прежде всего критериальной базы.
9. В критериях К7 и К8
исключено понятие «негрубая ошибка». Позиция экзаменуемого в целом
останется неизменной, так как основная часть орфографических и пунктуационных
ошибок, которые ранее квалифицировались как негрубые ошибки, перейдет в группу
ошибок, не учитываемых при проверке, то есть не влияющих на выставляемые баллы.
10. Уточнены нормы оценивания сочинения при наличии
фактической(-их) ошибки (ошибок); в связи с этим внесены
коррективы в критерии К1, К2, К3, К12.
11. В критериях К1, К2, К3 и К6 появилась рубрика
«Указание(-я) к оцениванию».
12. В критериях оценивания сняты
ограничения на максимальный объем сочинения, а также уточнены количественные
показатели по оцениванию сочинения объемом менее 150 слов.
13. Уменьшен с 58 до 54
первичный балл за выполнение работы.
В мае 2022 г. новые задания (задание на лексическое
значение слова, орфоэпическое задание, задание на правописание гласных в корне)
в ряде регионов Российской Федерации прошли апробацию. Апробационные варианты
содержали как сами новые задания, так и их предшествующие версии. Участники
апробации должны были не только выполнить задания, но и зафиксировать время,
которое было потрачено на выполнение каждого задания. В рамках апробации новые
задания показали свою состоятельность. Значительного увеличения времени на их
выполнение не выявлено. Более 90% участников апробации при выполнении нового
задания на лексическое значение слова и нового орфоэпического задания уложились
в 3 минуты для каждого из заданий, при выполнении нового задания на
правописание гласных в корне – в 5 минут. При этом ориентировочное
(планируемое) время на выполнение всех указанных заданий составляет 3–5 минут с
учетом того, что, например, для задания на лексическое значение слова
закладывается также время на чтение текста. Следовательно, новые задания не
потребуют общего увеличения времени на выполнение экзаменационной работы.
В целом структура и содержание КИМ по русскому языку в
2023 г. сохранены. Предлагаемые изменения обусловлены актуальными тенденциями в
развитии современной методики, ориентирующейся на развитие у обучающихся самых
разнообразных умений и, конечно же, формирование у них отдельных аспектов функциональной
грамотности.
Комментариев нет:
Отправить комментарий