Можно ли оправдать преступление?
Наверное, частица ли в этом вопросе предполагает ответ "можно".
В том, что преступление можно оправдать, можно убедиться, прочитав, например, рассказ
Алексея Толстого "Гадюка". Ольга Вячеславовна Зотова в юности сама стала жертвой преступления, но оказалась живучей, как гадюка, и выжила. Теперь, вместо мещанского счастья с фикусами, ею движет ненавись и страстное желание новой жизни. Ольга Вячеславовна рубила врагов Советской власти на фронтах гражданской войны: ни она и никто из конармейцев не считал убийство преступлением. А когда войну сменили мирные дни НЭПа, Ольга Вячеславовна, не смогла перестроиться: курила махорку, одевалась в привычную гимнастёрку и недоумевала, не видя себе места в новой жизни, ради которой столько боролась, столько перенесла, ради которой трижды чуть не погибла. Рассказ Толстого собственно и начинается с того, что Ольга Вячеславовна приходит в милицию: она застрелила Лялечку, соседку по коммунальной квартире.
После публикации рассказа очень популярны были суды над Зотовой, и часто ее оправдывали. Но мне кажется, что Алексею Толстому важнее было показать силу личности героини, ее тоску и загнанную в гимнастёрку женственность, ее желание жизни и любви, ее желание быть с сильным мужчиной, ее желание стать женщиной.
И тогда преступным выглядит равнодушие окружающих и преступным становится насилие над человеческой природой и насилие над историей.
Ольгу Вячеславовну оправдывает не только то, что она застрелила Липочку случайно, в состоянии аффекта (когда вошла Липочка, Зотова держала в руках револьвер, малодушно помышляя о самоубийстве), но и то, что Ольга Вячеславовна сама стала жертвой преступного эксперимента, Ольге Зотовой суждено было родиться вместе с новым, страшным, преступным 20 веком.
Алексея Толстого "Гадюка". Ольга Вячеславовна Зотова в юности сама стала жертвой преступления, но оказалась живучей, как гадюка, и выжила. Теперь, вместо мещанского счастья с фикусами, ею движет ненавись и страстное желание новой жизни. Ольга Вячеславовна рубила врагов Советской власти на фронтах гражданской войны: ни она и никто из конармейцев не считал убийство преступлением. А когда войну сменили мирные дни НЭПа, Ольга Вячеславовна, не смогла перестроиться: курила махорку, одевалась в привычную гимнастёрку и недоумевала, не видя себе места в новой жизни, ради которой столько боролась, столько перенесла, ради которой трижды чуть не погибла. Рассказ Толстого собственно и начинается с того, что Ольга Вячеславовна приходит в милицию: она застрелила Лялечку, соседку по коммунальной квартире.
После публикации рассказа очень популярны были суды над Зотовой, и часто ее оправдывали. Но мне кажется, что Алексею Толстому важнее было показать силу личности героини, ее тоску и загнанную в гимнастёрку женственность, ее желание жизни и любви, ее желание быть с сильным мужчиной, ее желание стать женщиной.
И тогда преступным выглядит равнодушие окружающих и преступным становится насилие над человеческой природой и насилие над историей.
Ольгу Вячеславовну оправдывает не только то, что она застрелила Липочку случайно, в состоянии аффекта (когда вошла Липочка, Зотова держала в руках револьвер, малодушно помышляя о самоубийстве), но и то, что Ольга Вячеславовна сама стала жертвой преступного эксперимента, Ольге Зотовой суждено было родиться вместе с новым, страшным, преступным 20 веком.
Комментариев нет:
Отправить комментарий