Автор — ученик 11 класса Кирилл Г.
В чём проявляется
двуличие? Именно над такой проблемой рассуждает А. А. Чехов.
Чехов, размышляя над проблемой, считает, что
лицемерие — это отвратительный порок, заслуживающий общественного осуждения.
Человек за маской благородства скрывает жадность, злобу и полную неспособность
к искреннему сопереживанию, что не может поощряться другими людьми.
Персонаж Поликарп
Иудин осуждает женщину из состоятельной похоронной процессии за отсутствие
реальной помощи бедной старушке, похоронившей, вероятно, единственного
кормильца. Хотя дама выражает соболезнования, Иудин подчёркивает бесполезность
слов без материальной поддержки: "А ведь как легко можно было бы помочь
людскому горю: стоило бы только пальцем шевельнуть". Становится понятно,
что его громкие заявления о сострадании оказываются пустой риторикой. Герой
проливает притворные слёзы, не имея ни малейшего намерения помочь старушке,
хотя обладает для этого средствами. За напыщенными речами скрываются цинизм,
лживость и эмоциональная чёрствость.
Контраст между
декларируемыми принципами и реальными поступками персонажа проявляется в сцене
работы ломбарда. Только что рассуждавший о милосердии Иудин демонстрирует
поразительную жестокость к клиентке: "Ничего, крепка, рублей пять стоит.
Дайте три рубля, и проценты, разумеется, вперёд… «Где же, в самом деле,
люди, где их
сердца? Бедняки гибнут, а богачам и дела
нет…»". Становится понятно, что лицемерие – это ужасное качество,
достойное презрения и подтверждает неискренность слов Поликарпа Семеновича.
Разделяя авторскую
позицию, считаю лицемерие одним из самых разрушительных человеческих качеств.
Подлинная помощь всегда требует конкретных действий, а не театральных жестов.
Как демонстрирует произведение, пустословие и двойные стандарты разъедают
нравственные основы общества, порождая равнодушие и жестокость.
В качестве
подтверждения собственной позиции приведу в пример произведение А. П. Чехова
"Хамелеон". Примером двуличного человека может послужить Очумелов.
Полицейский не может выразить однозначного мнения о собаке. Сначала он хочет
уничтожить её, потому что она "опасна". Но когда кто-то говорит, что
это собака генерала, то Очумелов сразу хочет защитить животное. Человек,
обладающий такими качествами, как лицемерие и двуличие, не может принести
никакой пользы обществу. Это эгоист, который всегда думает только о себе и в
любой момент может подставить окружающих.
Таким образом, двуличие — это человеческий порок, с которым можно и нужно бороться. Лицемерие и двуличие ещё долго будут жить среди людей, но лекарством от них всегда будут чистая совесть и вера в правду.
340 слов
Автор — ученица 11 класса Дарья Б.
В чём проявляется
двуличие? Именно над такой проблемой рассуждает А. А. Чехов. В чем проявляется
двуличие? Именно над этим вопросом размышляет Александр Павлович Чехов в
предложенном для анализа тексте.
Позиция автора
ясна: двуличие проявляется в лицемерии, несоответствии поступков словам
человека. В тексте это мнение автора раскрывается следующим образом.
Сначала автор
изображает Поликарпа Иудина, который размышляет о жизни. Герой рассуждает о
бедности, печалях и страданиях человечества. Поликарп думает: «А ведь как легко
можно было бы помочь людскому горю: стоило бы только пальцем шевельнуть»,
«Бедняки гибнут, а богачам и дела нет». Этот пример показывает, что главный
герой задумывается о проблемах общества, выражает сочувствие бедным и осуждает
поведение богатых.
Далее А.П.Чехов
показывает, как Поликарп Иудин оценивает костюм. Продавщица просит за него 7
рублей, чтобы вылечить своих больных детишек. Поликарп призывает своего
знакомого не давать за этот костюм больше 5 рублей, чтобы не «прогореть». Этим
примером автор показывает, что сам Иудин не помогает нуждающимся и не проявляет
к ним сочувствия.
Приведенные выше
примеры противопоставлены друг другу. Первый пример раскрывает мысли Поликарпа
о милосердии, необходимости помогать бедным. Второй пример показывает реальные
действия героя при возможности помочь старухе, и они нисколько не совпадают с
его словами и мыслями. В итоге можно сделать вывод, что Поликарп Иудин является
двуличным человеком, и это проявляется в несоответствии его поступков словам.
Я согласна с
позицией автора. Двуличие проявляется в поступках человека. В качестве примера
приведу поведение Элен Курагиной из романа «Война и мир» Л.Н.Толстого. Она
делает окружающим комплименты и улыбается им, но все это является лестью и
направлено прежде всего на получение собственной выгоды. Этот пример
показывает, что мысли Элен не соответствуют её словам, и в этом проявляется
двуличие.
Таким образом,
двуличие проявляется в поступках и словах людей. Если человек говорит одно, а
поступает по-другому, то он является лицемерным. Такие качества человека, как
двуличие и лицемерие, вызывают обычно недоверие и осуждение со стороны
окружающих.
305 слов
Автор — ученица 11
класса Варвара З.
В чем проявляется двуличие? Над
этой проблемой задумывается А. П. Чехов в предложенном для анализа тексте.
Автор считает, что двуличие
проявляется в том, что мысли человека не совпадают с его действиями.
Автор подводит к ответу на вопрос,
изображая Поликарпа Семёновича Иудина. Мужчина рассуждает о том, что мир был
создан не для зла и печалей, что в нём не должно быть нищеты и продажности.
Иудин считает, что люди, которые не сделали ни одного доброго дела, не помогли
бедняку или старушке не заслуживают уважения. Этот пример заставляет нас
думать, что Поликарп Иудин - добрый и сострадательный человек, который готов
помочь нуждающимся.
Далее автор рассказывает о том, как
Поликарп Семёнович покупал костюм. Продавщица просила 7 рублей, ведь ей нужны
были деньги для лечения детей, однако мужчина отказывался платить такую сумму и
хотел снизить цену, чтобы не потерять деньги. Этим примером автор показывает, что
Иудин - лицемерный человек, ведь его рассуждения не совпадают с его поведением.
Эти примеры противопоставлены.
Первый пример раскрывает Поликарпа как, казалось бы, доброго человека, а второй
доказывает обратное: Иудин заботится только о деньгах и о собственном
благосостоянии, а не о других людях.
Я разделяю точку зрения писателя. Я
тоже считаю, что лицемерие проявляется в том, что рассуждения человека не
совпадают с его действиями. В подтверждение своих слов приведу пример из
произведения Л. Н. Толстого "Война и мир". Одна из героинь этой книги
Элен Курагина является лицемерным человеком. Она кажется очень милой
окружающим, но на самом деле она везде ищет только собственную выгоду. Мысли
Элен не совпадают с её поведением, и поэтому её можно считать лицемерной.
В заключение хочу сказать, что
лицемерие — это отрицательная черта характера, которая подразумевает, что
человек везде ищет для себя пользу и не замечает своих недостатков.
280
слов
Автор текста – ученик 11 класса Антон Б.
В своей прозе Александр Павлович Чехов, повествуя о
владельце ломбарда Поликарпа Иудинк объясняет нам, в чем проявляется двуличие.
По его мнению двуличие часто проявляется, когда нужно реально помочь человек
действием, а не словом.
Это мнение автора раскрывается следующим образом.
Сначала Чехов описывает нам сцену горестных
размышлений Поликарпа Семеновича Иудина, держателя ломбарда, о социальной
несправедливости: "А ведь легко можно было бы помочь людскому горю: стоило
бы только пальцем шевельнуть. Вот, например, идёт богатая похоронная процессия.
...хоронят важное лицо, должно быть, сановник умер. А сделал ли он во всю свою
жизнь хоть одно доброе дело? Пригрел ли бедняка? Конечно, нет... мишура!".
Читая об этих рассуждениях, можно сделать вывод, что Поликарп Семёнович
сердобольный человек, который возмущен высокомерностью богатых людей, которые и
бедняка не пригреют, а сам, стало быть, он ведь должен помогать всякому
обездоленному? Отнюдь не так, ведь это просто одно из "лиц" Иудина.
Этим размышлениям противопоставляется общение
Поликарпа Семёновича с его приказчиком, который приходит, не зная, как оценить
принесенные ему вещи: "—Что вам, Семён Иваныч?
—Да вот, затрудняюсь оценить костюм. По-моему, больше
шести рублей под него дать нельзя. А она просит семь; говорит, детишки больны,
лечить надо.
—И шесть рублей многовато. Больше пяти не давайте,
иначе мы так прогорим. ..." И даже обсуждая такое грабительские
предложение женщине он продолжает философствовать на предмет неравенства. Может,
у этой матери умрут дети, оттого, что Иудин даёт не семь, а пять рублей за
костюм, оттого, что настоящее лицо Поликарпа Семёновича—это как раз-таки
богатей, который заботиться лишь о своем кошельке, и это второе, настоящее его
"лицо".
Итак, приведенные выше примеры связаны
противопоставлением: если в первом показывается мнимая доброта Иудина, то во
втором раскрывается его истинная сущность, что усиляет эффект, помогает автору
донести свою мысль до читателя.
Я согласен с автором, что двуличие часто проявляется,
когда требуется кому-то помочь материально. Есть отличное подтверждение этого
тезиса в романе Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина "Господа
Головлевы". Один из главных героев произведения, Порфирий Петрович, живёт
в поместье и имеет сына, Петра, служащего по военной части. Однажды Петр
приезжает в поместье и упрашивает отца дать ему денег, чтобы покрыть карточный
долг в срок, ведь он проиграл казённые деньги. Отец всегда ведёт себя очень
елейно, о нем можно сложиться впечатление как о богобоязненном человеке, однако
же несмотря на все мольбы сына он только продолжает пустословить и предлагает
Петру, когда он отъезжает, дать ему еды в дорогу и удобно усадить. В итоге
Петра отправляют на каторгу, и по пути он умирает от болезни, зато Порфирий
Петрович не потратил по меркам своего огромного имения каких-то сущих копеек.
В завершение скажу, что скоро сказка сказывается, да
не скоро дело делается, поэтому нужно судить о людях не по словам, а по делам.
435 слов
Чеховский рассказ (вернее, рассказ Александра Чехова) – юмористическая новелла. Именно по этой причине к финалу рассказа монолог Иудина (первый пример-иллюстрация) вызывает у читателя неприятие: Иудин - лицемер (второй пример-иллюстрация). Таким образом, можно сказать, что монолог Иудина - это и речевая характеристика героя, и авторская над ним насмешка. Конечно, внимательный читатель понимает сразу, что хозяин ломбарда зовется Иудиным не случайно.
Литературных примеров ханжей немало. Это и Иудушка Головлев Щедрина, и Фома Фомич из «Села Степанчикова...» Достоевского. Это семейства Курагиных, Друбецких, Бергов из «Войны и мира». И, конечно, это знаменитый «Тартюф» Мольера.
(1)Небо заволокло злыми тучами, дождь печально колотил в стёкла и нагонял на душу тоску. (2)В задумчивой позе, с расстёгнутым жилетом и заложив руки в карманы, стоял у окна и смотрел на хмурую улицу хозяин городского ломбарда Поликарп Семёнович Иудин.
(3)«Ну что такое наша жизнь? — рассуждал он в унисон с плачущим небом. — (4)Что она такое? (5)Книга какая-то с массой страниц, на которых написано больше страданий и горя, чем радостей… (6)На что она нам дана? (7)Ведь не для печалей же Бог, благой и всемогущий, создал мир! (8)А выходит наоборот. (9)Слёз больше, чем смеха…»
(10)Иудин вынул правую руку из кармана и почесал затылок.
(11)«Н-да, — продолжал он задумчиво, — в плане у мироздания, очевидно, не было нищеты, продажности и позора, а на деле они есть. (12)Их создало само человечество. (13)Оно само породило этот бич. (14)А для чего, спрашивается, для чего?»
(15)Он вынул левую руку и скорбно провёл ею по лицу.
(16)«А ведь как легко можно было бы помочь людскому горю: стоило бы только пальцем шевельнуть. (17)Вот, например, идёт богатая похоронная процессия. (18)Шестерня лошадей в чёрных попонах везёт пышный гроб, а сзади едет чуть ли не на версту вереница карет. (19)Факельщики важно выступают с фонарями. (20)На лошадях болтаются картонные гербы: хоронят важное лицо, должно быть, сановник умер. (21)А сделал ли он во всю жизнь хоть одно доброе дело? (22)Пригрел ли бедняка? (23)Конечно, нет… мишура!»
— (24)Что вам, Семён Иваныч?
— (25)Да вот затрудняюсь оценить костюм. (26)По-моему, больше шести рублей под него дать нельзя. (27)А она просит семь; говорит, детишки больны, лечить надо.
— (28)И шесть рублей будет многовато. (29)Больше пяти не давайте, иначе мы так прогорим. (30)Только вы уж осмотритесь хорошенько, нет ли дыр и не остались ли где пятна…
(31)«Нда-с, так вот — жизнь, которая заставляет задуматься о природе человека. (32)За богатым катафалком тянется подвода, на которую взвалили сосновый гроб. (33)Сзади неё плетётся, шлёпая по грязи, только одна старушонка. (34)Эта старушка, быть может, укладывает в могилу сына-кормильца… (35)А спросить-ка, даст ли ей хоть копейку вот та дама, которая сидит в карете? (36)Конечно, не даст, хотя, может, выразит свои соболезнования… »
—(37)Что там ещё?
— (38)Шубку старуха принесла… сколько дать?
— (39)Мех заячий… (40)Ничего, крепка, рублей пять стоит. (41)Дайте три рубля, и проценты, разумеется, вперёд… (42)«Где же, в самом деле, люди, где их сердца? (43)Бедняки гибнут, а богачам и дела нет…»
(44)Иудин прижал лоб к холодному стеклу и задумался. (45)На глазах его выступили слёзы – крупные, блестящие, крокодиловы слёзы.
(по А.П. Чехову*)
*Александр Павлович Чехов (1855–1913) – русский писатель, прозаик, публицист, старший брат Антона Павловича Чехова.
Комментариев нет:
Отправить комментарий