Каким путём человек идёт к самому себе?
Общественное сознание складывается из индивидуального сознания отдельных личностей. Но в то же время общество воздействует на людей с самого детства и во многом влияет на их восприятие мира, на взгляды, позиции.
Более того, познание личностью самой себя не оторвано от внешней среды: важны и оценки окружения, и результаты своей деятельности, и одобрение, и внимание, и многое другое. Процесс взаимного развития сознаний индивидумов и масс неизбежно сопровождается конфликтом. И рано или поздно наступает время выбора: поступиться своим виденьем, принять точку зрения масс или же оставаться до конца верным себе. Личность познаёт себя бесконечно долго, на протяжении всей жизни, и неизвестно: придёт ли человек к самому себе...Этот путь, неверное, сложнее всех других жизненных "дорог", и зависит он от конкретного человека, от его душевной силы.Интересна история мальчика Тома из рассказа Р. Брэдбери "Улыбка". Он был как все, простой мальчуган, сын фермера. По "праздникам" местные жители "развлекались": рвали и жгли книги, и смеялись при этом дико, как пьяные, или ломали кувалдой последний автомобиль. В таких забавах принимал участие и Том; правда, мальчик не задумывался: что и зачем он делает, но ведь так делали все, да к тому же и веселились, значит так надо. Но однажды, стоя в очереди на плевание какой-то картины, ребёнок усомнился в правильности того, чем они занимаются:"зачем мы должны в неё плевать?", — спросил Том своего знакомого взрослого. "Причин много...", — отвечает тот. То есть, даже не все взрослые осознавали причины, по которым они вставали рано утром, единственно для того, чтобы оплевать и разорвать картину. "Всему виной ненависть", — да, какое-то более или менее разумное объяснение всему каждый для себя нашёл, но вопрос "зачем?" всё же ставит в тупик, ведь и не надо было думать: плевало большинство — плюй и ты. Масса действует стихийно, а люди, составляющие эту общность, готовы поступиться личным, ради общего.
Но, если взрослые и готовы не задумываться о мотивах своих действий, объясняя всё традицией, обычаем, то дети, зачастую "видят" зорче, хотят разъяснения.
И вот возникает конфликт: Том должен плевать в картину, но он видит прекрасную улыбку, и всё в нём так и говорит, что это красиво, это прекрасно, это нельзя уничтожать. Быть может, придумай Григсби понятное ребёнку объяснение, Том, переборов себя, и захотел бы портить даже то, что вызвало в нём положительные эмоции. До этого мальчик мог без зазрения совести ломать машины, рвать книги, но тут он искренне был против, и "спас" написанную художником улыбку от растерзания.
В этом и заключается путь человека к себе: в противостоянии давлеющему общественному, и, как следствие, приходу к самому себе, через противоречие, через внутренний и внешний конфликты.
Слов: 418 Минимум: 250
Комментариев нет:
Отправить комментарий