вторник, 25 мая 2021 г.

Сочинение по тексту Пескова о гибели птиц и зверей

СОЧИНЕНИЕ

Проблема

Как нужно относиться к природе?

Понятно, что Песков в своем публицистическом тексте обращает внимание на проблему варварского отношения к природе.

«Почему на мелколесье гибнут звери и птицы?» «Какой бухгалтерией измеряется эта потеря?» - такие вопросы предлагает своим читателям для осмысления защитник природы Василий Песков.

Пример-иллюстрация 1

Текст Пескова начинается мрачно и загадочно: почему-то гибнут птицы и звери. «По этому пиршеству сорок и ворон находили в лесу погибших лосей и птиц», - так начинает свой разговор с читателями современный писатель-очеркист, журналист, путешественник Василий Михайлович Песков. На вопрос «что случилось» Песков отвечает сразу – в следующем абзаце: леса потравили химией, чтобы легче было леса выкорчевать, для того чтобы «расширить площадь лугов». Оказывается, в том, что гибнут звери и птицы, виноваты люди. В погоне за планом, выполняя разнарядки, чиновники, не обращая внимание на письма защитников природы, разрешили применять опасные для животных химические вещества. Эти фрагменты текста Пескова показывают, что автор предостерегает людей от необратимых поступков, учит людей предвидеть возможные последствия бездумного применения химии, учит ответственности.

Пример-иллюстрация 2

Песков не случайно в отдельном абзаце описывает один из возможных ответов чиновников на вопрос «как же допустили такую беду?», «как позволили отравить природу?». Песков соглашается, что экономически выгоднее применить химию, но обращает внимание на долговременные экологические последствия такого неразумного отношения к природе. Можно, наверное, сказать, что автор порицает чиновников за недальновидность и трусость в принятии важных решений, за привычку прикрываться инструкциями и циркулярами.

Связь примеров-иллюстраций

Двадцать семь лосей, загубленные тетерева, мелкие птицы, насекомые – такова цена человеческой безответственности, равнодушия к будущему природы и будущей жизни человечества. Итак, безответственное отношение человека к природе и гибель животных и птиц связаны причинно-следственной связью: халатность чиновников привела к гибели лосей, птиц и насекомых.

Авторская позиция

Песков считает, что к природе человек должен относиться ответственно, думая о последствиях вторжения в экосистему: «Нами руководить должны Осторожность, Мудрость, Любовь к нашей матери-земле, живому, что украшает жизнь и радует человека», - пишет Песков. Эти слова – авторская позиция.

Обоснование

Вероятно, эта статья Василия Пескова была написана в 70-80 годы прошлого столетия. В наши дни экологические проблемы не стали менее насущными. Грета Тунберг, партии зеленых, Гринпис и другие люди и организации призывают людей к экоактивизму, информируя об экологических проблема и бедствиях. Каждый ответственный землянин должен понять, что будущее в нашем неравнодушии к окружающей нас природе.

360 слов

ИСХОДНЫЙ ТЕКСТ

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте[1]  одну из проблем[2] , поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы[3]  исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Дайте пояснение к каждому примеру-иллюстрации. Укажите смысловую связь между примерами-иллюстрациями и проанализируйте её.

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста.

Объём сочинения — не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 

(1)Кустарник и мелколесье. (2)Жутковатая предвечерняя тишина. (3)Молчаливые заросли. (4)Большая стая сорок поднялась в одном, другом месте. (5)По этому пиршеству сорок и ворон находили в лесу погибших лосей и птиц. (6)Что же случилось?[4]  

(7)Недавно над этими местами летал самолёт и опрыскивал лес химической жидкостью[5] . (8)Было задумано расширить площадь лугов. (9)Подсчитали, что корчевать живой лес дороже, чем отравить его с самолёта, а потом уж корчевать. (10)Дело не новое, оно привлекательно дешевизной и потому считается прогрессивным и выгодным. (11)Несомненно, есть в этом деле значительные плюсы. (12)Но есть и очень большие минусы. (13)Их не всегда замечают. (14)А ведь здесь погибло двадцать семь лосей, загублены тетерева, мелкие птицы, спасавшие окрестные поля и лес от вредителей. (15)Гибнут насекомые, многие из которых — наши друзья. (16)Какой бухгалтер возьмётся теперь подсчитывать выгоду операции?! (17)И это ещё не всё. (18)Тысячи людей большого города едут в лес. (19)Пение птиц, всякое проявление жизни составляют радость этих прогулок. (20)Встреча же с крупным зверем человеку иногда запоминается на всю жизнь. (21)Прикиньте же, скольким людям не встретятся двадцать семь лосей. (22)Какой бухгалтерией измеряется эта потеря?[6]  

(23)Что же, не нашлось человека[7] , который мог бы предвидеть беду? (24)Совсем наоборот. (25)3асыпали соответствующие учреждения письмами. (26)А там своё суждение. «(27)У нас план. (28)И чего шум подняли? (29)Вещество вполне безопасное. (30)Ничего не случится с вашим зверьём». 

(31)Святыми глазами теперь глядят ответственные чиновники на тех, кто бил тревогу:

(32)— Мы? (33)Лоси погибли от чего-то другого. (34)У нас есть инструкция. (35)Вот, читайте: «Данное вещество токсично для человека и животных. (36)Если не соблюдать осторожность, могут быть отравления, а также понижается качество молока у коров...» (37)Вот видите, качество молока... (38)Про лосей же ни слова...

(39)— Но ведь можно было об этом догадаться. (40)Предупреждали же...

(41)— Мы согласно инструкции...

(42)Вот и весь разговор. 

(43)...В деле, где сходятся природа и химия, нами руководить должны Осторожность, Мудрость, Любовь к нашей матери-земле, живому, что украшает жизнь и радует человека. [8] (44)Мы не должны забывать в любом деле о самом главном — о человеческом здоровье, не должны пренебрегать счастьем слышать пение птиц, видеть цветы у дороги, бабочку на подоконнике и зверя в лесу...

(По В. Пескову[9] *)

* Василий Михайлович Песков (род. в 1930 г.) — современный писатель-очеркист, журналист, путешественник.

Источник текста: ЕГЭ 2013, Урал, вариант 3.

Банк ФИПИ блок № 94DA8F


1. оформите словами

2. лучше – главную, так как есть что комментировать и чем комментировать. Примеры-иллюстрации – это и есть ваш комментарий проблемы.

3. Важно написать, как вы понимаете проблему, проблемный вопрос, почему эти иллюстрации важны, что эти иллюстрации дают для понимания проблемы

4. Почему на мелколесье гибнут звери и птицы? Это проблемный вопрос. Мы можем его сформулировать иначе.

5. На вопрос «что случилось» Песков отвечает сразу – в следующем абзаце: леса потравили химией, чтобы легче было леса выкорчевать для того чтобы «расширить площадь лугов»

6. Песков соглашается, что экономически выгоднее применить химию, но обращает внимание на долговременные экологические последствия такого неразумного отношения к природе.

7. Уже понятно, что Песков в своем публицистическом тексте обращает внимание на проблему варварского отношения к природе

8. Эти слова – авторская позиция. Песков считает, ч что к природе человек должен относиться ответственно, думая о последствиях вторжения в экосистему: «Нами руководить должны Осторожность, Мудрость, Любовь к нашей матери-земле, живому, что украшает жизнь и радует человека», - пишет Песков

9. Если не получается сформулировать проблему…

10. Как нужно относиться к природе?

 Проанализировать текст, выделить и озаглавить абзацы, подчеркнуть опорные слова.

 Найти авторскую позицию, то есть ответ на вопрос.



Комментариев нет:

Отправить комментарий