вторник, 23 апреля 2019 г.

ПРО ЕГЭ-СОЧИНЕНИЕ КРАТКО!

ЧТО ТАКОЕ СОЧИНЕНИЕ
УМЕНИЯ
ЧТО НАДО СДЕЛАТЬ
ЧТО ЗНАЧИТ ПОНЯТЬ ТЕКСТ
АНАЛИЗ ТЕКСТА
ФОРМУЛИРУЕМ ПРОБЛЕМУ
КОММЕНТАРИЙ И ПРИМЕРЫ-ИЛЛЮСТРАЦИИ
КАК СВЯЗАТЬ ПРИМЕРЫ
ОБОСНОВАНИЕ СВОЕГО ОТНОШЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ и ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ОФОРМЛЯЕМ МЫСЛИ ГРАМОТНО
ПРИМЕРЫ СОЧИНЕНИЙ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
ЧТО ТАКОЕ СОЧИНЕНИЕ
Сочинение, любое (по обществознанию, по английскому языку или сочинение беллетристики), — это приведение своих мыслей в порядок ("чин" - порядок, упорядочивание); 
это словесное оформление мыслей, это построение высказывания, это построение связного текста ("текст" - ткань, связь).               

ПРИМЕРЫ СОЧИНЕНИЙ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

УМЕНИЯ

Сочинение требует умений:
анализировать текст или иную информацию;
строить высказывание логично и последовательно;
делать текст связным;
мыслить ясно и точно.

СОЧИНЕНИЕ — ЭТО...

Итак, сочинение — это упорядочивание и изложение своих мыслей.

ЗАДАНИЕ 27

Сначала ещё раз посмотрим, как выглядит задание 27 (сочинение). Это то, что требуется сделать. Это самое главное!
Для ответа на это задание используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2.

Задание 27  

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Дайте пояснение к каждому примеру-иллюстрации. Укажите смысловую связь между примерами-иллюстрациями и проанализируйте её.

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста.

Объём сочинения — не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

ЧТО НАДО СДЕЛАТЬ

Чтобы написать сочинение по русскому языку, надо сначала понять текст, обращая внимание на всё авторское.
Затем сформулировать проблему как можно проще и понятнее.
Затем рассказать, как автор эту проблему представил, показал, на какие ее аспекты обратил внимание и, наконец, как сам автор относится к проблемному вопросу и как на него отвечает.
В финале надо обосновать (т.е. объяснить на уровне высказывания), свое отношение к позиции автора по сформулированной вами проблеме (Например, почему ты согласен с автором).

ЧТО ЗНАЧИТ ПОНЯТЬ ТЕКСТ

Понять текст, пересказать текст – это значит сделать реконструкцию: какая ситуация описывается в этих словах или в какой ситуации могут быть произнесены эти слова? То есть речь идет о понимании только на уровне здравого смысла" (М. Л. Гаспаров).

АНАЛИЗ ТЕКСТА

Надо понять, о чем текст и зачем написан; тогда вы сможете его прокомментировать и выразить свое отношение к вопросам, заданным автором текста, и обосновать свое отношение к позиции автора по проблеме,поставленной в тексте. Задания 26 и 22 - и даже задания 23-25 – помогут разобраться с текстом, понять его особенности. 

ФОРМУЛИРУЕМ ПРОБЛЕМУ

Прочитаем текст.
Если ВСЁ понятно – формулируем проблему. Для этого надо понять, какова тема текста, о чем он, зачем написан, с какой целью, с какой мыслью; что в этой главной мысли автора исходного текста можно сформулировать в виде вопроса, можно ли переформулировать этот вопрос как проблему.
Обязательно нужно найти ответ на сформулированный нами вопрос-проблему в тексте.

КОММЕНТАРИЙ

Когда мы читаем текст, мы уже его комментируем и наш самый простой пересказ прочитанного текста – уже комментарий.
Можно сделать так: сначала записать свой собственный, «своими словами», пересказ на отдельном листе. Затем, сравнив его с исходным текстом, дополнить фактами и размышлениями, важными для понимания проблемы примерами-цитатами.
После такой работы вы, уже хорошо разобравшись в тексте, сможете определить проблему/вопрос и найти в тексте на него ответ/авторскую позицию.
Комментируя сформулированную проблему, мы как бы объясняем, почему в данном исходном тексте мы её увидели. Поэтому хороший комментарий неизбежно ведёт к авторской позиции (которая может быть выражена в тексте неявно), то есть к ответу на проблемный вопрос.
ИДЕАЛЬНЫЙ КОММЕНТАРИЙэто когда непонятное и незаметное становится понятным и заметным или когда банальное, неинтересное становится новым и интересным. 

ПРИМЕРЫ В КОММЕНТАРИИ

Комментируешь проблему и, комментируя, приводишь два примера-иллюстрации, в которых эта проблема отражается наиболее ярко.
То есть эти примеры - это твой комментарий, а не аргументация того, почему ты согласен(-а) с позицией автора.
Если раскрывать проблему вслед за текстом, исходя из текста, то так называемые примеры явятся сами, например, в виде «скрытых цитат» или удачно переданного фрагмента «своими словами» (хорошо передать – тоже комментарий).

КАК СВЯЗАТЬ ПРИМЕРЫ
сочинение – это текст, а текст в переводе с греческого – «связь, ткань», поэтому, чтобы написать хорошее сочинение, надо не критериям соответствовать, а создать связный текст.
 Самая распространенная ошибка – подмена определения связи между примерами самыми общими словами («Развивая свою мысль, автор приводит следующий пример…», «Продолжая повествование автор текста приводит пример…» и проч.)

Что такое смысловая связь между частями текста

Мы про неё специально не говорим, потому что очевидно, что разные микротемы одного текста связаны по смыслу. Это данность. Но теперь про эту «данность» и «очевидность» нужно написать специально и отдельно. Если этого не будет, то за комментарий ученик получит уже не 5 баллов, а 4. То есть будет логичным сказать, что специальное объяснение связи между примерами оценивается в один балл.
ЧТО ТАКОЕ КОММЕНТАРИЙ
Комментарий – это результат Вашего анализа текста:

Чем лучше Вы поняли исходный текст, тем полнее и глубже Ваш комментарий (К2 – максимум 6 баллов).
Комментарий - это логический переход от формулировки проблемы (важного, общезначимого вопроса), увиденной Вами в исходном тексте, к формулировке позиции автора исходного текста в отношении этой (увиденной Вами) проблемы.
Комментарий - как бы отвечает на вопрос «Почему в данном исходном тексте можно увидеть сформулированную мною проблему?»

ЕЩЁ РАЗ ПРО КОММЕНТАРИЙ
Всегда считал процесс понимания текста основой сочинения.
Т.е. наши впечатления, наш отклик, наши наблюдения, наши интерпретации-толкования и есть основа для формулировки проблемы, авторской позиции. Даже свое согласие-несогласие с позицией автора нельзя сформулировать без опоры на текст.
Поэтому и так называемые аргументы-доказательства собственного отношения к проблеме для меня всегда были вторичны, неинтересны. Иногда, конечно, если текст неформально публицистически тронул, - аргументировал с удовольствием. Чаще же ограничивался ссылкой (мол, кто понял, о чем я – поймет, почему…).
Еще раз. Комментарий – это эхо, отклик, отзыв читателя. И это, на мой взгляд, - основа сочинения.
Обычно комментарий – он везде, он так или иначе представлен в каждой части сочинения.

ОБОСНОВАНИЕ СВОЕГО ОТНОШЕНИЯ

Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста.
Обосновывая свое отношение, вспомните чувства и мысли, ассоциации, возникавшие в процессе чтения, - может, они помогут вам вспомнить подходящий эпизод из фильма или книги, яркое или известное высказывание. А может, – вашим обоснованием станет политическая или социальная новость последних дней или какой-то частный случай.
В этой части сочинения важно написать, увязать авторскую позицию с сформулированной проблемой. Таким образом, обосновывая свою точку зрения, мы одновременно комментируем сформулированную нами и поставленную в тексте проблему (то есть, приводим свои иллюстрации проблемы, и здесь нельзя повторять аргументы-иллюстрации автора исходного текста) и объясняем свое отношение к этой проблеме (Например, как раньше: почему именно и в чём именно мы согласны с автором).

ЕСЛИ ТЕКСТ НЕ ПОНЯТЕН

Если текст НЕ понятен или просто ужасен, например, в исходном тексте нет ни проблемы, ни авторской позиции, тогда логичнее будет начать сочинение с комментария исходного текста, а не с формулировки проблемы. Вообще говоря, думаю, комментарий – основа данного вида сочинения (а у меня почти всегда получается так). Написав комментарий к тексту, я всегда могу сформулировать проблему и авторскую позицию, даже если в самом тексте их нет.
Теперь о введении и заключении.

ВВЕДЕНИЕ и ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Введение – это начало вашего сочинения. Исходя из задачи сформулировать проблему, введение, с одной стороны, готовит формулировку проблемы, с другой – просто является вашим откликом, реакцией на исходный текст: например, текст понравился и сразу захотелось (или не сразу) откликнуться на него таким началом (введением). Или, если вы долго не могли найти и сформулировать проблему, а, прокомментировав текст, поняли, где её искать, то введение может называть сферу этих поисков, указывать тот круг вопросов, где может находиться проблема текста.
Специально мучиться и писать введение не стоит, потому что, написав введение, придётся писать заключение, и ещё потому, что плохое введение, не подготавливающее проблему, может увести вас от неё. Конечно, введение с заключением – это по-разному об одном, и эти структурные элементы сочинения-рассуждения призваны делать ваше сочинение композиционно более стройным, продуманным и завершённым.

ОФОРМЛЯЕМ МЫСЛИ ГРАМОТНО

Сочинение — это публицистический жанр. Ваш текст должен быть написан в соответствии с требованиями к этому жанру.
В сочинении не должно быть:
o Разговорной лексики, слэнга
o Большого количества англицизмов и неологизмов
o Грубых и нецензурных слов
o Научных терминов и оборотов
o Канцеляризмов
o Излишней высокопарности
o Устаревших слов и выражений

Необходимо писать грамотно, литературным языком, используя нейтральную лексику


ПРИМЕРЫ СОЧИНЕНИЙ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ  


 Клише для ЕГЭ-сочинения

ФОРМУЛИРОВКА  ПРОБЛЕМЫ  

В тексте Радзишевского поднимается проблема верности себе, своим принципам, автор ставит вопрос о том, когда не стыдно за прожитую жизнь.                                                                                                         

Василий Песков поднимает экологическую проблему: почему люди должны беречь Землю?      

Ключевой вопрос, который, безусловно, ставит автор, можно сформулировать так: проблема…                                                               

Автор ставит проблему…   

                                                 

          КОММЕНТАРИЙ

Первый пример-иллюстрация

Комментируя текст, следует привести первый пример-иллюстрацию, важный для понимания проблемы. Автор восхищается преданностью любимого профессора своему делу. 

Рассказывая, как …, автор особенно подчеркивает, как… Это первый пример-иллюстрация, важный для понимания проблемы. Таким обоазом автор демонстрирует...


Второй пример-иллюстрация

Продолжая комментировать текст, нельзя не привести в качестве второго примера-иллюстрации, важного для понимания проблемы, эпизод, когда…                 Этот важный для понимания проблемы второй пример-иллюстрация показывает


Связь примеров-иллюстраций

Эти примеры преданности делу и верности ученикам с разных сторон показывают...                                                                                                                         Итак, мы видим, что подвиг противопоставлен предательству: эти два примера-иллюстрации связаны смысловой связью «Сопоставление и противопоставление».

Противопоставляя поведение персонажа в первой и второй части текста, автор показывает…

И обращение к личному опыту, и свидетельство учёных, дополняя друг друга, позволяют автору убедительно обосновать...


АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ                                       

Наиболее полно авторское отношение к проблеме верности своим убеждениям и принципам выражено в словах.                                                             

Таким образом, можно сказать, что авторская позиция в вопросе о цене дружбы и предательства такова:          

                        

ОБОСНОВАНИЕ СВОЕГО ОТНОШЕНИЯ

Мне понятны чувства писателя, легко представить, как

Мне понятна тревога журналиста и писателя

Обосновывая свое отношение к позиции автора по проблеме исходного текста, могу сказать, что мне понятно его восхищение поступком Кротких, понятны чувства, которые испытывал этот матрос. Я, также как и автор, восхищаюсь… 

Сочинение по тексту Солоухина из демоверсии ФИПИ 2021.  

Напоминаем, что важно: 

1) Хорошо понимать формулировку задания 27. 

2) Сочинение – это высказывание по законам логики. 

3) Структура сочинения трехчастная 1-2-3, минимум три абзаца. 

4) Сформулировать проблему - оформить словами сложный вопрос, поставленный автором. 

5) Прочитав первое предложение (абзац), остановитесь, чтобы осмыслить тему. Первое предложение всегда содержит ТЕМУ текста (о чем?). Например: (1)С детства, со школьной скамьи человек привыкает к сочетанию слов «любовь к родине» - о любви к родине  

6) Проанализируйте текст

Проблема любви к родине. Из чего складывается любовь к родине?

Можно начать сочинение с определения темы текста.

Как искусство воспитывает любовь к родине? (ответ в 13-17)

Как природа воспитывает любовь к родине? (6-10, 11-12)

Из чего складывается любовь к родине? (27-28)

Почему Соколов-Микитов пример писателя и человека, который воспитывает любовь к родине?

 

 СОЧИНЕНИЕ

К-1Автор пишет о любви к родине, о том, из чего складывается эта любовь и в чем она проявляется, то есть Солоухин размышляет о проблеме любви к родине.

К-2(1)Солоухин иллюстрирует эту проблему, сначала рассказывая, из чего складывается сложное чувство любви к родине. Любовь к родине – это любовь к её природе, культуре, истории.

К2(2)Во второй половине текста автор приводит в качестве примера любви к родине жизнь и творчество «замечательного русского писателя Ивана Сергеевича Соколова-Микитова». Иван Сергеевич Соколов-Микитов прожил долгую и богатую жизнь, а последние 20 лет прожил на Волге в простом бревенчатом домике, испытывая «бережное, любовное, воистину сыновнее отношение к русской природе», именно в те годы он «пишет лучшие свои страницы о родной русской природе».

К-3Солоухин считает, что любовь к родной природе стоит на первом месте в формировании сложного чувства любви к родине и что любовь к родине воспитывается произведениями искусства.  СВЯЗЬ ПРИМЕРОВ Главное же, считает Солоухин, природа, наше духовное богатство, воспитывает «чувство патриотизма, чувство человечности, доброты, развивают чувство прекрасного», а Соколов-Микитов, «добрый и мудрый человек», учит нас любви к родине.

К4Я не читал произведений Соколова-Микитова и Солоухина, но полагаю, что автор текста, «русский советский писатель и поэт, яркий представитель «деревенской прозы», знает, о чем говорит, и, наверное, он прав. Я помню строчку из Есенина «Белая береза под моим окном», помню строчку «Чудная картина» Фета. Получается, что не случайно в творчестве этих поэтов природа имеет большое значение.

211 слов


ИСХОДНЫЙ ТЕКСТ

(1)С детства, со школьной скамьи человек привыкает к сочетанию слов «любовь к родине». (2)Осознаёт он эту любовь гораздо позже, а разобраться в сложном чувстве любви к родине, то есть что именно и за что он любит, дано уже в зрелом возрасте.

(3)Чувство это действительно сложное. (4)Тут и родная культура, и родная история, всё прошлое и всё будущее народа, всё, что народ успел совершить на протяжении своей истории и что ему совершить ещё предстоит. (5)На одном из первых мест в сложном чувстве любви к родине находится любовь к родной природе.

(6)Для человека, родившегося в горах, ничего не может быть милее скал и горных потоков, белоснежных вершин и крутых склонов. (7)Казалось бы, что любить в тундре? (8)Однообразная заболоченная земля с бесчисленными стёклышками озёр, поросшая лишайниками, однако ненец-оленевод не променяет свою тундру ни на какие там южные красоты. (9)Одним словом, кому мила степь, кому ‒ горы, кому ‒ морское, пропахшее рыбой побережье, а кому ‒ родная среднерусская природа, тихие красавицы реки с жёлтыми кувшинками и белыми лилиями, доброе, тихое солнышко маленького города... (10)И чтобы жаворонок пел над полем ржи, и чтобы скворечник – на берёзе перед крыльцом.

(11)Было бы бессмысленно перечислять все приметы русской природы. (12)Но из тысяч примет и признаков складывается то общее, что мы зовём нашей родной природой и что мы, любя, быть может, и море, и горы, любим всё же сильнее, чем что-либо иное на всём белом свете.

(13)Всё это так. (14)Но нужно сказать, что это чувство любви к родной природе в нас не стихийно, оно не только возникло само собой, поскольку мы родились и выросли среди природы, но и воспитано в нас литературой, живописью, музыкой, теми великими учителями нашими, которые жили прежде нас, тоже любили родную землю и передали свою любовь нам, потомкам. (15)Разве не помним мы с детства наизусть лучшие строки о природе Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Алексея Толстого, Тютчева, Фета? (16)Разве оставляют нас равнодушными, разве не учат ничему описания природы у Тургенева, Аксакова, Льва Толстого, Пришвина, Леонова, Паустовского?.. (17)А живопись? (18)Шишкин и Левитан, Поленов и Саврасов, Нестеров и Пластов ‒ разве они не учили и не учат нас любить родную природу?

(19)В ряду этих славных учителей занимает достойное место имя замечательного русского писателя Ивана Сергеевича Соколова-Микитова. (20)Иван Сергеевич прожил долгую и богатую жизнь. (21)Он был моряком, путешественником, охотником, этнографом. (22)Но, главное, он был талантливым и ярким писателем. (23)Последние двадцать лет жизни Соколова-Микитова были связаны с Карачаровым на Волге, где у Ивана Сергеевича в ста шагах от воды, на краю леса был простой бревенчатый домик. (24)Широкая гладь воды, перелески и деревеньки на том берегу, обилие цветов, лесных птиц, грибов ‒ всё это ещё больше сближало писателя с родной природой. (25)Из охотника, как это часто бывает с людьми под старость, он превратился во внимательного наблюдателя, и не только потому, что, скажем, ослабло зрение или рука, но и потому, что проснулось в душе бережное, любовное, воистину сыновнее отношение к русской природе. (26)В эти годы Иван Сергеевич пишет лучшие свои страницы о родной русской природе, о деревьях и птицах, о цветах и зверях.

(27)Добрый и мудрый человек учит нас тому, что природа есть наше не только материальное, но и духовное богатство, знание природы и любовь к ней воспитывают чувство патриотизма, чувство человечности, доброты, развивают чувство прекрасного. (28)Поколения русских людей будут учиться этому у Ивана Сергеевича Соколова-Микитова, как они учатся у Тургенева и Аксакова, у Некрасова и Пришвина, у Паустовского и Леонова.

(По В.А. Солоухину*) * Владимир Алексеевич Солоухин (1924–1997) ‒ русский советский писатель и поэт, яркий представитель «деревенской прозы». 


См. также Изменения в ЕГЭ по русскому языку в 2019 годуСочинение на ЕГЭ по русскому языку 2019. Новые правилаКак создать смысловую связь между примерами в сочинении ЕГЭСочинение на ЕГЭ 2019. Как собрать полный балл от МОГУ ПИСАТЬ

Комментариев нет:

Отправить комментарий