понедельник, 22 апреля 2019 г.

Сочинение по тексту журналиста Жукова про вяленого леща, про тётю Алису из Сулака, ее жизнь... и про море

  Сочинение по очерку Жукова "Алиса и море"
ИСХОДНЫЙ ТЕКСТ
(1)Тётя Алиса угощает меня вяленым лещом. (2)Широкий, тяжёлый. (3)Отливает серым серебром. (4)Вкусный до одурения. (5)Глядя на жир, стекающий по моим пальцам, хозяйка улыбается:

– (6)Это ты ещё кутума не пробовал – вкуснее вяленой рыбы нет.
– (7)А ещё что тут ловят? – (8)Много чего: селёдку, воблу, рыбца… (9)Море богато.
(10)Дагестанский посёлок Сулак, расположенный у устья одноимённой реки, разросся из русской рыболовецкой артели, основанной здесь в начале прошлого века. (11)Алисе Александровне Чернышенко почти восемьдесят один год. (12)Она живёт одна. (13)И, похоже, нет такой силы, что могла бы заставить её уехать.
(14)Родители Алисы случайно услышали об удивительном, сказочном месте, где тёплое море, дышится вольно и не счесть рыбы. (15)Решили переехать туда. (16)И остались здесь на всю жизнь. (17)Было это ещё в 30-х годах. (18)Алиса родилась и выросла здесь, окончила школу. (19)Всю жизнь тут и проработала – сначала на рыбокомбинате, потом в сберкассе. (20)И все её воспоминания связаны с этими местами.
(21)Несмотря на растянувшиеся на многие километры дикие песчаные пляжи, посёлок Сулак никогда не был похож на курорт. (22)Тем не менее в советские времена отдыхать к семье Чернышенко летом приезжало немало народу. (23)Родственники, друзья и знакомые родственников и даже знакомые знакомых. (24)Алиса вспоминает, что порой бывало столько гостей, что приходилось спать на полу, на сундуке в летней кухне и на кровати во дворе – завернувшись в мокрую простыню и натянув марлю, чтобы спастись от жары и комаров.
(25)А ещё раньше было много осетра. (26)Ловить его, конечно, было запрещено, но контроль был чисто символический. (27)И хотя никто из семьи Алисы не имел прямого отношения к рыбной ловле, на столе часто была и чёрная икра, и балык, и царская уха.
(28)Официально посёлок специализировался в советское время исключительно на кильке. (29)В одном цеху её коптили, в другом закручивали в банки. (30)Правда, смеётся Алиса, консервами тут кормили лишь домашнюю живность – котов и собак.
(31)В 90-е воздух был буквально наэлектризован – в Дагестане началось национальное разделение. (32)Неопределённость пугала, кто мог – уезжал. (33)Алиса Александровна осталась.
(34)Сегодня население Сулака – несколько тысяч человек. (35)Это в основном ногайцы, есть кумыки, аварцы, лезгины, даргинцы. (36)Совсем немного русских.
(37)Условия жизни здесь по большей части аскетические. (38)Но Алиса других и не знала. (39)Аккуратно прибранный двор. (40)Древний рукомойник во дворе. (41)Рядом дуб – ровесник дома. (42)Тут же маленькая банька и летний душ. (43)Воду подают прямо из реки.
(44)Алиса ставит чайник. (45)Садимся ужинать.
– (46)Даже не представляю, каково это – жить вот так, одной…
– (47)Да не переживай, не одна я тут. (48)Прожить столько лет в посёлке – это что-то да значит. (49)Кого-то ещё моя мама нянчила, кого-то учил мой брат, с кем-то я работала – у них уже дети и внуки выросли. (50)Не забывают люди, приходят, помогают – воды наносить или в магазин сходить, о здоровье спрашивают. (51)Большего мне от них и не надо. (52)А поговорить с кем-нибудь по душам – это уже, конечно, роскошь.
(53)У тёти Алисы небольшой дом на три комнаты. (54)Уже тринадцать лет она живёт в этом доме одна, с тех пор как умер её муж Володя. (55)Брат Костя тоже похоронен в Сулаке – его не стало семнадцать лет назад. (56)Он вернулся с флота и сразу попросился учителем в школу. (57)Стал преподавать русский язык. (58)Педагог был от бога, в посёлке до сих пор его вспоминают.
(59)Дети – Лена и Павлик – давно уже живут в Подмосковье. (60)Там же родились внуки. (61)Каждое лето они приезжают погостить и постоянно зовут с собой. (62)Но Алиса непреклонна. (63)«Как я уеду? (64)Здесь всё, что у меня есть. (65)Здесь похоронены все родные. (66)И зачем? (67)Броситься на поиски лучшей жизни, а потом до конца дней жалеть об этом? (68)Нет её, лучшей жизни. (69)Надо уметь ценить хорошее в той, которая есть».
(70)«Когда ветра нет, выйдешь в огород – и можно услышать, как вдалеке шумит море. (71)Сразу так спокойно на душе становится, можно очень долго так стоять и слушать его. (72)И больше ничего не надо».
(По Н. Жукову*) * Николай Жуков – современный российский журналист.



 СОЧИНЕНИЕ


Современный российский журналист Николай Жуков пишет о жительнице небольшого дагестанского поселка Сулак Алисе Александровне Чернышенко, которая уже 13 лет живёт одна и не собирается переезжать к детям, несмотря на свои 80 лет.
Журналист Жуков пишет, что Алиса Александровна осталась в дагестанском поселке, даже когда в 90-е все уезжали, пугаясь неопределенности.
Алиса Александровна не боится одиночества ("не забывают люди, приходят, помогают": " прожить столько лет в посёлке — это что-то да значит), она привыкла к аскетическим условиям жизни и не ищет лучшей жизни: "надо уметь ценить хорошее в той, которая есть", - говорит она.
Можно сказать, что, рассказывая об Алисе Александровне и ее жизни в Сулаке, Николай Жуков размышляет о ценностях простой человеческой жизни и о способности человека ценить то, что есть, о простом человеческом счастье и о радости существования.
В начале своего рассказа Николай Жуков описывает, как тетя Алиса (так по-родственному называет он свою героиню) угощает вяленым лещом. Лещ "широкий, тяжёлый", "вкусный до одурения". Тетя Алиса рада гостю и благодарна    журналисту, ведь "поговорить с кем-нибудь по душам – это уже, конечно, роскошь" для нее: уже 13 лет, с тех пор как умер муж, живёт она одна. Дети, конечно, приезжают погостить летом, зовут с собой, но "Алиса непреклонна": "здесь похоронены все родные", здесь в всё, что у нее есть.
Заканчивая рассказ, журналист Жуков цитирует свою героиню: "Когда ветра нет, выйдешь в огород - и можно услышать, как вдалеке шумит море. Сразу так спокойно на душе становится, можно очень долго так стоять и слушать его. И больше ничего не надо".
Таким образом, весь рассказ Николая Жукова является ответом на вопрос, почему не уезжает тетя Алиса, почему живёт одна. Ответом на него являются слова героини "и больше ничего не надо".
Конечно, в случае Алисы Александровны Чернышенко нельзя не согласится с журналистом Жуковым: где родился - там и пригодился. «Родная сторона - мать, чужая – мачеха», - гласит народная мудрость.
Однако так бывает не у всех. И не всегда можно сказать, что "больше ничего не надо". Пушкин, например, мечтал побывать за границей, а Чехов считал, что человеку нужен весь земной шар.
Возможно, Сулак - райское место, но море и рыба не всё, что необходимо человеку. Я бы хотел ещё мир посмотреть и себя показать. Я бы хотел "по прихоти своей скитаться здесь и там, дивясь божественной природы красотам, и пред созданиями искусств и вдохновенья трепеща радостно в восторгах умиленья. Вот счастье! Вот права".
393 слова

Комментариев нет:

Отправить комментарий