понедельник, 13 мая 2024 г.

ЕГЭ-сочинение по тексту Искандера о груше в детском саду, Лене, тете Вере и об энергии стыда

    В представленном для анализа отрывке из повести    Фазиля Искандера рассматривается проблема взросления. 
    В этом художественном тексте уже взрослый Искандер рассказывает историю из своего детства, вспоминает свои собственные чувства и мысли, когда он, маленький мальчик, сначала просто хотел съесть грушу, упавшую с дерева и подкатившуюся к ногам чистенькой девочки с "прямо-таки ангельским личиком".
    Так начинается тот внутренний конфликт, который заканчивается бегством, а также принятым решением не спешить взрослеть, то есть входить в мир взрослых поступков и решений. 
    Первым примером-иллюстрацией "взросления" является эпизод, когда герой, "убедившись, что грушу невозможно достать", "довольно быстро пришёл в себя". Искандер иронично замечает: "Мысль, что моя груша пойдёт на общий компот, доставляла взрослое удовольствие". Герой чувствовал себя "государственным человеком, одним из тех, кто кормит детсадовских детей". Несмотря на то что грушу, отобрав у героя, положила в развилку ствола воспитательница тётя Вера, мальчик "между прочим пояснял, что грушу нашёл" и добровольно отдал на общий компот по собственному желанию. "Тогда я ещё не знал, что лучший страж добродетели - вынужденная добродетель", - иронизирует автор. 
    Второй пример взросления Искандер описывает так: "На третье подали компот. Я скромно ел его, аккуратно выкладывая косточки в тарелку, а не стараясь, как обычно, выдуть их кому-нибудь в лицо. Сам я о груше не напоминал, но мне казалось естественным, что другие о ней вспомнят во время компота. Это было бы вполне уместно. Однако все весело уплетали компот, и никто не вспоминал о моей груше. Неблагодарность человечества слегка уязвила меня. Мне было принято видеть вокруг себя столько неблагодарных детей", - иронизирует автор. 
    Анализируя связь этих примеров взросления, можно пройти заключению, что чувства и мысли "взрослого" мальчика эволюционируют от "стража добродетели" до горького сознания неблагодарности человечества. Конечно, сознание своего превосходства приятно, однако автор срывает эту лицемерную маску мнимой взрослости в последнем эпизоде, и здесь мы видим отношение автора к миру взрослых и к собственному взрослению: "В руках ее покачивалась сетка, на дне которой лежала моя груша". Таким образом, можно сказать, что примеры связаны причинно-следственной связью.
    Окончательную оценку собственным попыткам повзрослеть Искандер даёт в предложениях 59-64. Фазиль Абдулович считает, что не стоит спешить взрослеть, а также утверждает, что так называемые душевные раны легче заживают на детях и на собаках. Думаю, последнее скорее горькая ирония, если согласится с Искандером, что взрослый мир полон лицемерие, гордыни, ложной значительности и пафоса. Герою Искандера просто стало стыдно: "Наши взгляды встретились. Я почувствовал, что неудержимо краснею от стыда, боясь, что она догадается, что я всё знаю".
    Мне понятно отношение Искандера к проблеме взросления. Писатель считает, что значительность и непогрешимость взрослых преувеличена и что лучше стремиться к свободе и самостоятельности. А для этого необходимо научиться смотреть на мир и на себя с улыбкой. 
    Многие писатели используют тот же приём: смотреть на мир глазами ребёнка,  или собаки, или простодушного дикаря. 
    Среди русских классиков можно назвать Чехова и Гоголя, они умели значительное сделать смешным, а смешное - грустным. 

456 СЛОВ


ИСХОДНЫЙ ТЕСТ

(1)Во дворе детского сада стояло несколько старых, развесистых грушевых деревьев. (2)Мы жадно следили за тем, как они цветут, медленно наливаются за лето и, наконец, поспевают в сентябре.

(3)Иногда, прошелестев в листве, груша задумчиво падала на землю, усыпанную мягким песком. (4)И тут только не зевай.

(5)И вот однажды на моих глазах огромная краснобокая груша тупо шлёпнулась на землю. (6)Она покатилась к бачку с водой, где пила воду чистенькая девочка с ангельским личиком. (7)Груша подкатилась к её ногам, но девочка ничего не заметила. (8)Что это было за мгновение! (9)Волнение сдавило мне горло. (10)Я был от груши довольно далеко. (11)Сейчас девочка оторвётся от кружки и увидит её. (12)На цыпочках, почти не дыша, я подбежал и схватил грушу, свалившись у самых ног девочки. (13)Она надменно взмахнула косичками и отстранилась, но, поняв, в чём дело, нахмурилась.

– (14)Сейчас же отдай, – сказала она, – я её первая заметила.

(15)Бессилие лжи было очевидным. (16)Я молчал, чувствуя, как улыбка торжества раздвигает мне губы. (17)Это была великолепная груша. (18)Я такой ещё не видел. (19)Огромная, она не укладывалась на моей ладони, и я одной рукой прижимал её к груди, а другой очищал от песчинок её повреждённый от собственной тяжести, сочащийся бок. (20)Сейчас мои зубы вонзятся в плод, и я буду есть, причмокивая от удовольствия и глядя на девочку наглыми невинными глазами.

(21)И вот я стою перед девочкой и медлю, предвкушая, но тут на беду подходит к нам воспитательница из группы девочки – тётя Вера – и спрашивает медовым голосом:

– Как поступают хорошие мальчики, когда находят грушу? (22)Я затосковал. (23)Я знал, что и плохие, и хорошие мальчики съедают найденные груши, даже если они червивые. (24)Но тётя Вера ждала какого-то другого ответа, который явно грозил потерей добычи. (25)Поэтому я молчал.

(26)Тогда тётя Вера обратилась к Леночке:

– Как поступают хорошие девочки, когда находят грушу?

– (27)Хорошие девочки отдают грушу тёте Вере, – ласково сказала Леночка. (28)Такая грубая лесть слегка смутила воспитательницу. (29)Она решила поправить дело и сказала: – А для чего они отдают грушу тёте Вере?

– (30)Чтобы тётя Вера её скушала, – сказала Леночка, преданно глядя на воспитательницу.

– (31)Нет, Леночка, – мягко поправила она свою любимицу и, уже обращаясь к обоим, добавила: – (32)Груша пойдёт на компот, чтобы всем досталось. 

(33)С этими словами тётя Вера отобрала у меня грушу и, не зная, куда её положить, сунула в развилку ствола, как бы вернув плод её настоящему хозяину.

(34)Убедившись, что грушу невозможно достать, я, как это ни странно, довольно быстро успокоился. (35)Мысль, что моя груша пойдёт на общий компот, доставляла взрослое удовольствие. (36)Я почувствовал себя государственным человеком, одним из тех, кто кормит детей детского сада. (37)Я похаживал возле дерева, солидно заложив руки за спину, никого не подпуская слишком близко. (38)Как бы между прочим пояснял, что грушу нашёл я и добровольно отдал на общий компот. (39)Тогда я ещё не знал, что лучший страж добродетели – вынужденная добродетель.

(40)За обедом на третье подали компот. (41)Я доставал из него фрукты и скромно ел их, аккуратно выкладывая косточки в тарелку, а не стараясь, как обычно, выдуть их кому-нибудь в лицо. (42)Сам я о груше не напоминал, но мне казалось естественным, что другие о ней вспомнят. (43)Однако все весело уплетали компот, и никто не вспоминал о моей груше. (44)Неблагодарность человечества слегка уязвила меня, и я почувствовал себя совсем взрослым. (45)Мне было приятно видеть вокруг себя столько неблагодарных детей.

(46)Но самое страшное ждало впереди. (47)Выйдя из детского сада, я заметил тётю Веру, она стояла на тротуаре и разговаривала с кем-то. (48)В руках её покачивалась сетка, на дне которой лежала моя груша. (49)Моя груша! (50)Я не мог не узнать её красный бок. (51)Но я не хотел верить своим глазам. (52)Я обошёл тётю Веру и посмотрел на грушу с другого бока. (53)Конечно, моя. (54)С этой стороны она была разбита, как тогда, только рана потемнела. (55)Я вздрогнул и посмотрел на тётю Веру. (56)Наши взгляды встретились. (57)Я почувствовал, что неудержимо краснею от стыда, боясь, что она догадается, что я всё знаю.

(58)Возможно, она просто так посмотрела, но я бросился бежать и бежал до самого дома.

(59)Так окончилась моя вторая попытка стать взрослым. (60)Во время первой я вымазал голову киселём и плотно зачесал волосы назад. (61)Великолепная причёска держалась до вечера. (62)Вечером голову мою нещадно намылили и, с хрустом раздирая волосы, вернули их в обычное состояние.

(63)После груши я решил с этим делом не очень спешить, хотя все мои любимые герои, начиная от Иванушки-дурачка и до челюскинцев, были взрослыми людьми.

(64)Возможно, я переусердствовал в этом решении, потому что теперь иногда попадаю впросак, как говорят, из-за детской доверчивости. (65)Зато есть и свои преимущества. (66)Так называемые душевные раны на мне быстро заживают, как на детях и собаках.

 

(По Ф.А. Искандеру*) * Фазиль Абдулович Искандер (1929–2016) – русский прозаик, журналист, поэт, сценарист, общественный деятель.


Комментариев нет:

Отправить комментарий