пятница, 17 февраля 2023 г.

ЕГЭ-сочинение по тексту Литвинец про Анну Вячеславовну и бессердечного антиквара

    Российская писательница, литературовед и переводчик Нина Сергеевна Литвинец рассказывает о жизни пожилой женщины, вернее, об одном эпизоде, когда так называемый "антиквар" обманом вошел в доверие, принудил несчастную Анну Вячеславовну продать старинные вещи, а главное - отдать книгу с автографом Константина Симонова.

    Прочитав этот текст про Анну Вячеславовну, можно увидеть несколько проблем, связанных с одинокой старостью. Меня больше всего интересует два вопроса: во первых, почему Анна Вячеславовна поверила незнакомому молодому человеку и почему Анне Вячеславовне стало стыдно, когда она поддалась на уговоры и отдала книгу с автографом Симонова, во вторых.

    Считаю, что, ответив на эти два вопроса, я смогу понять поведение и характер Анны Вячеславовны, а также смогу проиллюстрировать проблему одинокой старости.

    Думаю, что Анна Вячеславовна поверила «антиквару», потому что тот внимательно ее слушал: «Пока они пили чай, она рассказывала ему свою жизнь. Молодой человек слушал внимательно». То есть одинокая Анна Вячеславовна, отвыкшая от общения, сама себя обманула. Посадив гостя пить чай, «чтобы немного выгадать время на размышление» и хорошенько обдумать предложение «антиквара» создать задел на черный день, то есть продать больше вещей, чем она собиралась вначале, Анна Вячеславовна, с непривычки к внимательному слушанию, расстаяла, рассказала всю свою жизнь и поверила молодому человеку.

    Стыдно же Анне Вячеславовне стало потому, что она поняла, что предала своего Алешу, когда, согласившись на уговоры и убедив себя, что, мол, человек любит Симонова, принесла-таки книжку с автографом: «Анна Вячеславовна хотела отказать, но язык не повернулся. Человек ведь действительно любит Симонова, ему важно этот автограф увидеть своими глазами. Молодой человек расценил молчание как согласие и быстро сунул книжку в сумку». Думаю, Анна Вячеславовна опять же как бы уверила саму себя, что можно довериться молодому человеку, ведь она, вероятно, давно не говорила по душам.

    Впоследствии Анна Вячеславовна «чувствовала себя предательницей – по отношению к Алёше, к совместно прожитым счастливым годам, к совместно нажитым вещам, не представлявшим антикварной ценности, но таким дорогим им обоим».

    Понятно, что Анна Вячеславовна поверила незнакомцу и предала (как она полагала) мужа Алешу по одной общей причине - из-за одинокой старости. Ведь, по всей видимости, сын не слушал ее так внимательно, не говорил по душам: в финале рассказа сын даже не заметил изрядно опустевшей горки». Анна Вячеславовна так одинока в своем горе, что даже не сказала сыну «про автограф Симонова»: «Потому что это сына не касалось. Это касалось только её и Алёши, с которым ей скоро предстояло увидеться», - так заканчивает свой рассказ Нина Сергеевна Литвинец.

    И читателю становится понятно, что свое отношение к проблеме одинокой старости Нина Сергеевна Литвинец так или иначе высказывает на протяжении всего своего рассказа: и то, что «деньги кончились неожиданно», и то, что Анна Вячеславовна идет в антикварный, а не звонит сыну, и то, что она решается продать статуэтку с горки, хотя «сын просил никогда этого не делать, сразу обращаться к нему», говорит о том, что Анна Вячеславовна страшно одинока и беззащитна, что в ее жизни ничего уже не осталось, кроме памяти. Подарив свои воспоминания о дорогом своем Алеше первому встречному, Анна Вячеславовна невольно предала его... и не снесла утраты.

    Наверное, можно сказать, что Литвинец призывает читателей быть внимательнее к пожилым людям, особенно к одиноким: не бросать их одних в новом для них современном мире, не откупаться деньгами... а любить, навещать и слушать их бесконечные воспоминания, чтобы хоть на час дать им ощущение радости жизни.

    Конечно, я понимаю, в чем заключается смысл проблемы одинокой старости, и понимаю, как важно человеку с кем-то поговорить, отвести душу. Думаю, что проблему одинокой старости можно считать проявлением более общей проблемы экзистенциального одиночества человека и пути решения проблемы одиночества вообще и проблемы одинокой старости в частности схожи.

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий