Вчера вечером на сайте ФИПИ опубликовали Особенности формулировок тем итогового сочинения
В соответствии с указанными тематическими направлениями Рособрнадзор организует разработку закрытого перечня тем итогового сочинений 2019/20 учебного года и проводит их комплектацию по часовым поясам. Комплект будет включать пять тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого общего тематического направления).
Ниже представлены краткие комментарии к открытым тематическим направлениям:
При составлении тем итогового сочинения соблюдаются определенные требования. Темы для итогового сочинения должны: • соответствовать открытым направлениям тем итогового сочинения; • соответствовать надпредметному характеру итогового сочинения (не нацеливать на литературоведческий анализ конкретного произведения); • соответствовать литературоцентричному характеру итогового сочинения (давать возможность широкого выбора литературного материала, на который выпускник будет опираться в своих рассуждениях); • нацеливать на рассуждение (наличие проблемы в формулировке); • соответствовать возрастным особенностям выпускников, времени, отведенному на написание сочинения (3 ч 55 мин.); • быть ясными, грамотными и разнообразными по формулировкам.
В качестве примера ниже приведены несколько комплектов тем (данные темы соответствуют открытым тематическим направлениям, по которым формировались темы итогового сочинения 2018/19 учебного года: ««Отцы и дети», «Мечта и реальность», «Месть и великодушие», «Искусство и ремесло», «Доброта и жестокость».
С результатами анализа итоговых сочинений и методикой подготовки к нему можно ознакомиться на сайте ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений» (раздел «Итоговое сочинение (изложение)») (http://fipi.ru/ege-i-gve11/itogovoe-sochinenie). 16 4. Особенности текстов для итогового изложения Тексты для итогового изложения выбираются из произведений отечественных авторов (не из хрестоматий и учебников). Тексты для изло
Итоговое сочинение, с одной стороны, носит надпредметный характер, то есть нацелено на проверку общих речевых компетенций обучающегося, выявление уровня его речевой культуры, оценку умения выпускника рассуждать по избранной теме, аргументировать свою позицию. С другой стороны, оно является литературоцентричным, так как содержит требование построения аргументации с обязательной опорой на литературный материал.
В 2019/20 учебном году объявлены следующие пять открытых тематических направлений итогового сочинения, а также комментарии к ним: 1. «Война и мир» – к 150-летию великой книги. 2. Надежда и отчаяние. 3. Добро и зло. 4. Гордость и смирение. 5. Он и она. Каждое тематическое направление включает два понятия, по преимуществу полярных. Такой подход позволяет создавать разнообразные формулировки конкретных тем сочинения и расширяет возможности выпускников в выборе литературного материала для построения аргументации.
В соответствии с указанными тематическими направлениями Рособрнадзор организует разработку закрытого перечня тем итогового сочинений 2019/20 учебного года и проводит их комплектацию по часовым поясам. Комплект будет включать пять тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого общего тематического направления).
Ниже представлены краткие комментарии к открытым тематическим направлениям:
1. «Война и мир» – к 150- летию великой книги
Темы, связанные с данным направлением, предполагают попытку осмысления важнейших исторических и нравственно-философских уроков знаменитой толстовской эпопеи. Опираясь на духовный опыт, воплощенный в великой книге, важно поделиться собственными размышлениями о вечном стремлении человека к миру и гармонии, о причинах разлада и поисках согласия между людьми в семейных и социальных отношениях, о многозначности понятий «война» и «мир» и их сложном соотношении, о природе подлинного героизма и патриотизма, а также о других вечных проблемах, неизменно находящих отклик в литературных произведениях.2. Надежда и отчаяние
В широком мировоззренческом аспекте понятия «надежда» и «отчаяние» могут быть соотнесены с выбором активной или пассивной жизненной позиции по отношению к несовершенствам окружающей действительности. Надежда помогает человеку выстоять в тяжелых жизненных ситуациях, толкающих к отчаянию и вызывающих ощущение безысходности. Многие литературные герои оказываются перед трудным выбором: проявить слабость и сдаться на волю обстоятельств или бороться с ними, не теряя веры в людей и собственные силы, добро и справедливость. Проиллюстрировать проявления этих разных жизненных позиций можно, обратившись к произведениям отечественной и зарубежной литературы.3. Добро и зло
Конфликт между добром и злом составляет основу большинства сюжетов мировой литературы и фольклора, воплощается в произведениях всех видов искусства. Вечное противостояние двух полюсов человеческого бытия находит свое отражение в нравственном выборе героев, в их мыслях и поступках. Познание добра и зла, определение границ между ними является неотъемлемой частью всякой человеческой судьбы. Преломление читательского опыта ученика в этом ракурсе даст необходимый материал для раскрытия любой из тем указанного направления.4. Гордость и смирение
Данное направление предполагает осмысление понятий «гордость» и «смирение» в философском, историческом и нравственном аспекте с учетом многозначности их смысла у людей разных национальностей и религиозных убеждений. Понятие «гордость» может быть осмыслено как в позитивном ключе (чувство собственного достоинства), так и в негативном (гордыня); понятие «смирение» – как рабская покорность или как внутренняя сила, позволяющая не отвечать агрессией на агрессию. Выбор тех или иных смысловых аспектов, а также примеров из литературных произведений остаются за автором сочинения.5. Он и она
Взаимоотношения между мужчиной и женщиной, как в личной, так и в социальной сфере, всегда волновали отечественных и зарубежных писателей, публицистов, философов. Темы сочинений данного направления дают возможность рассмотреть разные проявления этих отношений: от дружбы и любви до конфликта и обоюдного неприятия. Предметом размышления может стать и многообразие взаимоотношений мужчины и женщины в социальном, культурном, семейном контексте, включая духовные связи между ребенком и родителями. Обширный литературный материал содержит примеры осмысления тончайших нюансов духовного сосуществования двух миров, именуемых «он» и «она».При составлении тем итогового сочинения соблюдаются определенные требования. Темы для итогового сочинения должны: • соответствовать открытым направлениям тем итогового сочинения; • соответствовать надпредметному характеру итогового сочинения (не нацеливать на литературоведческий анализ конкретного произведения); • соответствовать литературоцентричному характеру итогового сочинения (давать возможность широкого выбора литературного материала, на который выпускник будет опираться в своих рассуждениях); • нацеливать на рассуждение (наличие проблемы в формулировке); • соответствовать возрастным особенностям выпускников, времени, отведенному на написание сочинения (3 ч 55 мин.); • быть ясными, грамотными и разнообразными по формулировкам.
В качестве примера ниже приведены несколько комплектов тем (данные темы соответствуют открытым тематическим направлениям, по которым формировались темы итогового сочинения 2018/19 учебного года: ««Отцы и дети», «Мечта и реальность», «Месть и великодушие», «Искусство и ремесло», «Доброта и жестокость».
Комплект № 1 106. Как избежать конфликта между «отцами» и «детьми»? 202. Какую мечту можно назвать благородной? 312. Опасна ли месть для самого мстителя? 403. Почему нужно учиться понимать искусство? 502. Согласны ли Вы с утверждением Дж. Лондона: «Как легко быть добрым!»?
Комплект № 2 104. Неизбежен ли конфликт между поколениями? 213. Что помогает мечтам сбываться? 303. Как связаны великодушие и сострадание? 412. Какова роль искусства в жизни общества? 507. Согласны ли Вы с утверждением, что истинная доброта всегда бескорыстна?
Комплект № 3 105. Почему проблему «отцов и детей» называют вечной? 212. Что мешает человеку реализовать свою мечту? 302. Важно ли уметь прощать? 404. Какое произведение искусства можно назвать великим? 501. Как Вы понимаете высказывание римского философа Сенеки: «Трудно привести к добру нравоучением, легко примером»?
Комплект № 4 113. Согласны ли Вы с французским писателем Альбером Камю, утверждавшим, что «каждому поколению свойственно считать себя призванным переделать мир»? 204. Как характеризует человека его мечта? 308. Почему месть не помогает искоренить зло? 410. Что важнее в книге – как она написана или о чём? 505. В каких поступках человека проявляется доброта? Чтобы обеспечить прозрачность и ясность предъявляемых требований к сочинению (параметры оценки) каждый комплект сопровождается инструкцией для участников итогового сочинения.
С результатами анализа итоговых сочинений и методикой подготовки к нему можно ознакомиться на сайте ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений» (раздел «Итоговое сочинение (изложение)») (http://fipi.ru/ege-i-gve11/itogovoe-sochinenie). 16 4. Особенности текстов для итогового изложения Тексты для итогового изложения выбираются из произведений отечественных авторов (не из хрестоматий и учебников). Тексты для изло
Комментариев нет:
Отправить комментарий