понедельник, 2 сентября 2019 г.

11 класс Русский язык 2019. Уроки 1 - 2

11 класс РЯ 2019 уроки 1-2

УРОКИ 1-2

СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ. СВЯЗЬ СЛОВ В СЛОВОСОЧЕТАНИИ







УПР. 3
Прочитайте пародию А. А. Иванова. Ответьте на вопросы и выполните задания к тексту.


В худой котомк поклав ржаное хлебо,
Я ухожу туда, где птичья звон.
И вижу над собою синий небо,
Косматый облак и высокий крон.
Я дома здесь. Я здесь пришёл не в гости.
Снимаю кепк, надетый набекрень.
Весёлый птичк, помахивая хвостик,
Высвистывает мой стихотворень.
Зелёный травк ложится под ногами,
И сам к бумаге тянется рука.
И я шепчу дрожащие губами:
«Велик могучим русский языка!»
§  Укажите существительные, у которых изменён род.
§  Укажите случаи ненормативного согласования прилагательных, причастий и местоимений с существительными.
§  Укажите случай ненормативного управления.
§  Укажите глагольную форму, образованную с отступлением от литературной нормы. Назовите нормативную форму.
§  Определите отступления от грамматических норм в последней строке.
§  Какую роль играют отступления от грамматических норм в этом тексте? Какие цели преследовал автор, используя их?

Синтаксические нормы. Связь слов в словосочетании

При согласовании зависимое слово ставится в тех же роде, числе и падеже, что и главное. Типичный случай — соединение существительного с прилагательным-определением: круглый стол. При изменении главного слова форма прилагательного также меняется: круглым столом и т. д.
Ошибки, связанные с неправильным согласованием, встречаются в нашей речи постоянно.
Как быть, если грамматический род противоречит смыслу? Врач слово мужского рода, но врачом может быть и женщина. Тогда возникает искушение согласовывать слова по смыслу: опытная врач. Между тем согласование должно опираться на грамматическую форму она хороший врач. Другое дело, когда есть приложение (фамилия: врач Сергеева), так как определение обычно согласуется с ближайшим к нему словом: опытный врач Сергеева, но врач Сергеева, внимательная к больным. Сказуемое при этом всегда стоит в форме женского рода: врач Сергеева осмотрела больных.
Как надо говорить: три красивые коня или три красивых коня? Некоторые уверены: выбор зависит от того, что для нас важнее — количество или качество. Если нужно подчеркнуть, что коней было именно три, то три красивых коня, а если их красоту, то три красивые коня.
На практике преобладает другой принцип: с существительными мужского рода и среднего рода чаще употребляется родительный падеж, а с существительными женского рода — именительный падеж: три гордых коня, но три гордые пальмы. Есть и другие тонкости. Так, притяжательные прилагательные с суффиксами -ин- и -ов- употребляются здесь в форме родительного падежа независимо от рода: три Катиных подруги.
(По П. А. Клубкову)

Условное согласование: Школьный энциклопедический словарь. Русский язык


ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ
Выпишите из предложения все возможные словосочетания, определите тип связи в них.
С горы видна внизу высокая плотина, крепко замкнувшая стремительный бег реки.
СЛОВАРНАЯ РАБОТА
Выпишите словосочетания в три столбика в зависимости от главного слова в них — существительного, прилагательного или глагола.
Узкий в плечах, высокий камыш, подъезжать к гавани, чёрная рябина, ароматный цветок, интересный для нас, вырастим щавель, отмерьте ткань, хрупкий по виду, восхищаться картиной, ползти по дороге, тяжёлый пакет, отчётливый ориентир, участвовать в соревновании, вкусная земляника, сладкий чай, шоколадный по цвету, доставка на дом, дорожить временем, возвести здание, ранние заморозки, ходьба по утрам.
ТВОРЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ
Замените фразеологические обороты словосочетаниями «глагол + наречие».
Ломать голову, слушать раскрыв рот, мчаться высунув язык, работать засучив рукава, жить за тридевять земель, чувствовать себя как рыба в воде, решать не теряя головы, трудиться не разгибая спины.


























ТРЕНАЖЁР









Как пить чай с другом и с сушками, или О многозначности предлогов — Продолжение курса "Жизнь в слове и слово в жизни". Четвертое занятие. 7 класс


ГОТОВИМСЯ К ЕГЭ
Задание 7 № 3886 https://rus-ege.sdamgia.ru/img/briefcase--plus.png
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ЛЖЁТЕ
ВЕКТОРЫ движения
у ОБОИХ учеников
в ТЫСЯЧА девяностом году
с днём РОЖДЕНИЕМ

Задание 7 № 4354 https://rus-ege.sdamgia.ru/img/briefcase--plus.png
В одном из вы­де­лен­ных ниже слов до­пу­ще­на ошиб­ка в об­ра­зо­ва­нии формы слова. Ис­правь­те ошиб­ку и за­пи­ши­те слово пра­виль­но.

ДО­СТИГ­НУ­ЛИ
менее ВОСЬ­МИ­СОТ стра­ниц
ОБЕИХ уче­ниц
КРА­СИ­ВЫЙ тюль
по ДЛИН­НОЙ авеню
Общее понятие о морфологических нормах.
Морфологические нормы — это нормы правильного образования грамматических форм слов разных частей речи (форм рода, числа, кратких форм и степеней сравнения прилагательных и многие другие).

Морфологическая норма регулирует словообразование и словоизменение. Эти нормы обязательно изучаются в школьном курсе русского языка и проверяются в задании 6 ЕГЭ. В морфологии (также, как в синтаксисе и в области произношения) есть сильные и слабые нормы. Сильные соблюдаются всеми, кто владеет русским языком как родным. Слабые легко поддаются воздействию со стороны, плохо усваиваются и часто искажаются. Их наличие определяется многими причинами, в частности, особенностями развития фонетической и грамматической систем русского языка. Так, существовавшие ещё во времена Льва Толстого нормы образования и изменения причастий, деепричастий, прилагательных и других частей речи, существенно изменились в наши дни. Нужно отметить, что для довольно большого списка слов существуют, с одной стороны — разговорные формы, а с другой стороны — литературные, письменные. Но наряду с этим есть и такие формы, которые недопустимы даже в разговорной речи и являются грубым нарушением морфологических норм. Тот, кто обращается к словарям, знает, что в толковых словарях непременно есть пометки «разг».,что значит разговорное, и другие, указывающие на нормативность употребления формы слова том или ином стиле речи.
В заданиях, подобранных в ЕГЭ, от учащихся требуется найти слово с ошибкой и изменить его так, чтобы оно отвечало литературной, письменной норме.
Нормативность употребления того или иного слова проверяется по действующим современным словарям, а не по «интернету» или «википедии». Слова, допускающие две литературные нормы, (а такое бывает!) в заданиях, как правило, не представлены.
Итак, в заданиях из банка ФИПИ, в пособиях различных авторов, а также в материалах экзаменов прошлых лет имеются примеры на ошибки в образовании и употреблении:

ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ (род, число, падеж) ОТКРЫТЬ РАЗДЕЛ в новом окне

ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ (образование сравнительной степени) ОТКРЫТЬ РАЗДЕЛ в новом окне


ИМЁН ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ (падежные формы) ОТКРЫТЬ РАЗДЕЛ в новом окне

МЕСТОИМЕНИЙ (падежные формы) ОТКРЫТЬ РАЗДЕЛ в новом окне


Задание 8 № 9074 https://rus-ege.sdamgia.ru/img/briefcase--plus.png

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ


А) ошибка в построении предложения с однородными членами
Б) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
В) ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом
Г) неправильное построение предложения с косвенной речью
Д) ошибка в употреблении имени числительного



ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) Плохо выраженная мысль — это леность не только речевых усилий, а также леность мысли.
2) Дом находился в полутора часах езды, и мы, посовещавшись, решили выезжать немедленно.
3) Благодаря уникального набора микро- и макроэлементов, аминокислот, лецитина, перепелиные
яйца с успехом используются в косметологии.
4) Спрятавшись за старый дом, находившийся на пустыре, всё было видно.
5) Для Пушкина Татьяна, одна из главных героинь «Евгения Онегина», является идеалом русской
женщины и образцом нравственной чистоты.
6) По утверждению К.И. Чуковского, главная цель детских писателей заключается в том, чтобы
какою угодно ценою воспитать в ребёнке человечность.
7) Владимир говорил, что «я именно тогда в старом русском городке, в Вологде, увлёкся историей,
именно тогда нашёл архивы деда и начал заниматься их изучением».
8) Пользуясь советами специалистов, я смог придумать собственное решение проблемы.
9) Двое пар ботинок, стоящих у стены в прихожей, указывали на то, что кто-то уже опередил нас.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 
A
Б
В
Г
Д





Источник: РЕШУ ЕГЭ
Актуальность: Используется с 2015 года

7.7 НЕПРАВИЛЬНОЕ УПОТРЕБЛЕНИЕ ПАДЕЖНОЙ ФОРМЫ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО С ПРЕДЛОГОМ

К этому типу относятся неправильно построенные предложений с производными предлогами и непроизводным предлогом «пo».
7.7.1 Употребление правильной падежной формы имени существительного при производных предлогах «благодаря», «согласно», «вопреки», «подобно», «наперекор», «наперерез»
После предлогов «благодаря», «согласно», «вопреки», «подобно» и др. имена существительные употребляются только в форме дательного падежа (кому? чему?) и ни в какой другой.
Рассмотрим предложения с ошибкой:
Пример 1. Настоящий успех может быть достигнут только благодаря (чему?) настойчивости, целеустремленности и (чего?) глубоких знаний человека. Если слова «настойчивости, целеустремленности» стоят в дательном падеже (что верно!), то словосочетание «глубоких знаний» употреблено в родительном падеже, его нужно исправить, написав «глубоким знаниям».
Пример 2. Согласно (чего?) сложившихся на флоте традиций, переход через экватор считался знаменательным событием. Заменяем падеж: согласно (чему?) «сложившимся традициям».
Пример 3. Работу на проливе решено было вести, вопреки (чего?) установившихся правил, не летом, а зимой.Заменяем: «вопреки установившимся правилам.»

Примечание 1. Предлог «благодаря» употребляется только тогда, когда речь идёт о причинах, вызвавших положительный результат. Поэтому неудачными следует считать обороты с этим предлогом в сочетании с чем-то отрицательным: Благодаря смерти матери я повзрослел рано. В данном предложении нужно употребить простой предлог «из-за».
Примечание 2. Предлог «благодаря» называется производным потому, что образовался от деепричастия «благодаря». И это совершенно разные части речи. К деепричастию мы ставим вопрос «что делая?» и выделяем запятыми либо как одиночное, либо в составе деепричастного оборота.
Сравните: Он успешно защитил дипломную работу и, (что делая?) благодаря (кого?) руководителя проекта и (ещё кого?) товарищей за помощь и поддержку, вышел из аудитории. Деепричастие «благодаря» является добавочным действием к сказуемому «вышел».
Он успешно защитил дипломную работу благодаря (чему?) помощИ руководителя проекта и товарищей. Нет возможности поставить вопрос «что делая», это не добавочное действие, это предлог. И запятых нет. Запятая в предложениях со словом «благодаря» может служить подсказкой: при предлоге её не бывает.
7.7.2 При существительном есть предлог «по»
Непроизводный предлог «по» в значении «nосле чего-либо» употребляется с именем существительным только в форме предложного падежа, а не дательного
Поэтому приведённые ниже предложения построены неправильно:
По прибытию в Москву он почувствовал себя плохо.
По приезду в Венецию я сразу посетил нескольких своих давних знакомых.
По завершению строительства рабочие оставили на объекте идеальный порядок.
По окончанию курсов английского языка я получил сертификат.
В этих предложениях предлог «по» имеет значение «nосле чего-либо», поэтому слово, стоящее после него, необходимо было употребить в форме предложного, а не дательного падежа:
по прибытии в Москву ( = после прибытия в Москву), по приезде в Венецию ( = после приезда в Венецию), по завершении строительства ( = после завершения строительства), по окончании курсов(= после окончания).

Правильным будет следующее построение этих предложений:
По прибытиИ в Москву он почувствовал себя плохо.
По приездЕ в Венецию я сразу посетил нескольких своих давних знакомых.
По завершениИ строительства рабочие оставили на объекте идеальный порядок.
По окончаниИ курсов английского языка я получил сертификат.

Запомните:
по прибытиИ(= после прибытия),
по приездЕ (= после приезда),
по завершениИ ( = после завершения),
по окончаниИ ( = после окончания).
7.7.3 При существительном имеется производный предлог «ввиду», «вследствие», «в случае», «при условии», «при помощи» и другие
Эти предлоги также возникли в результате перехода из самостоятельных частей речи и требуют от стоящих за ними существительных родительного падежа.
Ввиду (кого? чего?) плохой погоды;
Вследствие (кого? чего?) заморозков;
В случае (кого? чего?) успеха

·         Раздел 2. Морфологические нормы
o    2.2. Имя существительное
·         Раздел 3. Синтаксические нормы

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
§  Познакомьтесь с учебником, прочитав стр. 1 – 6, сформулируйте возникшие вопросы.
§  Прочитайте главу 1 до стр. 12 и выполните упр. 3 - 9
11 класс РЯ 2019 уроки 1-2

Комментариев нет:

Отправить комментарий