понедельник, 18 марта 2019 г.

Сочинение по Дудинцеву о лохматом лаборанте и загадочном воре-философе



Исходный текст

(1)Однажды утром мы в своей лаборатории завели беседу. (2)Начал её наш уважаемый шеф, доктор наук.
– (3)Любопытная вещь! – сказал он, приглашая нас послушать. –
(4)Недавно, разбирая одну надпись на каменной плите, я нашёл вот такое изображение. (5)Там стояло чьё-то имя и было написано: «(6)А жизни его было девятьсот лет».
(7)И он показал нам лист, на котором была нарисована тушью ушастая сова.

– (8)Девятьсот лет! – я не смог удержаться от этого восклицания. – (9)Неужели возможно было когда-нибудь такое долголетие?
– (10)Всё возможно! – гаркнул плечистый, всегда занятый мой сосед, не отрываясь от работы. – (11)Время – загадка. (12)Время может стоять и может очень быстро лететь – я сейчас поясню. (13)В нашем городе несколько лет назад произошёл такой случай. (14)В парке культуры в одном из тенистых уголков собралось много хорошо одетых мужчин на какое-то собрание на свежем воздухе. (15)Позже стало известно, что в парке заседал два часа симпозиум бандитов и воров. (16)Они съехались для суда над своими «товарищами» и вынесли шесть смертных приговоров, из которых пять исполнены. (17)Шестого они не могут поймать, потому что дело это для них осложнилось. (18)Шестой этот был глава всего общества «законников». (19)Он сидел в какой-то из отдалённых тюрем, и там, в одиночке, ему пришла в голову мысль о том, что он в жизни ничего не сделал и ничего не получил, а жить осталось мало. (20)Рассуждал он так: весь смысл жизни бандита – в наиболее лёгком присвоении чужих богатств. (21)А цена и авторитет вещей в человеческом обществе катастрофически падают. (22)Он понял, что на смену вещам неуклонно идёт красота человеческой души, которую не купишь за деньги и не украдёшь. (23)Красота души свободна. (24)И так мой бандит открыл, что он за всю свою жизнь никогда не имел таких «вещей», как одобрение людей, дружба с человеком, истинная любовь. (25)Нечто вроде денежной реформы произошло. (26)Да… (27)В общем, этот человек написал все свои соображения в большом письме к братьям-«законникам» и заявил, что слагает с себя «сан», уходит в общество работающих людей и намерен каким-нибудь выдающимся поступком завоевать то, чего ещё не знал в жизни. (28)Теперь смотрите, в каком положении оказался наш бандит. (29)За всю свою жизнь он получил в разных судах в общей сложности двести лет тюрьмы. (30)Он понимал, что государство не «разменяет» ему этот срок. (31)С другой стороны, отлично зная порядки в общине «законников», он осознавал, что «братцы» не простят ему измены и где-то уже наточен для него нож. (32)А ему нужно было прожить хотя бы несколько лет и сделать то, ради чего он пошёл на такой шаг. (33)И он совершил свой последний побег. (34)Он был достаточно богат, и, почти как в сказке, нашлись врачи, которые сумели заменить всю кожу на его лице и голове, вместе с волосами, и на руках. (35)Они и с голосом ему что-то сделали. (36)Это были великие мастера. (37)Бандит получил безупречнейшие документы и стал новым человеком. (38)В три года он закончил два института. (39)Сейчас он доводит до конца своё дело. (40)Он задумал очень большое дело, хочет сделать людям подарок… (41)За этим человеком охотятся исполнители приговора. (42)Настигнут обязательно. (43)Осталось очень мало времени. (44)И человек намерен за год или за два успеть прожить заново свою жизнь. (45)А что бы получилось, живи он с максимальной интенсивностью все годы? (46)Жизни у него было бы, может, побольше, чем девятьсот лет.
– (47)Вы имеете в виду, конечно, содержание жизни, а не её продолжительность? – сказал шеф.
– (48)Да! (49)Содержание! (50)То, чем мы наполняем сосуд времени. (51)Его надо наполнить только самыми сильными наслаждениями, ощущениями величайших радостей…
– (52)Это проповеди чистейшего эгоизма. (53)Вам бы всё радоваться, наслаждаться! (54)А мне кажется, что надо и для народа поработать. (55)Как вы считаете? – послышался голос заведующего кадрами.
– (56)Вы отстали, вот как я считаю. (57)Вы полагаете, что радость, наслаждение – это грех. (58)И что работа для людей – это ваша публичная обязанность. (59)Мой бандит по сравнению с вами – передовой человек. (60)Все ваши радости он испробовал, и они ему осточертели. (61)Он теперь признаёт единственную радость – то, что вы считаете суровой обязанностью.
– (62)Скажите… – начал после минуты молчания шеф. – (63)Откуда вы знаете такие подробности? (64)Ведь человек этот переменил лицо, имя. (65)Он, наверное, не дурак и не открывается первому встречному.
– (66)Я для него не первый встречный.
– (67)Вы должны выдать его, если вы сознательный человек, – вдруг заметил завкадрами. – (68)Он совершил столько преступлений и бежал из тюрьмы…
– (69)Это уже не бандит. (70)Он сейчас безопасен. (71)Когда он сделает своё дело, сам выдаст себя людям, – сказал наш товарищ. – (72)А теперь извините. (73)Я должен пойти посмотреть показания приборов.
(По В.Д. Дудинцеву*)
*                                                Владимир Дмитриевич Дудинцев (1918–1998) – русский советский писатель.



СОЧИНЕНИЕ


В тексте Владимира Дудинцева рассказывается, как в одной из лабораторий зашел разговор о долголетии, и обычно молчаливый сотрудник неожиданно рассказал целую историю про вора в законе, который остаток жизни решил посвятить настоящим ценностям, которых не купишь: признанию людей, настоящей дружбе, истинной любви, красоте души. Изменив внешность и даже голос, этот человек в три года закончил два института и, по словам молчаливого плечистого сотрудника, сейчас доводит свое дело до конца – «хочет сделать людям подарок…».  
По всей видимости, молчаливый сотрудник так разговорился потому, что он тоже хотел бы прожить целую жизнь за 1-2 года, но так, чтобы эта настоящая и свободная жизнь была наполнена «только самыми сильными наслаждениями, ощущениями величайших радостей». 
Молчаливый сотрудник считает, что настоящая цель человека - сделать  жизнь радостью, наслаждением и что, если человек будет свободно служить красоте, общественная польза станет не обязанностью, а единственно возможным наслаждением. 
Мне кажется, что молчаливый сотрудник и есть этот человек, задумавший сделать людям подарок, а затем выдать себя. Во всяком случае – близкий человек, иначе как понимать слова молчаливого сотрудника: «Я для него не первый встречный». И откуда сотрудник лаборатории может знать о сокровенных намерениях этого бывшего вора: «И человек намерен за год или за два прожить заново свою жизнь». 
Понятно, что в тексте Дудинцева очень тонко и деликатно рассматриваются общие вопросы смысла человеческой жизни, а также вопрос о необходимости переоценки ценностных ориентаций человека и общества.  
Человек из рассказа Дудинцева, бывший вор в законе, понял, что на смену материальным ценностям, вещам, так сказать, “неуклонно идет красота человеческой души”, что “красота души свободна”, и решил пожить свободным человеком хотя бы несколько лет. Те, кто слушали лаборанта, не услышали в его словах проповеди, не прислушались. К сожалению, услышали только, что вор скрывается от правосудия, бежав из тюрьмы. Лаборант называет своего героя “передовым человеком”, утверждает, что бывший вор и бандит прогрессивнее членов общества. 
Я согласен с точкой зрения сотрудника (думаю, автор Дудинцев солидарен с героем в этом вопросе), что мы растрачиваем наши жизни впустую, что сосуды отпущенного нам времени не наполнены ни радостью, ни наслаждением. Тенденции современного общества ретроградны, и современный человек, мне кажется, все больше становится несвободным. Мераб Мамардашвили как-то сказал, что если человечество усвоит хотя бы Пушкина, то совершит качественный скачок в своем духовном развитии.  О содержании человеческой жизни Пушкин писал еще 1836-м: 
 По прихоти своей скитаться здесь и там, 
Дивясь божественным природы красотам, 
И пред созданьями искусств и вдохновенья 
Трепеща радостно в восторгах умиленья.          
— Вот счастье! вот права... 

А о радости писал (и пел) Гребенщиков в 2009-м: 

Когда то, что мы сделали,
Выйдет без печали из наших рук, 
Когда семь разойдутся,
Чтобы не смотреть, кто войдет в круг,
Когда белый конь
Признает своих подруг,
Наступит день радости. 

Проблемы:

1.  Проблема философского осмысления времени. (Что такое время? Какими характеристиками обладает время? Может ли время менять скорость?)

2.  Проблема отношения к долголетию. Проблема соотношения продолжительности жизни и её содержания.

(Как соотносятся продолжительность жизни и её содержание? Что важнее: продолжительность жизни или её содержание?)

3.  Проблема переоценки ценностей. (Когда происходит переоценка ценностей? Каковы последствия переоценки ценностей? Каковы причины переоценки ценностей?)

4.  Проблема истинных и ложных ценностей в жизни человека. (Какие ценности являются истинными, а какие  — ложными?)

5.  Проблема смысла жизни. (В чём заключается смысл жизни?)

 

Позиция автора:

1.  Время  — загадка. Оно может стоять, а может стремительно лететь, поэтому иногда человек за короткий промежуток времени как будто проживает целую жизнь.

2.  Люди часто хотят жить дольше, нежели это возможно биологически. Однако гораздо важнее не продолжительность жизни, а её содержание: за более короткий, но осмысленный, наполненный стремлением к высокой цели промежуток человек может достичь гораздо большего, чем за долгую, но бессмысленную жизнь.

3.  Человек, когда он находится в состоянии уединения, когда он может смотреть на мир без спешки, без суеты, когда он понимает ценность времени, начинает иначе воспринимать свою жизнь, становится чище, пытается исправить ошибки, совершённые прежде, успеть пожить другой, более полноценной жизнью, посвятить себя истинным, а не ложным ценностям. И его жизнь меняется полностью  — такой человек становится другим.

4.  Истинная ценность  — это красота души, созидательный труд, дружба, любовь, понимание. Материальные ценности являются ложными. Они со временем утрачивают свою кажущуюся значимость.

5.  Смысл жизни состоит не в погоне за вещами, не в накоплении материальных ценностей, а в радости и наслаждении от работы, которая приносит благо обществу, в стремлении к красоте души, к любви, дружбе.

Комментариев нет:

Отправить комментарий