воскресенье, 11 мая 2025 г.

Три вида логической связи в ЕГЭ-сочинении

 3 вида смысловой связи (27 задание ЕГЭ)

Структура комментария

Вспомним предложенные для анализа ВИДЫ СВЯЗИ

📍Причинно-следственная связь

Напомню: центральной и самой объёмной частью экзаменационного сочинения является КОММЕНТАРИЙ.

Структура комментария

▪️1 пример-иллюстрация с пояснением

▪️2 пример-иллюстрация с пояснением

▪️смысловая связь между примерами и её анализ

🚩Поговорим о смысловой связи, остановившись на некоторых её видах.

Помним, что примеры должны ярко иллюстрировать сформулированную вами проблему текста! Связь между примерами показывает, что ВЫБОР ИМЕННО ЭТИХ ДВУХ ПРИМЕРОВ является  обоснованным!

Помним, что примеры должны ярко иллюстрировать сформулированную вами проблему текста! Связь между примерами показывает, что ВЫБОР ИМЕННО ЭТИХ ДВУХ ПРИМЕРОВ является обоснованным!

Итак, СВЯЗЬ может находиться в любой части комментария: предварять примеры; быть "мостиком" от первого примера ко второму; завершать оба примера, являясь неким итогом. Последний вариант используется выпускниками чаще всего.

Деление комментария на абзацы тоже может быть подчинено замыслу пишущего, общей логике построения данной части сочинения.

Вспомним предложенные для анализа ВИДЫ СВЯЗИ

Для анализа предложено 8 видов смысловой связи между примерами

Для анализа предложено 8 видов смысловой связи между примерами

Работая с текстовым материалом, старайтесь сразу же обращать внимание на все примеры, которые могут быть использованы вами в качестве иллюстрации к проблеме. Имейте в виду: примеров в тексте может быть несколько, поэтому и смысловая связь между ними может быть различной.

Чаще всего выпускники подходят к этой части работы формально, потому что не имеют представления о том, "что за зверь" эта смысловая связь.

Конечно, указанных видов связи немало, но всё ж таки чаще всего мы имеем дело с несколькими из них. Это не значит, что прочие стоит отмести и забыть. Это означает лишь то, что некоторые виды связи найти и проанализировать будет проще.

Данные виды смысловой связи  встречаются достаточно часто.

Данные виды смысловой связи встречаются достаточно часто.

📍Причинно-следственная связь

1 пример - причина, 2 - следствие того, о чём шла речь в 1 примере ("в результате", "вследствие этого", "в связи с этим", "вот почему", "поэтому"...)

1 пример - причина, 2 - следствие того, о чём шла речь в 1 примере ("в результате", "вследствие этого", "в связи с этим", "вот почему", "поэтому"...)

В первом примере рассматриваем какое-либо явление/событие (причину), а во втором - результат (следствие из него). То есть показываем закономерность: "если..---> то..."

Что интересно, последовательность может быть обратной: называем результат, а потом выходим на его причину:

"это именно так, потому что..."

🚩Например, автор рассказывает об ошибках воспитания ребенка, а потом говорит об итогах такого воспитания.

Или же показывает нам результат воспитания, а потом указывает на то, что послужило причиной.

🚩"Причинно-следственная связь между изображёнными событиями помогает автору акцентировать внимание на том, что многие поступки, совершённые в юности, накладывают отпечаток на дальнейшую жизнь человека." (Пример из сочинения)

💥 Анализ данного вида связи (клише) 👇

▪️Приведённые примеры показывают причины и следствия поступков героев...

▪️Анализируя эти примеры, мы понимаем причину изображённых событий...

▪️Таким образом, эти примеры позволяют понять, почему...

▪️Второй пример помогает увидеть последствия...

▪️Причиной этого является...

▪️Следствием этого события стало...

📍Противопоставление

1 пример, НО ("зато", "однако", "же", "напротив"...) 2 пример.

1 пример, НО ("зато", "однако", "же", "напротив"...) 2 пример.

Все мы помним принцип противопоставления : "+ и -"

Автор часто использует приём противопоставления, что позволяет показать плюсы одного и минусы другого. В этом случае нужно подбирать именно такие примеры, в которых это противопоставление ярко отражено.

💥 Анализ данного вида связи (клише) 👇

▪️Автор противопоставляет эти примеры, чтобы показать...

▪️Противопоставление фактов/характеров героев помогает понять мысль автора о том...

▪️В этом противопоставлении можно увидеть...

▪️Противопоставляя факты, автор подчеркнул главное: ...

▪️Размышляя над проблемой, автор противопоставляет...

🚩"Противопоставляя красоту женщины её чёрствой душе, автор подчёркнул главное: облик человека может быть обманчивым. За приятной внешностью может скрываться равнодушие, холодность и бессердечность." (Из сочинения)

🚩"Анализируя эти примеры, мы видим, что автор противопоставляет разные душевные состояния человека: отчаяние и силу духа, панику и спокойную сосредоточенность. Только преодолев в себе слабость, можно пережить надвигающиеся на тебя горести и страдания." (Из сочинения)

📍Сопоставление/сравнение/ аналогия

1 пример, ТАК И  2 пример ("с одной стороны", "с другой стороны", "так же", "точно так", "как.., так и"...)

1 пример, ТАК И 2 пример ("с одной стороны", "с другой стороны", "так же", "точно так", "как.., так и"...)

Если в тексте сравниваются какие-то явления, поступки, точки зрения, ситуации,значит, в композиции использован приём сравнения.

💥 Анализ данного вида связи (клише) 👇

▪️Сопоставляя поведение героев/разные мнения/взгляды, автор обращает внимание на...

▪️Если сопоставить отношение героев к..., то можно прийти к выводу...

▪️Сравнивая эти факты, понимаешь...

▪️Сопоставление этих примеров позволяет автору показать неоднозначность ситуации...

▪️Сопоставляя разные мнения, автор подчёркивает...

▪️Для сравнения обратимся к другому примеру...

▪️Сравним две ситуации...

▪️Для сравнения автор обращается к ...

▪️Сравнивая этих героев, мы видим...

▪️Автор проводит аналогию между...

🚩"Как видим, автор проводит аналогию между природным явлением и внутренним миром человека, показывая преображающее воздействие любви." (Из сочинения)

🚩"Из сопоставления этих примеров рождается очень грустная мысль: наше плохое отношение к людям часто беспричинно и ни на чём не основано". (Из сочинения)

⚡️⚡️⚡️ Внимание!

Не стоит писать: " Оба примера связаны и дополняют друг друга". Про то, что связаны, и говорить не надо: в тексте всё связано, в том числе и предложения.

В большинстве случаев фраза "дополняют друг друга" является формальной отпиской. К ней прибегают в том случае, когда затрудняются определить вид связи.

Но ведь действительно встречаются такие тексты, где примеры "на равных" выполняют какую-то функцию. Между ними напрашивается "И". НО ВРЯД ЛИ АВТОР БУДЕТ ДВАЖДЫ ПИСАТЬ ОБ ОДНОМ И ТОМ ЖЕ. Если примеры похожи друг на друга, то всё равно они не являются равнозначными. Зачем автору второй точно такой же пример? Очевидно, что он не такой же! Второй пример что-то "усиливает" (впечатление, ощущение...), "выделяет", "подтверждает" (см.виды связи). И даже если мы оставляем "дополняют друг друга", то развёрнуто объясняем, что вкладываем в эту фразу.👇

Выделение главного. Детализация. Обращаем внимание, что условно "примеры дополняют друг друга".

Выделение главного. Детализация. Обращаем внимание, что условно "примеры дополняют друг друга".

🚩1. "Приведённые примеры, дополняя друг друга, показывают, что старинная архитектура не только напоминает человеку о важных исторических событиях, но и делает город уникальным - именно в этом и заключается её ценность." (Из сочинения)

Сравни❗️

🚩2. Дополняя друг друга, эти примеры показывают важность сохранения памятников архитектуры". (Из сочинения)

Второй пример НЕ ПОКАЗЫВАЕТ, В ЧЁМ ИМЕННО второй пример ДОПОЛНЯЕТ первый.

Поэтому, если вы рассчитываете использовать фразу "примеры дополняют друг друга", то обязательно поясните, в чём смысл этого дополнения.

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий