пятница, 4 декабря 2020 г.

Сочинения на тему "Всё о тексте написано в тексте"

Всё о тексте написано в тексте

Рассказ Окуджавы про мышку-телезрителя действительно содержит в себе самом всё необходимое для его понимания.

Во-первых, почти весь текст представляет собой повествование (от зимнего вечера, когда мышка появилась, до злосчастного дня, когда вдруг в углу что-то щелкнуло), а в повествовательном тексте события говорят сами за себя.

Во-вторых, сам характер повествования, выбор слов показывает отношение автора к происходящему: уселась у моей ноги, нехотя удалилась, деликатно отодвигалась, утерлась лапкой, уставилась на экран. Так Окуджава описывает мышку, разделившую с поэтом его одиночество, так описана родственная душа, деликатная мышка-одиночка.

В то время как нашествие мышей в прошлом году описано совсем другими словами: вскарабкивались на шторы, оставляли отвратительные следы и плодились за шкафом, выползали оттуда...

Понятно, что Окуджава боялся повторения мышиного года, но когда увидел, что появившаяся мышь - одна, такая же, как и сам поэт, одиночка, успокоился и даже полюбил ее.

Что всё в тексте - подтверждает и реакция на гибель мышки в финале Фазиля Искандера: "что насмерть!", - сокрушенно вскрикнул писатель.

150 слов

Всё о тексте написано в тексте

В процессе чтения у читателя возникают вопросы, новые идеи; он переживает и обдумывает прочитанное. Но если вчитаться внимательнее, ответы на все вопросы можно найти в тексте. Автор может ответить на них прямо, или намёками, или, казалось бы, не ответить вовсе. Но как же найти ответ, если его нет?! В поступках героев, в их мыслях, переданных автором, даже в обычном описании может прятаться этот ответ.

Обращусь к замечательному рассказу Булата Окуджавы о мышке. У читателя может появиться вопрос: почему же вдруг автор, не любивший мышей, так привязался к этому маленькому существу? Ведь это не была какая-то особенная порода мышей, этот грызун не сделал ничего примечательного…

Так может показаться на первый взгляд. Поведение мышки было интересно хотя бы тем, что она вместе с рассказчиком смотрела телевизор. Казалось, ей тоже было скучно и одиноко, поэтому это маленькое, беззащитное существо пришло к человеку. Автор говорит не без радостного удивления: «Вдруг я понял, что она хороша!». Она не была похожа на своих серых соплеменников, она обладала каким-то своим, мышиным, обаянием.

Вот и ответ. Ответ, спрятанный между строк, в подтексте.

В заключение хочется сказать, что у каждого читателя возникают вопросы в процессе чтения, и на все можно найти ответы. Как верно заметил И. Золотусский, «Всё о тексте написано в тексте». Я считаю, что залогом понимания, осознания прочитанного является вдумчивое чтение.

214 слов



Всё о тексте написано в тексте. 

Подразумевается, что для анализа текста хватает того, что находится в нем. Но если изолировать текст от автора, от времени, от культуры того времени, то что тогда останется? Не больше чем набор слов, который каждый может трактовать на свой лад, а большая часть читающих вообще ничего не поймет. 

В данном случае текст не очень серьезный, поэтому его можно попробовать проанализировать без сторонних источников. 

В тексте не поднимаются вопросы, свойственные определенному времени, это просто трогательная история о мужчине и мышке. 

Но даже в этом случае я бы почитал об авторе, посмотрел бы интервью с ним, чтобы понять, что это за человек. 

Получается, что тексты о "вечном" можно читать как самостоятельные, но вообще я с этим абсолютно не согласен, так как они были написаны в эпоху определенных представлений о проблематике этих самых текстов, и лучше быть знакомым с этими представлениями. 

137 слов


Всё о тексте написано в тексте. 

Рассказ Б. Ш. Окуджавы "Мышка" повествует человеке, который нашёл друга в лице обыкновенной мыши. Как и большинство людей герой сначала испытывал отвращение к этим мелким тварям и тытался с ними бороться. Но однажды его внимание привлекло необычное поведение животного. Мышь внимательно смотрела в экран телевизора. Мне кажется, главный герой в этот момент увидел в этом зверьке что-то близкое ему, ведь мышка тоже была одна. Он вдруг увидел в ней того, кто может составить ему компанию, скрасить его одинокие вечера. Человек привязался к этому маленькому зверьку. 

Но однажды мышь попала в ловушку, которую сам герой и поставил когда-то. Этим и закончилась их короткая дружба. Товарищи героя, после того, как услышали эту историю, несомненно, пожалели бедную мышку, хотя никто из них, скорее всего не был любителем мышей. Фазиль даже не сразу смог поверить в ее гибель и воскликнул:"Неужели насмерть?!". 

Я думаю, автор не пытался вносить в рассказ какой-то сокровенный смысл, понятный ему одному. Эту историю поймет каждый человек, ведь все мы испытываем привязанность и понимаем как сложно терять близких. Автор не оприсывает чувства героя после гибели мышки, потому что читателю они понятны. А реакция Фазиля является очень предсказуемой. Несомненно, на его месте я бы отреагировала так же. Именно поэтому про это произведение можно сказать, что "всё о тексте написано в тексте"

209 слов




Всё о тексте написано в тексте

И. Золотусский писал: «Все о тексте написано в тексте». По моему мнению, Золотусский в своём высказывании подразумевал, что анализ текста, его композиции, деталей и контекста позволяют понять его смысл. Вся информация, представленная в тексте в явном или скрытом смысле при помощи многообразия языковых средств, содержит в себе основные тезисы автора.  Переосмыслив их, читатель способен извлечь главную идею, заложенную в произведении. Золотусский утверждает, что ответы на любые вопросы по тексту, связанные с его пониманием, находятся в нем самом.

Обратимся к рассказу Б.Ш. Окуджавы, в котором повествуется о воспоминаниях рассказчика, связанных с неожиданной смертью мышки, ставшей для него настоящим другом. Последний абзац текста композиционно завершает повествование главного героя и содержит в себе подтекст, который позволяет уяснить смысл всего рассказа. В нем заключена психологическая оценка исхода событий. Неожиданность концовки, которая ознаменовалась непредвиденной смертью мышки, тесно связана со вскрикиванием Фазиля. Автор вводит второстепенного персонажа для того, чтобы акцентировать внимание на внезапности смерти мышки, заставить читателя переживать вместе с героями.

Таким образом, проведённый мною анализ композиции и смысла текста позволяет подтвердить справедливость слов Золотусского. Для того чтобы понять основной замысел автора, нам пришлось прибегнуть к анализу самого текста, выявить связи между его элементами. Действительно, основная информация, значимая для понимания рассказа, содержалась в нем самом.

199 слов





МЫШКА

Однажды зимним вечером я сидел в Переделкине у телевизора. Вдруг из-за дивана вышла мышь и уселась у моей ноги. Я закричал с отвращением. И она исчезла под диваном.  

***

Покой рухнул. Я вспомнил прошлогоднее нашествие мышей: как я, забросив все дела, расставлял мышеловки, рассыпал отравленные зерна, прятал пищу, брезговал к ней прикасаться...

А они продолжали бесчинствовать. Их становилось все больше и больше. Они вскарабкивались по шторам, пищали, повсюду оставляли свои отвратительные следы и плодились за шкафом, и розовенькие их наследники время от времени выползали оттуда на свет Божий...

Так продолжалось с месяц. Я выдохся, опустил руки. Вдруг они исчезли. Специалисты объяснили, что это был какой-то специфический мышиный год. И вот теперь снова?!

Я замер на диване, а она уселась у моей ноги. Я шевельнул ногой — она исчезла.

Страх и отвращение бушевали во мне. Я вытащил из чулана мышеловку, зарядил ее и поставил в темном углу.

Я плохо спал. Весь следующий день ее не было. Но вечером, едва я уселся перед телевизором, она возникла. Она сидела у моей ноги, спиной ко мне, не шевелясь, глядела на экран. Я шевельнул ногой — она нехотя удалилась. Я замер — она вышла из-за дивана и снова уселась на прежнее место.

Странно, но я уже не испытывал отвращения, напротив, какой-то интерес, какое-то ненавязчивое любопытство проснулось во мне. Чего она хочет? 

Я наклонился к ней, чтобы присмотреться, но она исчезла.

В течение следующих дней все свершалось по уже установившемуся распорядку. Я постепенно разглядел ее. Она была хороша! Я увидел ее маленькие сверкающие глазки, и изысканную мордочку, и светло-серую шубку, и выразительный хвостик крендельком.

Она привыкла. Она перестала убегать под диван, а просто чуть-чуть деликатно отодвигалась в сторону, стоило мне пошевелиться.

Я положил на пол кусочек печенья. Она его с аппетитом погрызла, утерлась лапкой и вновь уставилась на экран.

***

Прошел месяц, чего только не испробовала она, чем только не лакомилась: и печеньем, и салом, и колбаской... Я привык к ней, мало того — привязался. Теперь было бы странно смотреть телевизор в прежнем одиночестве. Не знаю, чем она занималась днем, но вечером зажигался экран, и она тотчас усаживалась перед ним. Мне было хорошо! Я даже перестал вспоминать прошлогоднюю стаю серых животных, эту беснующуюся толпу.

Я вообще не любитель толп. Слава Богу, что хоть у меня их не было, они отбушевали. И это маленькое изящное существо в светло-серой шубке тоже, видно, склонно к уединению и вряд ли тоскует по своим суматошным соплеменникам...

Днем я, как всегда, работал за своим столом. Зимой темнеет рано. Я подумал, что скоро включу телевизор — и мы усядемся с нею вдвоем... 

Вдруг в углу что-то громко щелкнуло... Присмотрелся — а это сработала мышеловка, о которой я успел позабыть! Кинулся к ней — а в ней моя мышка!..

***

Как-то у меня сидели друзья. Я рассказал им эту историю. Все удрученно замолкали.

Лишь Фазиль вскрикнул: «Неужели насмерть?!»

Комментариев нет:

Отправить комментарий